Главная встреча в жизни: Сретение Господне

Сегодня, 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю), православные христиане отмечают Сретение Господне – один из двунадесятых праздников (праздники, установленные в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, совершаемые с особой торжественностью).

Праздник Сретения относится к числу непереходящих двунадесятых праздников, т. е. тех, которые всегда приходятся на строго определенную дату. Сретение Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова и посвящено знаменательному событию – встрече в Иерусалимском храме младенца Иисуса с благочестивым и праведным старцем Симеоном. Согласно древнему преданию, Симеон купить швейную машину принадлежал к числу 72 ученых толковников, которым правивший в III в. до Р. Х. египетский царь Птолемей II поручил перевести священные книги Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Прочитав в книге пророка Исайи слова «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Симеон, решив, что это – описка, попытался в переводном тексте заменить «Дева» на «Жена». Однако Ангел Господень остановил его руку, уверив переводчика, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Евангелие от Луки повествует, что Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Согласно Протоевангелию Иакова (не вошедшему в библейский канон апокрифическому тексту), праведный Симеон стал священником Иерусалимского храма после убийства в нем Захарии, отца Иоанна Крестителя.

В храме и свершилась Встреча – так на современный русский язык переводится церковнославянское слово «сретение». По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, 40 дней было запрещено входить в храм Божий. По истечении предписанного срока мать приходила в храм с новорожденным сыном, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пречистая Дева Мария, хотя и не имела нужды в очищении, пришла в храм вместе с мужем, святым Иосифом Обручником, дабы все исполнить по закону. О том, что произошло в храме, рассказывает Евангелие от Луки: «И когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, то он (старец Симеон. – Прим. авт.) взял Его на руки свои, и благословил Бога, и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:27-32). В церковной традиции Симеон получил наименование Богоприимца («принявший Бога»), а его обращенные к Господу слова стали молитвой, названной «Песнью Симеона Богоприимца». Во время богослужения она поется в конце вечерни («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и напоминает о конечности земной жизни человека.

«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем, – пишет святой евангелист Лука. – И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:33-35). Словами «и Тебе Самой оружие пройдет душу» Симеон Богоприимец предсказал Богоматери будущие страдания, которые Ей придется претерпеть в результате гонений на Ее Божественного Сына. Пророчество праведного старца легло в основу образа Богородицы «Умягчение злых сердец». На этой иконе Богородица изображается с семью вонзенными в Ее сердце мечами. Число «семь» обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей во время Ее земной жизни. Иногда образ пополняется изображением Богомладенца на коленях Богоматери.

Завершается рассказ о Встрече Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом упоминанием пророчицы Анны, вдовы 84 лет, которая «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». «И она в то время подошедши, восхваляла Господа, и говорила о Нем всем чающим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Христианская традиция считает, что святой праведный Симеон Богоприимец скончался сразу после событий Сретения. Согласно житию Симеона, составленного святителем Димитрием Ростовским, чьи Четьи-Минеи (книги житий святых Православной церкви) оказали огромное влияние на верующих русских людей и были источником вдохновения для Пушкина, праведный старец Симеон умер в возрасте 360 лет.

Сретение Господне символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. «В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос», – пишет иеромонах Филадельф в книге «Заступница усердная». Эту же мысль высказывает в своих трудах епископ Феофан Затворник: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

Богослов, протоиерей о. Александр Шмеман так говорит о духовной значимости Сретения Господня: «Представляешь себе эти дрожащие старческие руки, принимающие любовно и осторожно сорокадневного (Младенца)… и все заливающую хвалу: «Теперь Ты можешь отпустить меня с миром. Я видел, я в своих руках держал, я обнимал то, что заключает в себе сам смысл жизни». Он ждал. Он ждал всю свою длинную жизнь. И не значит ли это, что он думал, молился, углублял это ожидание, так что наконец вся его жизнь стала одним (ожиданием) накануне радостной встречи? И не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно эта моя жизнь в ожидании встречи с главным? Вот вопрос Сретения. Здесь жизнь человеческая явлена как прекрасное созревание души, все более и более свободной, все более глубокой, все более очищенной от всего мелочного, суетного, случайного… Праздник Сретения Господня – праздник встречи души с Любовью, встречи с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».

Т. е. речь идет о главной для каждого человека встрече – встрече с Богом, в сравнении с которой все земные встречи и расставания выглядят мимолетными и не столь важными, какими они порой представляются людям. И лишь истинно верующие люди, преисполненные терпения и любви к Богу, способны посвятить свою жизнь ожиданию этой главной встречи, жить так, как жил ожиданием встречи с Богом святой праведный Симеон Богоприимец. Терпения и любви желают друг другу православные в праздник Сретения Господня.

Праздник этот становится известен на Востоке с IV в. Правда, первоначально он не имел собственного названия, а отмечался как «сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Есть предположения, что в IV-V столетиях торжество Сретения совершалось в качестве местночтимого праздника – со всеми уникальными для Святой Земли литургическими особенностями. Как самостоятельный праздник годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V в., а в Константинопольской – в первой половине VI в. По преданию, этому предшествовало следующее чудесное событие. Зимой 541-542 гг. на Константинополь, Антиохию и другие регионы империи обрушились страшные бедствия – моровая язва и сильные землетрясения. Бог открыл одному Своему угоднику, что бедствия прекратятся, если будет установлен праздник Сретения Господня. С наступлением 2 февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, мор и землетрясения кончились чудесным образом. В память сего события византийский император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля. Русь отмечает Сретение с X в.