«Быстрые суды» для запрещенных властями митингов

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в статью 19 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Гражданский процессуальный кодекс РФ». В пояснительной записке к документу говорится, что «законопроект направлен на совершенствование отдельных положений указанных законодательных актов в целях обеспечения более полной реализации установленного Конституцией РФ права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования».

Автор поправок – депутат-единоросс Анатолий Иванов – предлагает, в частности, переформулировать ст. 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусмотрев в ней положение о возможности обжалования действий (бездействия) органов власти в судебном порядке.

Судам предлагается установить конкретные сроки для рассмотрения подобных заявлений – «в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия». Заявление, поступившее в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия или в день проведения публичного мероприятия, суды должны будут рассмотреть немедленно.

Поводом для написания поправок стало определение Конституционного суда, сказал Иванов «Газете.Ru». В апреле 2009 года КС определил, что споры между организаторами акций и властями по поводу места и времени проведения акций могут рассматриваться судами, причем до даты проведения мероприятия. В определении КС провел аналогию с избирательным законодательством. По словам Иванова, именно его он и взял за образец.

«В комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, куда передан законопроект Иванова, «Газете.Ru» сообщили, что эта инициатива еще не рассматривалась. В то же время председатель комитета Сергей Попов назвал законопроект «юридическим нонсенсом», пояснив, что поправки, касающиеся судов, «должны вноситься не в закон «О митингах», а в Уголовно-процессуальный кодекс».

Официально смену места и времени органы власти требуют под предлогом защиты публичных интересов немитингующих граждан (беспрепятственный проезд, проход и прочее).

Как пояснил «Коммерсанту» Анатолий Иванов, власти делают это именно с целью «сорвать акцию». Какими-либо иными целями, по его мнению, сложно объяснить многие случаи, когда властные органы сначала принимают к сведению уведомление организаторов, а за несколько дней до проведения акции неожиданно предлагают иное, обычно безлюдное место и малоподходящее время. Организаторы вынуждены соглашаться и на это, так как оспорить решение в суде, не отменив при этом акции, они не могут. По данной проблеме летом этого года Конституционный суд (КС) РФ вынес решение, согласно которому органы власти обязаны предъявлять веские доводы в доказательство того, что акция в назначенном месте и времени невозможна «в связи с необходимостью защиты публичных интересов». Кроме того, КС указал, что судебные разбирательства по искам организаторов акций должны происходить «до даты проведения планируемого мероприятия».

Оппозиционные партии еще в 2004 году, когда был принят закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», назвали его «законом о запрете митингов, демонстраций и шествий», напоминает «Коммерсант». Ведь органы госвласти и местного самоуправления (ст. 7 закона) вправе предложить организаторам поменять «место проведения публичного мероприятия» (ст. 8) и «время проведения» (ст. 9). Организаторы вправе отказаться от этого, но тогда акции грозит отмена. Отмену можно оспорить в суде (ст. 19), но судебное разбирательство обычно затягивается настолько, что пропадает всякий смысл в уличной акции, которая обычно замышляется акцией протеста и проводится по вполне конкретному поводу.