Бланки ОСАГО будут строго квотированы

Для предотвращения мошенничества за страховыми полисами начнут усиленно следить.

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о квотировании бланков обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО).

Как сообщается, поправки в статьи 25 и 26 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» уточняют порядок изготовления и приобретения бланков страховых полисов ОСАГО и направлены на предупреждение недобросовестных действий страховщиков.

В частности, на профессиональное объединение страховщиков возлагается функция по организации обеспечения страховщиков бланками полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций в рамках международных систем страхования.

Кроме того, в правилах профессиональной деятельности предполагается закрепить порядок обеспечения членов профессионального объединения страховщиков указанными бланками в зависимости от показателей их деятельности, характеризующих финансовую устойчивость, платежеспособность и соблюдение условий членства в профессиональном объединении. В целях выработки объективных критериев, предъявляемых к деятельности страховщиков, в данной части предлагается согласовывать указанные правила с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

В прежней редакции законопроекта профессиональное объединение страховщиков предлагалось наделить правом устанавливать порядок квотирования изготовления бланков полисов обязательного страхования и порядок приостановления отгрузки этих бланков организациям, систематически нарушающим требования страхового законодательства и правила профессиональной деятельности.

Как ранее сообщал «Гудок», обанкротившиеся страховщики не спешат возвращать неиспользованные бланки полисов ОСАГО. За последние пять лет с рынка не было изъято около 2,5 млн бланков. «Ежегодно более 500 тыс. автовладельцев фактически могут купить недействительный полис», – заявил депутат Государственной думы Владислав Резник. Парламентарий отметил, что сегодня недобросовестные компании, находящиеся на грани ухода с рынка, наращивают продажи полисов, а потом исчезают с деньгами клиентов.В итоге автолюбители не получают компенсации в случае дорожно-транспортных происшествий.

Зампред комитета Российского союза автостраховщиков (РСА) по противодействию страховому мошенничеству Владимир Хомяков рассказал «Гудку», что в ближайшее время количество мошенничеств на страховом рынке может значительно вырасти. «С 1 января 2011 года вырастет уставный капитал страховщиков, – отметил он. – В связи с этим с рынка уйдёт примерно 155 компаний. РСА уже отслеживает запасы бланков у автостраховщиков, чтобы те не заказывали слишком много. Но законодательно эта норма пока не прописана, и, по сути, страховщики могут требовать сколько угодно бланков».

Замгендиректора страховой группы «Межрегионгарант» Алексей Фатеев рассказал «Гудку», что страховые агенты нередко стараются убедить клиентов купить полис ненадёжной компании, потому что они получают за это комиссию – до 50%. По его словам, вычислить мошенников несложно. «В кибитках, стоящих возле мест регистрации автомобилей, навязчиво предлагают компании, названий которых вы даже и не слышали, и уверяют, что все компании одинаковы, а если что и случится, то РСА всё выплатит», – пояснил он, отметив, что механизм ограничения или приостановления выдачи бланков будет эффективно работать в отношении скомпрометировавших себя компаний.

Между тем адвокат по вопросам страхования Антон Басин считает, что квотирование не убережёт от мошенников. «Невозможно определить, сколько компании нужно бланков. Прежде чем заключать договор со страховой компанией, граждане должны выяснить её устойчивость в Росстрахнадзоре. Данные обо всех ненадёжных страховщиках есть на сайте ведомства, – пояснил он. – Чтобы уменьшить риск получения поддельного полиса, лучше покупать его в офисе страховой компании, а не у агентов».

Сообщалось также, что, по данным Российского союза автостраховщиков, убыточность (соотношение сборов и выплат) по ОСАГО в настоящее время превышает 70%.

По мнению экспертов, причины ее роста — устаревшие базовые тарифы, не менявшиеся уже семь ле т, в то время как стоимость услуг автосервиса и запчастей, а также число дорожно-транспортных происшествий растет. В автокаско убыточность еще больше, отмечают в союзе автостраховщиков.