«4GW» — средство разрешения конфликтов в эпоху глобализации

Анализ работ военных экспертов Пентагона показывает, что военно-политическому руководству США в последние годы удалось получить значительные практические результаты эффективного использования новой стратеги противоборства в условиях глобального мира. Важнейшими формами и способами такого противоборства являются: терроризм, партизанская война, «цветные» революции, провоцирование экономических кризисов и др. Существенным элементом повышения эффективности противоборства нового типа является стратегическое информационное противоборство, используемое для управления поведением противостоящей стороны.

Полученные практические результаты послужили инициатором новой волны интереса со стороны иностранных военных экспертов к проблеме совершенствования научно-методических основ противоборства в условиях глубокой трансформации современного общества под влиянием процессов глобализации и осмысления понятия «четвертое поколение противоборства» (4GW).

Ранее интерес к этой теме уже был проявлен — еще в начале 90-х годов (впервые термин 4GW появился в литературе еще в 1989 году) прошлого века и был связан с попытками разработать новую военную стратегию достижения военно-политических целей в условиях глобального мира. Сегодняшний же всплеск интереса к теме обусловлен полученным практическим опытом реализации стратегии 4GW в операциях вооруженных сил США в Ираке и Афганистане.

В основу определения 4GW положен тезис о том, что к этому поколению относятся все формы конфликта, в которых одна из сторон не желает или не может использовать традиционные (симметричные) средства и методы противоборства, делая ставку на нетрадиционные ассиметричные средства. В этой связи эксперты отмечают, что все то, что ранее попадало под определения «терроризма», «партизанской борьбы» и др., сегодня включается в понятие 4GW.

Основой формирования базиса 4GW являются, по мнению экспертов, не традиционные межгосударственные противоречия, а политическая, социальная и моральная революция: кризис легитимности государства, как системообразующей структуры прошедших исторических эпох (индустриального и постиндустриального общества).

Тот факт, что в основе зарождения 4GW лежат, главным образом, политические, социальные и моральные мотивы, а также общее снижение влияния государства означает, что не может быть чисто военного способа парирования угроз, связанных с ведением 4GW. Военная сила неспособна самостоятельно, в отрыве от других способов противоборства (прежде всего, информационного) способствовать восстановлению легитимности государства. Эксперты особо подчеркивают, что наиболее наглядно это проявляется в том случае, когда применяемая военная сила принадлежит другому государству (интервенция и оккупация). В этом случае само присутствие иностранной военной силы подрывает легитимность государства, которое она стремятся поддержать. Именно это, по мнению экспертов, и произошло в Ираке.

Эксперты считают, что в новом подходе к формированию военной стратегии важным является понимание того, что в 4GW традиционная военная сила утрачивает свое значение, более того, в ряде случаев она становится даже опасной, а эффективными средствами являются политические, дипломатические и экономические. В этой связи эксперты подчеркивают, что одной из важнейших форм противоборства в условиях 4GW является противоборство информационное.

Вместе с тем, несмотря на ряд уникальных особенностей войны 4GW остаются войнами в традиционном понимании этого термина, так как остается цель – подчинение противника собственной воле. Однако основным средством достижения этой цели является не столько силовое воздействие на противника, сколько информационно-психологическое воздействие, направленное на лишение противника воли к сопротивлению.

Основными формами ведения войны четвертого поколения будут терроризм и конфликты низкой интенсивности.

Учитывая тот факт, что войны четвертого поколения стирают грань между гражданским лицом и кадровым военным, следует ожидать роста террористических актов против мирного населения. Причем рассматриваться они должны не как единичные террористические акты прошлого, а как элементы целостной стратегии ассиметричного противоборства, направленного на достижение стратегических целей противоборствующими сторонами.

Эксперты отмечают, что трансформация современного общества привела к тому, что терроризм, партизанская война и другие подобные методы противоборства стали основой нового этапа военного искусства. Важно, что подобные методы сосредотачиваются не столько на военных способностях врага, сколько непосредственно против воли врага к сопротивлению. Все операции 4GW должны преследовать эту цель. В наиболее развитой форме 4GW вообще нет никаких реальных сражений, а есть борьба эффектов: кто сможет просчитать эффекты более высоких порядков, тот и выиграет в 4GW.

В качестве основных характеристик 4GW эксперты отмечают следующее:

— конфликт ассиметричен: один из участников конфликта — транснациональная организация (причем не связанная с каким-либо конкретным государством, в противном случае, по мнению экспертов, имеет место мятеж, который всегда имел межнациональные элементы), а второй – традиционное государство;

— основной целью стратегии действий негосударственного игрока является не силовое разрушение государства, а разрушение государства нравственно, то есть, лишение его руководства и населения желания продолжить борьбу.

