Имела ли драка на Ставрополье межнациональный характер

Массовая драка между русскими и выходцами с Кавказа, в которой, как сообщили СМИ, приняли участие около 300 человек, произошла на Ставрополье, в селе Пелагиада, что в 15 км от краевого центра. Власти, впрочем, уже поспешили заявить, что конфликт носил исключительно бытовой, а не межнациональный характер. Но это, естественно, вызывает обоснованное недоверие, если вспомнить ту же Кондопогу и другие аналогичные конфликты, которые тоже объявлялись «бытовыми».

Собственно говоря, конфликт в Пелагиаде произошел по ставшему стандартным сценарию. Как утверждают ставропольские СМИ, группа парней-даргинцев (одна из дагестанских национальностей, но на Ставрополье даргинцами зачастую называют любых выходцев из Дагестана), избила русского парня. Тот пожаловался родственнику. А родственник уже собрал большую компанию своих друзей. Затем они нагрянули в кафе, где сидела кампания даргинцев-обидчиков. Произошла драка, в ходе которой к сторонам присоединялись «сочувствующие». В итоге в ней приняли участие около 300 человек.

Глава администрации села, впрочем, считает, что журналисты эту цифру сильно раздули. Даргинцев, по его словам, было человек 20, а местных – не больше 40–50. В результате погиб один из даргинцев – обидчиков русского парня, получили травмы и были доставлены в больницу еще четверо дагестанцев и русская официантка кафе. В отличие от Кондопоги и недавнего столкновения под Капустиным Яром, милиция довольно быстро вмешалась в драку и разняла ее участников. Милиционеры теперь пытаются убедить общественность, в т. ч. и дагестанскую диаспору, в том, что конфликт носил исключительно бытовой характер, и не вносить в него межнационального оттенка. Конечно, хотелось бы, чтобы межнациональных конфликтов не было вовсе, а бытовые стали бы разовым явлением.

Напомним, что совсем недавно, в конце июня, в Степновском районе Ставрополья тоже была крупная бытовая драка между даргинцами и ногайцами, которую пришлось разнимать самому губернатору края Валерию Гаевскому. Тогда он тоже настаивал, что никакой национальной подоплеки в конфликте нет. Однако в июне же произошла драка между даргинцами и ногайцами в селе Каясула Нефтекумского района. Поводом стал пожар в магазине, принадлежащем даргинцу. Помогать соплеменнику, будто бы пострадавшему от местных (т. е. ногайцев), приехали даргинцы из Дагестана, Астраханской и Волгоградской областей. Разумеется, и эта история была объявлена «чисто бытовой».

Впрочем, случаются и такие ситуации, которым и определение трудно подобрать. Помнится, в середине опять же июня либеральные СМИ стали вопить о разгуле русских националистов, якобы убивающих кавказцев на Ставрополье. В реальности в городе Георгиевске группа молодых парней прошлась по улицам, горланя: «За Россию!» и «Бей нерусских!». Они действительно избили несколько человек: одного армянина-студента, его русскую подругу и еще двух русских мужчин. Как потом выяснила милиция, эту «русскую патриотическую акцию» организовал матерый уголовник с чисто «славянской» фамилией Цхофребов. Тем не менее, эта идиотская провокация была квалифицирована либеральными СМИ как попытка «этнической чистки».

Собственно, именно позиция властных структур, и в первую очередь милиции и прокуратуры, особенно удручает в большинстве всех этих историй. Понятно, что даргинцы, ногайцы и чеченцы как граждане России имеют полное право жить в любом ее регионе, если им заблагорассудится. Понятно также, что, сохраняя родоплеменные традиции, они будут сближаться в землячества; само по себе это тоже ничего плохого еще не означает. Другое дело, когда такие землячества вместо того, чтобы сосуществовать с окружающим обществом, уважая и его права, начинают претендовать на захват каких-либо выгодных социально-экономических позиций. А чтобы облегчить этот процесс, коррумпируют местную власть, особенно правоохранительные структуры. Ну а после того, как все нужные люди куплены, диаспоры и впрямь начинают считать себя хозяевами данной территории. И действительно, если с местным начальством в доле, с кем же им считаться – не с простонародьем же?

Конечно, так происходит далеко не всюду, и в каждой конкретной ситуации – своя специфика. И нельзя каждую драку сводить к межнациональному конфликту, особенно учитывая наши современные нравы и склонность утверждать свое право силой, невзирая на национальность оппонента. Но все же уж подозрительно часто в «бытовых» конфликтах сталкиваются интересы местного коренного населения того или иного русского региона с одной стороны и приехавших туда выходцев с Кавказа – с другой.