Диакон Кураев: Церковное возрождение Украины не заладилось

Вопрос: -Почему Украина, которая в прошлые столетия была интеллектуальным лидером Русского мира — вспомните времена Киево-Могилянской академии — в последние 20 лет стала аутсайдером? Поток литературы идет только из России в Украину.

Ответ: -«Левый берег» пообщался с самым известным православным богословом, диаконом Андреем Кураевым о его учебнике, украинском национализме и «Русском мире», об «оранжевых» в УПЦ. Некоторые суждения нашего собеседника далеко не бесспорны, но очень красноречивы – именно так смотрит на Украину российская интеллектуальная элита

-Осенью прошлого года Патриарх Кирилл прочитал проповедь о «Русском мире». Украинскую общественность такая проповедь взбудоражила. Главный упрек в адрес Патриарха в том, что он проповедует русский патриотизм и ущемляет украинский…

-Плохому танцору нужен хороший хирург. Любая опухоль занимает больше места, чем ей положено. Раз уж кто-то годами своих усилий расчесал себе опухоль до таких размеров — он не должен удивляться, что на нее кто-то наступил.

Если некая киста выросла, ее волей или неволей придется ущемлять. Увы, в некоторых головах выросла киста под названием «украинский национализм». Самим фактом своего существования она взывает к совести здравомыслящих людей: просит ее ущемить, а лучше — ампутировать.

-А как вы определяете грань между патриотизмом и национализмом?

-По ненависти. «Любить Украину» и «ненавидеть Россию» — не одно и то же. Есть нормальное национальное и патриотическое чувство, а есть дикий национализм. Именно его мы видим в жизни современной Украины в количествах, не совместимых с жизнью в Европе, в науке и в христианской вере.

-Думаю, что на это вам многие возразят: почему украинский национализм плохой, а русский — хороший?

-Где в речах патриарха есть русский национализм? Почитайте хотя бы его Пасхальное послание, попробуйте там найти слово «Россия» или «русский». Где в его речах предъявление списка обид какой бы то ни было другой стране или нации? Где у него превознесение русского народа и России над другими народами и странами?

Сравнение речей Патриарха Кирилла и украинских националистов однозначно показывает, кто из них болен. Больным свойственны неадекватные реакции. Это естественно. Неестественно всем остальным все время под них подстраиваться.

-Но в Украине уже есть определенное количество людей, которые в быту говорят на русском, но при этом являются искренними украинскими патриотами, а Москву видят оплотом тирании и т.д.

-«Русский мир», о котором говорит Патриарх, — это мир Сергия Радонежского, Гоголя, Бортнянского, Бердяева… Неужели все это лишь проводники «тирании Кремля»? Ох, как же беден и страшен мир тех, кто придерживается такой точки зрения…

-Патриарх говорит о культурном пространстве, которое, как опасаются украинцы, будет доминировать…

-Понятно. Вы боитесь вступать в Союз писателей по той причине, что там уже есть несколько успешных писателей? Вы не станете писать по-украински, потому что это уже делал Шевченко, а по-русски потому, что не выдержите конкуренции с Гоголем? «Русский мир» — это не государственное образование и не политическое. Это мироощущение. Оно уже было за много веков до нашего с вами рождения. Оно творило великую историю и культуру. Великую — в том числе своей противоречивостью (фильм Павла Лунгина «Царь» недавно это еще раз обнажил). У него есть не только прошлое (мир Киевской Руси в границах от Крыма до Новгорода Великого), но и настоящее и будущее.

Есть, есть у нас общая культура, общее мировоззрение, и даже общее самоназвание — Русь.

-В Украине принято считать, что слово Русь у нас украли московиты и отнесли его к Великороссии, тогда как изначально оно относилось только к тем землям, которые сейчас принадлежат Украине.

