Автор нового стандарта школы о реформе образования

Во вторник, 15 февраля, завершается общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10–11 классы). Он предполагает для обязательного изучения четыре предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультуру и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученики могут выбирать на своё усмотрение. Суть реформы пояснил на пресс-конференции издания Lenta.ru Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков новых стандартов, управляющий директор издательства «Просвещение».

Отвечая на вопрос читателей о причинах массового неприятия новых стандартов, Кондаков сообщил, что на днях ему удалось пообщаться с Сергеем Волковым (автором письма президенту, премьеру, министру образования и председателю Госдумы – STRF.ru). Полуторачасовая беседа привела к пониманию.

«Я признаю, что, к сожалению, разработчики не смогли понятный специалисту текст перевести на понятный для всех язык, – заявил Кондаков.

– По результатам обсуждений мы внесли более двухсот правок в стандарт. Думаю, что новый вариант будет более понятным для широкой общественности».

Александр Кондаков: «Я доволен тем общественным обсуждением, которое возникло спонтанно в последние две–три недели и является на самом деле очень критическим. Это тоже хорошо. Мы внимательно мониторим все замечания и учитываем те из них, которые носят конструктивный и важный характер»Александр Кондаков удивлён, почему в интернете муссируется тема перехода к «полуграмотности» школьников. Где в стандарте написано, что ученик может обойтись без изучения русского языка, математики, физики, химии и т.д.? Внимательнее читайте текст документа, призывает автор, тогда многие вопросы сами собой снимутся.

Полностью бесплатными останутся 9 или 10 обязательных предметов: 36 часов учебной нагрузки и внеурочная деятельность. Платить придётся только за то, что выходит за рамки гарантированного Конституцией бесплатного общего образования.

По словам Кондакова, проект стандарта опубликовали на сайте Министерства образования и науки РФ в ноябре 2010 года: «Я доволен тем общественным обсуждением, которое возникло спонтанно в последние две–три недели и является на самом деле очень критическим. Это тоже хорошо. Мы внимательно мониторим все замечания и учитываем те из них, которые носят конструктивный и важный характер».

Стандарт написан с учётом результатов восьмилетнего эксперимента по профильной школе. Такие курсы, как естествознание, преподаются в школе уже более десяти лет. Курс «Русская словесность» – это интегрированный курс русского языка и литературы, сейчас он создаётся и апробируется.

Курс «Россия в мире» – результат дискуссии с историками, которые согласились завершить в 9 классе изучение истории от Древнего мира до XXI века, а в 10–11 классе ввести интегрированный курс, который объединяет знания из истории, культуры, географии, политики и так далее, пояснил Александр Кондаков. Этот курс нацелен на то, чтобы дети научились принимать разные точки зрения, оценивать их, высказывать собственное мнение, вести дискуссии, быть активными участниками того общества, в котором они живут, понимая все сложные замечательные и не очень стороны нашей российской истории. Прообраз этого курса («Россия в глобальном мире» – STRF.ru) был апробирован в большом количестве школ, почти 300 тысяч детей принимали в этом участие.

Стандарт планируется начать вводить в экспериментальном режиме с 2013 года. Ещё есть время для апробации основных его элементов.

Как именно планируется воплощать концепцию предметов по выбору? У нас не настолько большие школы, чтобы обеспечить наполнение всех возможных факультативов. Что тогда делать: брать что дают?

«Мы очень внимательно следим за опытом школ старшей ступени, то есть тех, где учатся только 10–11 классы, – объяснил Кондаков. – Думаю, что за этим будущее, поскольку это позволяет концентрировать и материально-технические, и кадровые ресурсы».

Насколько ученики готовы к самостоятельному выбору предметов? Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее большинство подростков в пятнадцатилетнем возрасте определились со своим будущим направлением профессионального образования. Даже если речь не идёт о выборе конкретной профессии, склонности и предпочтения по профильному направлению к этому возрасту становятся для большинства очевидными. Только около 5 процентов старшеклассников – и это абсолютно нормально – находятся в зоне неопределённости. В контексте стандарта актуальной снова становится профориентационная работа.

Для чего нужны все эти радикальные изменения школьного образования? Александр Кондаков ссылается на результаты исследования PISA, которые за последние 10 лет демонстрируют, что у российских школьников продолжают ухудшаться позиции по читательской, математической и естественно-научной грамотности. По мнению разработчика стандартов, причина тому – «увлечённость на протяжении длительного периода времени организационно-экономической составляющей реформ, а не содержательной». Главный же вопрос образования – чему и как учить. «До сих пор наша школа работает в основном в ЗУН-овской парадигме, то есть формирует знания, умения, навыки, а не в системно-деятельностной (то есть не формирует те самые ключевые компетентности, которые являются примером замера PISA), – отмечает Александр Кондаков. – Поэтому конкурентоспособность выпускников наших школ не растёт, а падает. Это очень серьёзный сигнал в плане конкурентоспособности страны в целом».

Ещё одна проблема российской школы – «предметная центрация», которая не направлена на развитие личности учеников:

«Мы ориентируем современного ребёнка на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Те профессии, которые популярны и наиболее востребованы сегодня, не существовали ещё пять лет назад. Боюсь, что мы даже не догадываемся, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять лет».

Важно отметить, что стандарт разрабатывался в инициативном порядке, не на бюджетные деньги, подчеркнул Кондаков: «Мы выиграли конкурс на разработку стандарта начальной школы, а на основную и старшую школу федеральных денег не выделялось. Проект этого стандарта был сделан по инициативе группы учёных и педагогов-практиков».

Для школ расходы по введению новых стандартов будут связаны с закупкой новых учебников, обновлением оборудования. Безусловно, стандарт подталкивает муниципалитеты и субъекты Российской Федерации к увеличению финансирования, потому что возрастают требования к результату основной общеобразовательной программы. В подготовке стандарта отрабатывались методики нормативного финансирования новой системы оплаты труда учителей и повышение эффективности бюджетных расходов. В целом ряде субъектов Российской Федерации они показали, что введение стандарта возможно без увеличения объёма финансирования, только за счёт принятия мер по эффективности бюджетных расходов.