Места в престижных школах Москвы поделят

Депутаты Мосгордумы проголосовали за то, чтобы при приеме в первые классы школ преимущество отдавалось детям из соседних с учебным заведением домов, и тем, у кого в школе учится старший брат или сестра. Депутаты надеются, что у прокуратуры не возникнет претензий к этому документу.

В среду, 12 мая, депутаты Мосгордумы в первом чтении приняли законопроект, который закрепляет обязанность школ отдавать преимущество при приеме в первый класс детям, живущим рядом с учебным заведением. Кроме того, привилегии получают и те дети, чьи старшие братья и сестры уже обучаются в этой школе.

Как рассказал Виктор Кругляков, председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике, инициатива по принятию законопроекта исходила от самих депутатов. «Я работал начальником окружного департамента образования много лет,— сообщил он.— И в своей практике я сталкивался с проблемами при принятии детей в первый класс. Порядок комплектования первых классов никак законодательно не закреплен. Каждый год департамент образования Москвы своим приказом утверждал эти правила. Но в 2006 году прокуратура оспорила выделение приоритета для братьев и сестер, а также по территориальной близости к школе. И эти преимущества былди отменены».

Отмена этих привилегий, по мнению г-на Круглякова, породила массу неудобств. Родители вынуждены были водить своих детей в разные школы или в школы, которые расположены далеко от дома. «При подготовке законопроекта, мы исходили прежде всего из вопроса безопасности,— рассказал председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике.— Чем дальше школа, тем больше рисков по дороге в нее возникает у ребенка».

При разработке законопроекта депутаты Мосгордумы, по словам Виктора Круглякова, сотрудничали с прокуратурой Москвы. «Мы нашли такие формулировки, которые совершенно не противоречат законам,— сообщил он.— Например, ввели формулировку, что при приеме в первый класс государственной школы первоочередное право получают те семьи, которые проживают в близлежащих домах. Это вовсе не значит, что ребенок обязательно должен учиться в школе рядом с домом. Если хочет, он может ходить в отдаленную школу, если там есть место».

Если законопроект будет одобрен во втором слушании, то он станет законом и вступит в силу. Игорь Кругляков надеется, что коллеги по Мосгордуме поддержат законопроект, и проблем с его принятием не возникнет.

Департамент поддерживает депутатов

Инициативу депутатов Мосгордумы приветствуют и в департаменте образования Москвы. «Мы умом понимаем, что это хорошо и логично,— заявил Александр Гаврилов, пресс-секретарь департамента.— Если закон будет принят, мы с удовольствием внесем изменения в свои документы. Но важно, чтобы не получилось так: сейчас этот закон примут, а потом прокуратура признает, что он противоречит федеральному законодательству».

По словам г-на Гаврилова, после отмены привилегии по территориальной близости к школе и по приему братьев и сестер, ребенок чисто теоретически мог поступить в любую московскую школу. «И получилось, что в 50–60 школах, которые пользуются повышенным спросом у родителей, в этом году возникло столпотворение»,— добавил он.

Где-то очереди, где-то недобор

От том, какая ситуация сложилась в 2010 году с поступлением детей в первые классы московских школ, вы можете прочитать по этой ссылке.

Хорошо всем не станет

«Прикрепление к школе детей из соседних домов тоже не будет всех радовать,— заявил Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве.— Сейчас проблема заключается в том, что все хотят в хорошую школу и не хотят в плохую. Если человек будет прикреплен к школе, которая не пользуется авторитетом, он вряд ли в нее пойдет. И хоть 10 раз приписывай его к этому учебному заведению. Он все равно не пойдет».

Г-н Бунимович считает, что в столице проблему с зачислением в первые классы школ нужно решать иначе. «Почему бы не открыть в школе, в которую хотят ходить многие, столько первых классов, сколько это необходимо,— предложил он.— Я убежден, что школа, пользующаяся спросом, должна иметь 2–3 здания, чтобы открыть необходимое количество первых классов».

По мнению Ефима Рачевского, директора центра образования № 548, к некоторым школам в Москве нет смысла территориально прикреплять жилые дома. «Например, у нас корпус начальной школы стоит в одном месте, а подростковой— в 5 км от него. И здесь территориальная близость к школе не имеет смысла».

Для ребенка лучше, когда школа расположена рядом с домом, уверена Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке. «Он не тратит время на дорогу, тем самым экономит время для себя»,— сказала она.