Вместе с тем эксперты отмечают, что война четвертого поколения в ближайшее время не заменит полностью конфликты второго и третьего поколения, но будет сосуществовать рядом с ними до тех пор, пока одной из сторон конфликта остается государство.

Отмечается, что в условиях 4GW все еще остаются три уровня планирования и управления силами и средствами: тактический, оперативный и стратегический. Однако все они затронуты трансформацией и существенно изменены особенностями 4GW. Отличие, в частности, состоит в том, что если ранее область стратегии была областью деятельности высшего военного руководства, то в условиях 4GW достаточно часто возникают такие ситуации, когда отдельная боевая единица или подразделение тактического уровня может быть использовано для достижения стратегических целей. Особенно это справедливо при планировании и проведении стратегических информационных операций с использованием глобальных средств массовой информации (такой прием часто использовался для подготовки постановочных репортажей CNN из Ирака).

Эксперты также отмечают и еще одну характерную особенность 4GW: ряд действий эффективных на тактическом уровне, может быть контрпродуктивным на оперативном и, особенно, на стратегическом уровне. Такой вывод делается из опыта иракской кампании, когда массированное и успешное применение силы на тактическом уровне приводило к росту сопротивления на оперативном уровне и затягиванию всей кампании на стратегическом уровне.

По мнению экспертов, планирование 4GW представляет особо трудную проблему для оперативного искусства. Основа оперативного искусства по классической военной стратегии состоит в том, чтобы грамотно спланировать тактические действия против критических узлов обороны противника для решения задач на оперативном уровне. Однако, оперативные, а тем более, стратегические центры противника в условиях 4GW практически неуязвимы: подобные центры могут просто не существовать в силу тотальной сетевизации всей структуры противоборства, а те, что существуют, как правило, находятся вне зоны ответственности военных руководителей, планирующих операции на оперативном уровне. В таких условиях оперативное искусство теряет, а в ряде случаев полностью утрачивает свое значение.

Эксперты отмечают, что в той степени, в которой используется огневая мощь современной армии, сокрушающая противника, уничтожающая его живую силу, мирное население и приводящая к победе на физическом уровне, в той же степени физическая победа приближает к моральному поражению. В этом контексте моральный уровень планирования операций 4GW является намного более важным, чем традиционный физический уровень.

Говоря о 4GW эксперты вновь возвращаются к концепции операций на основе эффектов, планируемых и проводимых в трех областях: физическом, психологическом и моральном. Любая дисгармония между уровнями планирования создает возможности, которые будут оперативно использованы противником в условиях ведения 4GW. В этом контексте эксперты указывают на недостаток специалистов, способных планировать подобные действия. Эксперты подчеркивают, что для 4GW характерна, так называемая «власть слабости»: в условиях 4GW слабые часто имеют больше власти и возможностей чем сильные.

Сделанные практические выводы по результатам операций в Ираке и Афганистане привели к пониманию необходимости формализации накопленных знаний в области 4GW. Это привело к тому, что еще несколько лет назад ряд военных экспертов США приступил к разработке проектов уставных документов, определяющих основные понятия, формы и способы противоборства в условиях ведения войны четвертого поколения, что говорит о достаточно высоком уровне научной проработки проблемы.

В разработанных уставных документах в основу противоборства нового поколения вновь будут положены операции на основе эффектов. Процесс планирования и проведения таких операций будет основываться на детальном анализе возможных эффектов, причем наиболее значимыми будут считаться эффекты более высоких порядков.

Кроме того, учитывая значимость планирования операций на основе эффектов для достижения максимальной эффективности всего комплекса мер, в последнее время ведется активная проработка вопросов, связанных с организацией подготовки специалистов, способных адекватно оценивать особенности проводимых мероприятий, учитывать разноплановые эффекты от результатов мероприятий и планировать долгосрочные последствия таких операций.

Учитывая также что, по мнению военно-политического руководства США, опыт, полученный в ходе проведения операций в Ираке, Афганистане, а также в ходе глобальной антитеррористической операции в целом и череды «цветных» революций, является положительным, следует ожидать дальнейшей интенсификации работ по совершенствованию форм и способов ведения 4GW, главным образом в аспекте планирования и проведения операций на основе эффектов. При этом будет снижаться процент применения явной военной силы с одновременным наращиванием усилий в других областях (прежде всего, в политической, экономической, культурной, религиозной и др.) при интенсивном и широкомасштабном информационном сопровождении проводимых мероприятий.