Главный антитеррористический ресурс

В конце апреля перед Советом Федерации выступил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Каждое выступление генпрокурора перед членами верхней палаты Федерального собрания имеет особую значимость, учитывая тот факт, что в соответствие с Конституцией утверждение этого чиновника осуществляется именно сенаторами по представлению президента. Однако нынешние «апрельские тезисы» генерального прокурора следует отметить особо.

Выступление Чайки отличалось высокой степенью критичности по отношению к правоохранительным структурам в целом по стране, и на Северном Кавказе, в частности. Напомним, что в своем ежегодном президентском послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию в северо-кавказском регионе, как самую главную внутриполитическую проблему страны. Фактические данные, озвученные Чайкой, полностью подтверждают вывод главы российского государства. Так, согласно данным генпрокуратуры, на Северном Кавказе в 2009 году было совершено 544 преступления террористического характера, что составило 83 % от общего числа подобных преступлений на территории России. В Южном федеральном округе (а до образования в январе нынешнего года Северо-Кавказского округа он включал в себя и шесть кавказских республик) от рук членов незаконных вооруженных формирований погибли 1263 военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц. Цифры прошлого года превышают аналогичные показатели 2008 года более чем на треть.

С точки зрения Чайки, деятельность правоохранительных структур в северо-кавказском регионе далека от адекватности. В особенности же генерального прокурора возмутило то, что зачастую те или иные преступления, расследуемые в Дагестане, Ингушетии, других северокавказских субъектах РФ списываются на уничтоженных боевиков. Среди проблем, поднятых Чайкой, особого внимания заслуживают статистические «приписки». «В правоохранительных органах не изжита до настоящего времени практика укрытия преступлений от учета. Только в 2009 году прокурорами выявлено и поставлено на учет почти 155 тыс. криминальных посягательств, ранее известных, но по разным причинам не учтенных, что на 9 % больше, чем в 2008 году. Среди них 250 убийств, свыше 100 фактов умышленного причинения вреда здоровью со смертельным исходом, другие тяжкие преступления. И это еще далеко не все цифры укрытых преступлений», – заявил генпрокурор. Впрочем, данная проблема имеет отношение не только к республикам Северного Кавказа. В северо-кавказском регионе она лишь обостряется политическим и социально-экономическим контекстом. На конец прошлого года самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Ингушетии и в Чечне (соответственно, 51,2 % и 36,2 %). К сожалению, эта тенденция продолжилась и в нынешнем году. В первом квартале уже нового года Северо-Кавказский федеральный округ остался лидером в списке территорий с самым высоким уровнем безработицы (он равняется почти 20 % в целом по семи регионам, входящим в него).

Очевидно, что без совершенствования самого инструмента борьбы с терроризмом (а правоохранительные структуры являются таковым по определению) успех в противодействии «организаторам великих потрясений» не представляется возможным. Не так давно полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин особо подчеркнул, что экономическое развитие региона невозможно без «решения задачи наведения порядка на территории Северного Кавказа в области борьбы с терроризмом, наведения порядка в правоохранительной системе, без решения вопросов соблюдения прав человека на территории Северного Кавказа». В этом высказывании чрезвычайно важны отдельные нюансы. Полпред здесь говорит не просто о борьбе с терроризмом, как о приоритетной цели государства. Он не произносит привычные заклинания про скорую «агонию бандитов». Речь идет о наведении порядка в сфере борьбы с терроризмом, а также внутри правоохранительной системы, то есть о приведении в порядок старых и неработающих механизмов, которые до сих пор были не в состоянии обуздать диверсионно-террористические вылазки.

Ведь террористы – это не просто мастера тротила или автомата Калашникова. В первую очередь – это неплохие психологи, которые в процессе формирования «пехоты» для будущих терактов умело манипулируют фактами некачественной работы правоохранительных структур. Такими, как высокий уровень коррупции, используемые «приписки», зачастую неумение правильно и грамотно выстроить доказательную базу. На этих болезнях правоохранительных структур генеральный прокурор в своем выступлении также подробно остановился. Однако такая непрофессиональная работа «органов» имеет слишком чувствительные последствия в виде снижения легитимности российской власти, а также роста недоверия к людям в погонах. Между тем, без этого доверия невозможно переломить ситуацию в выгодном для российского общества направлении. Сегодня не следует впадать в крайности и искренне полагать, что все население северо-кавказских республик в одночасье оказалось поборниками идей «чистого ислама». В реальности Северный Кавказ – это не Афганистан и даже не Центральная Азия. Большая часть населения, исповедуя ислам, тем не менее, в социально-политической сфере ориентирована на светскую модель власти. Однако грубые и подчас непрофессиональные действия «органов» провоцируют у рядовых граждан социальную апатию и излишнюю толерантность по отношению к экстремистам (их активно не поддерживают, но и не мешают им). Между тем, мировой опыт (включая и наш собственный советский) показывает, что эффективное сдерживание диверсионно-террористической и партизанской активности возможно только тогда, когда население начинает оказывать добровольную поддержку власти просто потому, что доверяет ей. Как минимум, считает ее легитимной силой, обладающей правом на насилие. Аналитические исследования американских и британских востоковедов показали, что в сегодняшнем Афганистане движение «Талибан» имеет поддержку 15-20 % населения. Однако и этого хватает, чтобы поставить в затруднительное положение мирового гегемона.

Значит, доверие населения становится едва ли не главным ресурсом правоохранительных структур. Люди готовы простить этим структурам жесткость и даже, в умеренных пределах, жестокость, но они не простят им несправедливости и незаконных действий, нечестности и непрозрачности. Поэтому тот уровень откровенности, который был продемонстрирован генеральным прокурором, можно только приветствовать. Сегодня мы подошли к тому рубежу, когда поиск ложных и отвлекающих целей в диагностике северо-кавказских социально-политических болезней уже недопустим. Пора понять, что критический пафос в адрес наших собственных органов власти и управления, правоохранительных структур нужен не «западным супостатам», а нам самим. Для того, чтобы осознав собственные провалы и ошибки, извлечь из них уроки. И кардинально улучшить инструменты антитеррористической борьбы. Впрочем, не забывая и о том, что эта борьба несводима к действиям одних лишь людей в погонах. Это сложный комплекс мероприятий в сфере как «жесткой», так и «мягкой» безопасности, который имеет одну центральную задачу – повышение эффективности государственной машины в целом.