-Это постыдная пропаганда, рассчитанная на ленивых невежд. Вот Софийская летопись (15 век) передает слова киевского князя Святослава: «Да не посрамим земли Рускыя». В киевской «Повести временных лет» — «Радуйся, русское познанье к Богу». Где тут мягкий знак? Кроме того, возьмите Новгородские летописи и докажите, что слово «русский» эти северяне к себе не относили, а относили его лишь к киевлянам… В том-то и дело, что нынешние русские совсем не против того, чтобы украинцы и белорусы относили этот этноним и к себе. Так что тут вопрос совсем не в краже. Конфликт начинается тогда, когда украинские фашики говорят, что наследницей Киевской Руси является лишь Украина, а белорусский Полоцк или российские Новгород Великий и Владимир-на-Клязьме имеют к Киевской Руси то же отношение, что и Зимбабве.

-Когда были дискуссии о «Русском мире», был и такой упрек: почему Патриарх проповедует Русский мир, а не евангельские ценности?

-Для ответа на эту клевету достаточно взять книги Патриарха и его проповеди и сравнить — сколько он говорит о Христе, а сколько о другом.

-Есть еще и другие упреки в его адрес: зачем он служил по погибшим вследствие теракта литию прямо в метро, в результате чего было перекрыто движение, разве нельзя было в храме помолиться?

-Я думаю, что эти критики купались бы в той же самой субстанции собственного производства и в том случае, если бы патриарх туда не пришел. Они бы говорили, что патриарх остался равнодушен к человеческому горю… Эти же критики вряд ли возмущались, когда президент Медведев спустился в метро (с теми же последствиями для регулярности движения поездов).

Подобное критиканство — это иррациональная стихия. Это страсть. Это та ненависть, которая всегда найдет повод для своего взбухания. Мозги этих людей существуют не для того, чтобы слушать и принимать аргументы. Нам же надо просто трезво понять: не со всеми людьми можно найти понимание. Есть люди, которые сами себя изуродовали. Именно своей ненавистью. И вряд ли в человеческих силах их исправить.

-То есть миссия церкви в таком случае — это только молитва?

-Церковь — это не только мы. Это еще и Бог. Да, мы тут можем лишь молиться. А Господь может их пути повернуть так, что они сами забросят эти свои болезненные расчесы, ибо в их жизнь войдет что-то более серьезное. Например — влюбленность или появление ребеночка…

-С такой точки зрения все наши межконфессиональные диалоги вообще не имеют никакого смысла. Я имею в виду диалоги между УПЦ и УПЦ КП.

-А я в них и не участвую.

-Да, я знаю, но интересно ваше отношение к таким встречам. В прошлом году впервые за историю раскола представители УПЦ КП были приняты в Киево-Печерской лавре и с ними проводились переговоры. Это путь к преодолению раскола или это путь в никуда?

-Я в этом вижу только желание молодых прелатов Киевской митрополии пошантажировать Москву, напугать ее, и тем самым избежать влияния Патриархии на свою карьеру. Папский двор эпохи Александра Борджиа, наверно, тоже с кем-то вел какие-то переговоры. Но истории он запомнился не этим, а лишь уровнем своей нравственной деградации.

-Кстати о Борджиа и о корысти. Недавно вы в своем блоге написали о симонии в УПЦ, о том, что протоиерей Виктор Бедь из Закарпатья «накопил себе денег» на покупку епископства. Потом вы эту запись стерли. Почему?

-Я человек послушный. Попросили — стер. Вот так же я прошу этих «борджиков»: не позорьте церковь симонией. Надеюсь, на эту мою просьбу они отреагируют так же быстро и позитивно. Уже не один год статьи в украинской прессе, посвященные деятельности Виктора Бедя (ныне уже архимандрита — это последняя ступень перед епископством), носят заголовки — «Кидала в рясе», «Адвокат или Остап Бендер» и т.п. А апостол Павел говорил, что кандидат в епископы должен иметь доброе свидетельство от внешних. Впрочем, и внутри церкви я слова хорошего не слыхал про Бедя и его «теологический» бизнес.

