Образование: взгляд из Вашингтона

Дети, в школу собирайтесь!

В этот понедельник мой сын пошел в одиннадцатый класс. В США – двенадцатилетнее образование. Мы — выходцы из России или бывшего Союза – любим над этим посмеиваться, а иногда и поругиваем.

В США, в отличие от России, дети не учат физику и химию по пять лет подряд. У нас здесь существует некий непонятный предмет «наука» (science) – что-то вроде природоведения, как в нашем четвертом классе, где американские школьники проращивают картошку или ставят какие-то нехитрые эксперименты.

Одни и те же училки преподавали химию и биологию — и, если, сравнивать с моей саратовской Физ-мат. школой номер 13 (в которой незадолго до того училась и великая и могучая Любовь Слиска) – делали это из рук вон плохо. Сын, несмотря на десятки тысяч долларов, потраченных мною на его частную гимназию, не знал, кто с кем воевал в Трафальгарской битве, или когда она вообще произошла.

Географию мира в американских школах не преподают вообще. Как психологию или бизнес – в СССР. Американские школьники, на которых тратится от 6 до 13 тысяч долларов в год на душу, как правило, находятся далеко от первых мест в списке по знаниям математики и точных наук стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Впереди планеты всей – страны Азии: Корея, Япония, Сингапур, Франция, и небольшие страны Европы: Финляндия, Эстония и Чехия. Германия, когда-то образцовая, стабильно скатывается вниз.

Американское руководство понимает, что с посредственной системой образования в будущем будут и посредственные результаты в экономике. Президент Обама сказал много правильных слов о необходимости «углубить и расширить» преподавание математики и точных наук. То же говорит и нынешний министр образования, предлагая поднять зарплаты учителям математики и точных наук. Но профсоюз учителей, от которых зависят голоса миллионов избирателей, категорически против.

Ранее борьбу за успеваемость вел президент Джордж Буш, «пробив» в 2003 г., вместе с ныне покойным сенатором Эдвардом Кеннеди закон, название которого, ритмично звучащее по-английски No child left behind, я бы перевел как «Не упустить ни одного ребенка».

Пока, к сожалению, воз и ныне там. Согласно недавнему исследованию, всего 6 процентов школьников штата Мэриленд, в котором я живу, занимаются в группах углубленного изучения точных наук. Этот результат не изменился с 80-х. Из обследованных, самые «продвинутые» школьники были выходцами из Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам) – 14 процентов, белые – 13 процентов, афроамериканцы и выходцы из Латинской Америки – 1-3 процента. Остальные обладают, по данным учёных, «базовыми» знаниями. То есть, не ахти какими.

Недавно, по дороге на пляж, я часа два проговорил на эти темы с сыном, мечтающим пойти учится на инженера, и обладающим, по местным меркам, неплохими знаниями физики, химии и математики.

После нашего глубокого дискурса я понял, что мои представления об американском среднем образовании в основном правильны (дети не тянут программу естественных наук советской средней школы 70-х, особенно школ хороших).

Вместе с тем, даже в школах штатов (т.е. государственных и бесплатных) есть многочисленные спецпрограммы (мой поступил в такую, которая называется International Baccalaureate и признается в 30 с чем-то странах как хорошо готовящая к поступлению в колледж). Есть также в США программы (или спецшколы) по искусству, наукам, юриспруденции, есть школы – «магниты» (для самых «яйцеголовых), есть программы с преподаванием «ряда предметов» на французском, китайском и других языках.

Есть огромное число хороших частных школ, престижных, в которые надо сдавать трудные экзамены и тяжело поступить, нужны связи или родители-выпускники. В благополучном пригороде Вашингтона – округе Монтгомери, штат Мэриленд, где живет ваш покорный слуга, практически во всех средних школах есть хороший спортзал, футбольное поле, бейсбольный корт, баскетбольный корт. Во всех школах есть свои спортивные команды, которые постоянно соревнуются друг с другом в школьных лигах. Американский баскетбол и футбол выросли не на пустом месте.

В каждой школе есть свой духовой оркестр (для вас это может показаться забавным), но часто есть и классический (или по крайней мере камерный ансамбль), джаз- и рок-группа, причем, по мнению профессиональных музыкантов, исполняющих подчас весьма сложную музыку. Практически везде ставятся неплохие, по школьным меркам, театральные постановки.

Огромное количество предметов (но не религия или история какой-то одной, отдельно взятой страны) преподается факультативно, от компьютеров до психологии, от технического черчения до театра и кино. Как и баскетбол, Голливуд и Бродвей тоже выросли не на пустом месте.

Религия – дело целиком частное, зависит от семьи, и практикуется в основном на уикэнде, за исключением частных религиозных школ, за которые платят родители, а не налогоплательщики. Там вы можете молиться кому угодно, и столько раз в день, сколько полагается.

И еще один важный момент. Американские дети с младых ногтей обучаются работать в группах. Вместе готовят проекты, вместе презентуют их в школе. Сын говорит, что 60-70 процентов его знакомых, даже из бедных семей, умеют подготовить презентацию в программе слайдов Powerpoint. У всех есть дома компьютер, у многих старшеклассников – свой лэптоп.

Также немаловажно, что дети в школе (по крайней мере — на обоих побережьях США) сталкиваются с детьми, чьи родители приехали со всего мира, от Албании до Японии, и спокойно уживаются друг с другом.

Вот эти две черты – умение сотрудничать и толерантность потом позволяют американскому бизнесу достаточно спокойно и успешно работать по всему миру. Американские колледжи считаются лучшими в мире.

Да, «дети», на наш взгляд, «раскачиваются» медленно. И стоит это удовольствие безумно дорого – от 25,000 долларов в год в колледжах штатов до 55 тыс. (опять-таки в год) в лучших частных университетах. Первая степень (бакалавр, 4 года) часто уходит на раскачку и доучивание того, чего «недодала» средняя школа.

Но уже на уровне магистра (вторая степень) и Ph.D.(доктора наук) выпускники знают и умеют больше и лучше, чем выпускники в большинстве ВУЗов Европы и Азии.

Так что, как мне лично ни жаль, что мой отпрыск не знает о битве на Калке, не информирован о том, кто и когда бился под Полтавой, и даже не вник в причины поступка Герасима, утопившего несчастную Муму – я все же надеюсь, что инженер из него выйдет хороший. Даже в Америке.