Памятник в Гори: голышом против Сталина

Голые дистрофики в количестве 11 человек теперь будут украшать главную площадь города Гори — родины товарища Сталина-Джугашвили. Скульптурная композиция известного грузино-американского мастера Тамар Квеситадзе победила на конкурсе проектов, объявленном Министерством культуры после сноса монумента Иосифу Виссарионовичу. Автор подошла к делу философски, назвав несчастные фигурки «Суетой сует».

11 худых обнаженных каменных тел будут установлены на месте памятника Сталину в его родном городе Гори. Они должны стать укором всем «оккупантам» Грузии — и коммунистам, и российским властям. Фигуры символизируют одновременно жертв сталинских репрессий и бомбежек 2008 года, в том числе погибшего от осколочных ранений голландского журналиста Стена Стореманса.

Идея скульптурной композиции, казалось бы, лежит на поверхности. Бронзовый тиран в прошлом году был повержен носом в автомобильную шину и увезен в неизвестном направлении. На его место «претендуют» невинно убиенные коммунистическим режимом и его нынешним правопреемником — Кремлем. Все строго по учебному пособию «200 лет российской оккупации», выпущенному при Михаиле Саакашвили.

Однако автор будущего памятника Тамар Квеситадзе уж не раз поражала искусствоведов необычным видением мира. Взять хотя бы ее батумских колоссов под названием «Любовь» — металлических мужчину и женщину, чьи тела сливаются и расходятся друг с другом в ритме набегающих волн.

Квеситадзе по образованию вовсе не скульптор, а архитектор. Прославилась она в «малом жанре» — как создатель замечательных кукол, рассказала GeorgiaTimes искусствовед Ирина Мириджанашвили:

— Она делала раньше куколки, потом — большую скульптуру для Батуми. Я не видела, к сожалению, ее в реальном размере, только маленькую копию на выставке. Это и скульптура, и инсталляция. Не могу сказать, какое это направление, это синтез. Работа в маленьком размере — прелесть: и конструкция, и техника, и идея прекрасная. А что она собирается в Гори поставить, я пока не знаю. В Грузии больше не собирают советы творческих людей, как при Шеварднадзе и до него: творческая интеллигенция часто собиралась, когда что-то такое воздвигалось, и принимала решение — допускать или нет. А сейчас очень многие искусствоведы, с которыми можно считаться, решений не принимают.

Министерство культуры дважды проводило конкурс на лучший проект. В первый раз ни одна работа не показалась ему достойной, во второй раз из 42 представленных проектов была выбрана идея «Тамарстудиа». Немаловажное условие, которому должен соответствовать памятник, — это предельная стоимость работы не более 300 тысяч лари, или около 200 тысяч долларов. А 10 тысяч лари полагается победителю в качестве вознаграждения.

Творение Квеситадзе и ее помощника по «Тамарстудиа» Пааты Саная того стоит. Ведь в нем заложен гораздо более глубокий смысл, чем просто память о жертвах, потому что называется скульптурная композиция «Суетой сует» («Амаоэбас ор амоэба» — ამაოებას არ ამოება).

Формулу ветхозаветного Екклесиаста каждое поколение грузин сможет толковать по-своему. Разрушали храмы, но вера возрождалась, сносят памятники — но тираны появляются на свет под новыми именами, одних реабилитируют, а других в это время сажают в тюрьму. «Все возвращается на круги своя, — пояснял свою мысль учитель мудрости. — Нет ничего нового под солнцем».

Именно эти виражи истории, перевороты сознания предвидит Квеситадзе. Она сразу, представляя на конкурс свой проект, оговорилась, что его можно будет дорабатывать. «Девиз победителя был очень интересным. Его смысл такой: это только начало мемориала, который будет трансформирован в другие эпохи, — рассказал в эфире «Эха Кавказа» один из членов жюри, ректор тбилисской Академии художеств Георгий Бугадзе. — Так что и сам художник думает, что его произведение со временем может измениться. В этом и состоит, по-моему, главное достоинство этой работы».

При всех достоинствах известного автора и его стиля, отдающего авангардом, одиннадцать покрытых трещинами голых истуканов будут смотреться на главной площади города вовсе не так солидно, как фигура наводящего ужас Сталина. Жестокий правитель, недальновидно уничтоживший цвет нации, победитель фашизма, сохранивший подлинную независимость СССР от Бреттон-Вудских финансовых соглашений, великий модернизатор агарной державы — Сосо Джугашвили родился здесь. И уже хотя бы своей огромной ролью в современной истории заслужил право на памятник в Гори.

Однако скульптура Сталина была снесена прошлым летом. Власти сделали это под покровом темноты, боясь общественных протестов, которыми сопровождался демонтаж мемориала славы в Кутаиси. Но все же люди пришли, и часть из них тихонько плакали, расставаясь с кусочком своей истории. Центральные телеканалы снимали только тех, кто приветствовал происходящее. А журналистов местной телекомпании «Триалети», в кадр к которым попали горевавшие жители, полицейские просто избили, отняв и испортив видеокассеты.

Саакашвили, расправившись с еще одним атрибутом советской истории, заявил, что так Грузия освобождается от тени Сталина. По его мнению, в одной стране не могут «существовать памятники тем, кто погиб в борьбе против оккупации, и тем, кто создал машину, которая бомбила и уничтожала лучшую часть нашего общества и осуществляла новую попытку порабощения Грузии». На упреки со стороны культурных деятелей, приводивших в пример памятники покорителю

Европы Наполеону, Саакашвили пообещал обойтись с историей «цивилизованно» и установить бронзового Сталина в его музее.

Этот музей находится тут же, в Гори. Но скульптуру сюда до сих пор не привезли. Как сообщила GeorgiaTimes специалист по издательской деятельности и экскурсовод Лариса Газашвили, у компании, которая должа была ставить памятник, возникли какие-то проблемы — неполитического характера. Поэтому в срок, летом прошлого года, работа советского скульптора Шота Микитидзе не заняла отведенное ей место у дома Сталина.

Между тем, музей пользуется довольно большой популярностью у туристов. В прошлом году его посетили 21 тысяча человек, что по меркам Гори немало, отметила Газашвили.

— Мы работаем в основном с западными туристами. Из России меньше всего посетителей. Иногда бывают из Москвы, Петербурга, Саратова. Но они не туристы. Это просто люди, которые приехали к кому-то в гости. Журналисты российские часто посещают музей. Но среди русскоязычных мало русских, в основном — эстонцы, поляки, азербайджанцы, армяне.

— На какие факты из жизни Сталина обращают внимание посетители музея?

— Больше интересуются личной жизнью, домиком, где он родился. Потом у нас стоит его персональный вагон. Интересуют личные вещи, подарки. Поляки и прибалты интересуются репрессиями, тем, что для них важно. Иногда они задают вопросы, и если им не нравится, как мы преподносим ответы, относятся критически.

— Этих же туристов, наверное, заинтересовал бы и памятник, убранный с площади?

— Конечно. Многие раньше отсюда шли туда, другие оттуда приходили, ведь это все близко, фактически на одном проспекте: мы на проспекте Сталина, рядом сквер, и вот уже центральная площадь, где стоял этот памятник. Сейчас особенно всех интересует, где памятник, когда его поставят.

— И когда же?

— Мы не знаем, когда это будет, но надеемся, что поставят.

Похоже, что голые каменные фигуры, напоминающие жертв холокоста, будут установлены в центре Гори раньше, чем скульптура Сталина — возле его отчего дома. Таков политический заказ. Но это не более чем суета сует.