-А как отобразится смена власти в Украине на УПЦ?

-За годы «оранжевой» власти в Киевской митрополии сформировалась группа людей с отчетливо «оранжевой» идеологией. И сегодня они никуда из митрополии не ушли. В прошлом году их испугало появление нового патриарха в России; в этом году — нового президента в Украине. Этот испуг будет провоцировать их на более решительные действия по дистанциированию. Недавно Филарет признал наличие своих единомышленников в Киевской митрополии: «Есть люди в Синоде УПЦ и в епархиях, которым Кирилл совсем не нужен в Киеве».

-Вы думаете, что проукраинский епископат может поднять вопрос об отделении от Москвы?

-Прежде всего, это не тот термин. Если есть «проукраинские священники», значит, есть «антиукраинские»? Я сам, например, вполне проукраинский дьякон. Я желаю блага Украине — родине моего деда.

«Борджиков» лучше называть «оранжевыми». Нет, они не смогут инициировать отделение. Но то, что они будут блокировать любые попытки по сближению, — это очевидно.

Что-то не заладилось в церковном возрождении Украины уже давно. Почему Украина, которая в прошлые столетия была интеллектуальным лидером Русского мира (вспомните времена Киево-Могилянской академии), в последние 20 лет стала аутсайдером?

-Просто потому, что богословы заняты темой раскола.

-Это не так. Перечислите мне хотя бы 10 книг на эту тему. И в любом случае наиболее интересный и научный анализ церковной трагедии Украины дают книги московского автора Виктора Петрушко…

Уже 20 лет я не могу из Украины вывезти книги в Россию. Поток литературы идет только из России в Украину. И кто же в этом виноват? Таможни? Президенты? Светская власть тут ни при чем. Это значит, что лидеры церкви создали такой интеллектуальный, а точнее, антиинтеллектуальный климат в церкви, что не появляются ни своя богословская мысль, ни свои действительно интересные книги.

-Почему в ваш учебник по ОПК для средних школ издатели внесли правки? Разве вы не могли пожаловаться Патриарху на то, что ваш текст кто-то пытается исковеркать? У вас ведь в России вроде уже как единство церкви и государства.

-Тут речь о цене конфликта. То есть — до какой степени можно поддаваться на провокацию. Да, на моих глазах уродовали мой учебник. Что делать? Подать в суд и потребовать не печатать его в таком виде? Хорошо, и не будут его печатать. Суд будет длиться несколько лет, и значит, школы за все это время ничего не получат. Эксперимент сорвется. И пресса и чиновники в таком случае скажут: попы сами виноваты, скандалистами оказались, из-за двух фраз провалили распоряжение президента… Против нас играют опытные аппаратчики.

-Это уже больше похоже на теорию заговора. Тогда нужно поверить в то, что есть некие злые силы, которые не хотят преподавания ОПК

-Злые силы тут ни при чем. Однако у вполне обычных людей есть разные позиции относительно преподавания ОПК. Это не деление людей на добрых и злых. Просто это факт нашего разномыслия по данному вопросу. Ненормально лишь то, что многие из наших оппонентов, не скрывая своего негативного отношения к церкви и даже к идее эксперимента, тем не менее, возглавляют его осуществление. Это и директор издательства «Просвещение» А. Кондаков, и координатор группы авторов учебников М. Шахнович, и еще группа чиновных товарищей. Сам эксперимент по преподаванию религиозных культур в России развивается по принципу «жалует царь, да не жалует псарь». Атеистов никто из власти не изгонял. Они по-прежнему там.

-Я вернусь к вопросу о единстве церкви и государства. Ведь в либеральной среде уже чуть ли не аксиомой считается то, что РПЦ в России сращивается с властью. Однако этот эпизод с вашим учебником показывает, что настоящего сотрудничества нет.

