Зачем нужен аутсорсинг налогового учета

Продолжая тему легализации доходов и взаимодействия малого бизнеса с государством (начатую в прошлой статье), перехожу к конкретным примерам. Хочу сразу обратить внимание, что примеры и идеи, описанные в этой статье, при использовании нуждаются в согласовании с юристами и/или специалистами по корпоративному праву. Т.к. статья несет общеинформационный характер, каждый частный случай нуждается в дополнительном исследовании и детализации.

Начну с главных абстрактных причин выгодности интернациональной организации бизнеса.
Вы значительно усложняете доступ государства вашей резиденции к финансовой информации вашего бизнеса.
Вы получаете больше гибкости в работе с иностранными клиентами и партнерами.
Вы получаете дополнительную защиту бизнеса от силового давления (рейдерства).

Пример первый — мой личный. В сфере услуг все работает значительно проще, чем в сфере торговли. Все-таки для любой системы (в т.ч. и государства) контролирование физических товаров — задача более простая, чем контролирование любых видов услуг и интеллектуальных ценностей. А контролирование информационных услуг — задача еще более сложная.

Как и большинство моих коллег, с момента получения ИТ-квалификации я работал в основном на западный рынок, т.к. работы на внутреннем (украинском) рынке для IT-специалиста сравнительно мало. Для того чтобы получать оплату от своих зарубежных клиентов в Украине, мне нужно было выполнять ряд бюрократических условий, неудобных ни для меня, ни для моих клиентов. Подчеркну, что для меня более критичной проблемой легализации дохода в Украине была именно бюрократия, а не размер налогов. Второй важной причиной была жесткость финансовой системы в отношении предпринимателей (например, валютные операции или обналичивание денег).

Начал я с ознакомления с так называемыми офшорными странами, типа Кипра, Белиза итд. Потом ознакомился с налоговыми ставками в европейских государствах. Попутно отмечу, что при просмотре информации по налогам в разных странах стоит обращать внимание на различия в корпоративных налогах, налогах физического лица резидента и нерезидента.

В общем, я выбрал несколько вариантов для себя и стал искать конторы, которые занимаются регистрацией фирм в странах, меня заинтересовавших. Оказалось, что стоимость таких услуг высока (как я уже писал), что для меня, конечно, было неприемлемо. Но я решил погуглить не только компании, предоставляющие такие услуги, а еще и информационные сайты по схожей тематике. Чтобы чуть больше разобраться в деталях (и возможно, самостоятельно зарегистрировать фирму).

Перечитав ряд статей и тем на форумах, я несколько раз наткнулся на упоминание эстонского корпоративного права, с нулевой ставкой налога на доход юридического лица. В основном все предлагали использовать эстонские фирмы как промежуточное звено для финансовых операций с типичными офшорными компаниями. Эстония не является офшорной страной, и налоги тут нужно платить довольно солидные (21%), но налоги платятся не с прибыли компаний, а с прибыли физических лиц.

Другими словами, компания платит налоги в момент выплаты зарплат и дивидендов. Как нерезидент Эстонии, я должен платить налоги в своем государстве (т.е. Украине) и, соответственно, в Эстонии я как физ. лицо никакими налогами не облагаюсь. Есть одно важное условие для нулевой ставки корп. налога и отсутствия НДС — лимиты на получения прибыли внутри Эстонии (16k EUR в год), т.е. необходимо вести экспортную деятельность. Меня к счастью этот вопрос мало волновал, т.к. все мои клиенты были из США и Западной Европы, а доходы внутри Эстонии у меня отсутствовали и не предвиделись. Хочу сразу обратить внимание, что никакого подвоха тут нет, просто эстонское правительство таким образом стимулирует экспорт, что как правило очень позитивно влияет на экономику.

Теперь про отчетность. Наболевшая тема украинских предпринимателей

Отчеты подаются в регистр всего раз в год, делать это можно в электронном виде.
Можно за сравнительно небольшую плату раз в год нанять бухгалтера для составления отчета.
И стоит добавить, что тут, как правило, отсутствует понятие вида деятельности, оно используется
для общей информации о предприятии. Т.е. для открытия нового вида деятельности мне не нужно дополнительно уведомлять налоговую или банк.
Обязательного периодического аудита предприятий нет. Но, конечно, это не повод вести беспорядочный учет.

Последний важный вопрос — финансовая система.

Эстония, как и многие другие «западные» государства, работает по довольно либеральной финансовой системе, когда банки не ограничивают движение наличных или безналичных денег по любым направлениям.

Суть в том, что расходы (дебет) считаются не по банковским транзакциям, а по чекам или договорам. Главное чтобы я мог объяснить налоговой, как чек или договор на покупку (услугу) связан с деятельностью фирмы. Отмечу, что деятельность фирмы определяется не по формальной информации в реестре, а по фактическому получению дохода от какого либа рода услуг или продаж. Т.е. я могу купить ноутбук за личные наличные деньги, например, подаренные бабушкой на день рождения, а по чеку списать эту покупку в расход фирмы. Потому как фактически мне этот ноутбук нужен для работы, т.к. доход я получаю за предоставление IT-услуг.

Теперь еще немного деталей. Если ув. читатель дошел до этого места и не плюнул на «многабукав», значит, наверняка у него появился вопрос, а как же этим всем рулить удаленно из Украины или любой другой страны? Ответ прост: у всех крупных эстонских банков есть хороший интернет-банкинг, плюс при регистрации счета вам открывают дебетную корпоративную карту, с помощью которой вы можете расплачиваться в торговой сети или снимать наличные деньги по всему миру. Для отчетности раз в год можно нанять бухгалтера или найти удобный способ подавать отчет самостоятельно.

Юридический адрес, как правило, арендуется у конторы, которая осуществляла регистрацию фирмы. Эта услуга обычно включает сканирование и пересылку входящей корреспонденции.

Последняя важная деталь. Понятно, что расходы, связанные с деятельностью фирмы, вы просто списываете, вопрос: как корректно провести расходы вашего личного характера, т.е. то, что мы обычно называем зарплатой. В общем-то, в эстонской налоговой все личные расходы можно и списать как зарплату, начисление дивидендов или выплату роялти, это не имеет большого значения т.к. вы обязаны платить налог в стране резидентства. В эстонской налоговой вы показываете договор с суммой, которую хотите списать. Но чтобы корректно уплатить налоги с этого дохода в Украине, нужно немного больше фантазии. В любом случае понадобится аутсорсинг налогового учета.

Суть в том, что вы не можете без ведения ВЭД так просто получать зарплату от зарубежной фирмы в Украине. Поэтому тут больше подойдет вариант дивидендов или роялти. Тогда вы сможете оплатить раз в год в Украине подоходный налог в 15%.

В любом случае стоит, как минимум, один раз проконсультироваться у украинских и эстонских бухгалтеров, как удобнее и с минимальными затратами оформить процедуру легализации личной части доходов в стране резидентства.

В комментариях к прошлой статье было много упоминаний постановления НБУ № 122, где регламентируется инвестирование резидентами Украины за рубеж. В документе указано, что покупка пая или акций в компании является также инвестиционной деятельностью. Хотелось бы получить разъяснения юристов, есть ли какие-то исключения или определенные лимиты на такие действия? Потому как мне с трудом вериться, что люди, занимающиеся куплей-продажей акций на международных биржах, получают для этого лицензии НБУ. Тем более в компетенции НБУ, на сколько я понимаю, финансовая и банковская системы в Украине, а не налоговая или тем более гражданская. Но даже в худшем случае наверняка есть варианты. Если фирма передана вам не за материальные ценности, а за какие-то договоренности, или возможно даже подарена, вряд ли это можно назвать инвестицией. Плюс не обязательно даже быть владельцем фирмы, можно быть только членом правления, что дает полномочия для полного управления активами фирмы. Для этого, конечно, понадобится доверенное лицо, но это уже частности.