-Любая мифологема существует не для анализа действительности, а чтобы помешать этому анализу. Идеологов нельзя убедить реальными фактами. Им так хочется. Евреям всегда хочется быть напуганными — мол, вот-вот начнутся погромы… Точно так же либералам хочется убедить себя и окружающих в том, что они — белые рыцари, защищающие мир от церковно-государственного тоталитаризма. Наличие образа врага обеспечивает партийную сплоченность и управляемость запуганных единоверцев.

-Владыка Иоанафан Елецких издал свои переводы литургии на украинский язык, есть переводы на украинский книг протопресвитера Александра Шмемана и игумена Петра Мещеринова. Как вы к этому относитесь?

-Прекрасно. Нужно развивать высокий богословский украинский язык. Что касается языка богослужения, то, как справедливо решил Синод УПЦ, это частное дело каждого прихода.

-Почему тогда большинство нецерковных людей считают, что службы на украинском языке запрещены?

-Донесение решений синода УПЦ до украинской паствы — это не в пределах моей компетенции.

-А Синод Русской церкви еще в 2000 году принял «Социальную концепцию РПЦ», и этот документ мало кто в церкви изучал или хотя бы читал. Хотя формулировки в нем гениальные по своей лаконичности и информативности и касаются многих вопросов церковной жизни. Чем вы это объясняете?

-Лень-матушка раньше нас родилась. К сожалению, это общая болячка для всего православного мира (в том числе России). Просто в Украине она достигла пугающих размеров. Впрочем, тут приходится говорить не только о лени, но и о воинствующей антиинтеллектуальной атмосфере в церковной жизни.

-Вы имеете в виду Почаев или иные подобные монастыри?

-«Почаевские листки» — это чистейшее исповедание того, что в древности называлось ересь гносеомахии, то есть ненависть к образованию. «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию», — передает преподобный Иоанн Дамаскин учение этой ереси. Вряд ли хоть одна из тысяч почаевских листовок посвящена полемике с этим искажением православия… Но, как и всякая ересь, гносеомахия — это все же упорное отстаивание определенной умственной позиции. А на многих приходах царит просто лень.

-Но если церковь видит, что есть антиинтеллектуальные настроения, такие как в Почаеве, то почему не обратиться, например, к наместнику монастыря и не спросить: владыка, а почему ваши монахи игнорируют соборный документ — «Социальную концепцию РПЦ»? Ведь это может закончиться новыми «закопальцами»…

-У любого руководителя при выяснении отношений с подчиненными всегда возникает вопрос: а стоит ли игра свеч? Ради чего идти на обострение и чем-то рисковать? Что при этом можно потерять и что приобрести?

Я вижу, что для кого-то ясность православной мысли (которая выражена в Социальной концепции) не представляется той целью, ради которой стоит идти на обострение отношений с группой монахов. Уточка может неприятно пахнуть, но яйца все равно несет золотые. Иерархи дали себя запугать: мол, ничего с этим Почаевом не поделать, они все равно герои веры, а какую веру они там проповедуют — дело не столь важное… Это опять же ленивая позиция: делать ничего не буду, потому что это безнадежно. Испуг порождает лень; лень подпитывает испуг.

-При каких условиях атмосфера церковной жизни может измениться к лучшему?

-Люди встрепенутся, если увидят, что церковные потоки могут возвращаться из церковного верха вниз. Например, в виде епархиальных пенсий для вдов священников. Или пенсий для больных священников. Или в виде поддержки епархией бедных приходов. Ведь католики, когда посылают священников в Россию, сами платят им зарплату из центра и не требуют, чтобы те сами себя обеспечивали и для этого бегали по требам. Тогда и отношение к священнику другое и понимание им его же труда — тоже другое. Сразу всю ситуацию поменять не удастся. Но нужно хотя бы несколько проектов.

-Я знаю такие проекты — один из известных киевских священников из богатого прихода помогал нескольким бедным приходам.

-Вот и хотелось бы, чтобы подобные деяния были не личной инициативой отдельных священников, а частью системной жизни церкви.