Зечем создавать «Кремляндекс»

В конце марта все СМИ заговорили о важном известии: через год в России может быть запущен государственный поисковик. Это сообщение впервые появилось в авторитетном информационном издании .

В своей статье «Кремляндекс» газета ссылалась на три анонимных источника в крупных телекоммуникационных компаниях и одного инвестбанкира, также безымянного.

«На стартап!» или с чего начинается интернет-Родина

Согласно РБК daily, идея национализировать поиск в Рунете принадлежит первому замглавы администрации президента Владиславу Суркову. Предложение кремлевского идеолога было одобрено, а проект отдан в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций. По предварительным оценкам, на реализацию проекта правительство запланировало выделить 100 млн. долл.

Предпосылки

Сегодня в Рунете поисковый рынок поделен между четырьмя основными игроками: Яндекс (62,9%), Google (21.9%), Mail (8.3%) и Rambler (3.0%) — причем только Google не является национальным поисковиком. Однако под его натиском в мире устояло не так много стран: собственные поисковые системы сохранились в Китае, Чехии, Эстонии, Норвегии и России. Есть чем гордиться: национальный продукт оказался стойким к «коррозионному» влиянию западного интервента.

Но зачем же тогда Кремль хочет ввести на рынок еще одного конкурента, ведь это может значительно дестабилизировать сложившуюся благоприятную ситуацию? Причины, как и следовало ожидать, исключительно политического характера.

Причины

Любая поисковая система — это стратегический ресурс, способный влиять на «умы и настроения» народонаселения. «В отличие от уже существующих систем новая должна быть более ориентированной на государственные нужды, в том числе обеспечивать доступ к безопасной информации, фильтровать сайты с запрещенным контентом», — пояснил РБК daily один из информационных источников. Таким образом, будущему поисковику отводится роль файрвола в информационном пространстве страны.

К финансированию проекта привлекаются исключительно российские инвесторы, и в числе акционеров не будет иностранных представителей. «Таким образом, власть сможет получить относительно контролируемый поисковик с лояльными владельцами», — говорит другой собеседник.

Опыт

Веб-история знает немало примеров государственного регулирования поисковых систем. Некоторые из них преданы официальной огласке, о других можно только догадываться. Так, например, самый популярный в мире поисковик Google начинался как учебный проект государственного университета, генеральный директор Google Эрик Шмидт всегда состоял в «приятельских» отношениях с Хиллари Клинтон, а американские власти не раз оговаривались, что Google должен способствовать и способствует делу демократии. Что говорить, в кулуарах давно заподозрили поискового гиганта в связях со спецслужбами.

Другое дело наш отечественный продукт — Яндекс. Завоевав более половины поискового рынка России, Яндекс не смог не привлечь к себе внимания властей. Номинально став «частью национальной инфраструктуры», компания продала Сбербанку приоритетную акцию, дающую право накладывать вето на продажу более 25% акций компании. Как вы думаете, во сколько обошлась государственному банку такая привилегия? В 1 евро.

Раз сервер, два сервер, будет поиск

Средства

Как утверждают источники РБК daily, в качестве базовой платформы для создания поисковой системы рассматривался Рамблер. В компании от комментариев по поводу возможности потери суверенитета уклонились.

Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», в своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» сделал предположение, что в этих целях может быть совершена попытка оживить устаревший российский поисковик aport.ru. Уцепившись за небрежную реплику Ашманова, журнал «Вебпланета» 1 апреля разместил сообщение о «короновании» Апорта в качестве национального поисковика, причем в указанных первоисточниках об этом не было ни слова. Запамятав посмотреть в календарь, многие СМИ оперативно подхватили эту первоапрельскую «новость».

Участники

На сегодняшний день известны имена трех компаний, которые могут быть задействованы в создание нового поискового продукта. Это «Ростелеком» (одна из крупнейших телекоммуникационных компаний), «Ашманов и партнеры» (IT-консалтинг) и ABBYY (разработчик программных продуктов). Представители организаций от комментариев уклоняются. И.Ашманов в интервью «Эхо Москвы» признался: «Вопросы такие задавались далеко не мне одному, а многим сильным игрокам рынка, у кого есть либо люди, либо технологии, либо что-то еще».

«Сильные игроки рынка» свою сопричастность проекту не афишируют, но в глобальной Сети сложно что-либо утаить. Уже сейчас на HeadHunter от компании «Ашманов и Партнеры» появилась вакансия, требованием к которой является «опыт построения и поддержки системы из 100+ серверов с ПО внутренней разработки на всех стадиях». 100+ серверов — это удел явно не слабонагруженного интернет-сервиса.

Перспективность

А теперь давайте разберемся с основным — перспективностью вопроса. Может ли заполучить должную популярность кремлевское детище, и что нам, смертным пользователям, от этого светит?

За комментариями по этому вопросу мы решили обратиться к представителям известных телекоммуникационных компаний. В итоге мнения разделились: одни ориентировались в своей оценке на объективные показатели пользовательского спроса, другие намекали на то, что Кремль недооценивать не стоит.

Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент»: «Проект амбициозный и теоретически нужный. Но вряд ли он появится в обозримом будущем… ГП займет на рынке доли процента и будет пользоваться спросом в крайне узком сегменте поисковых запросов — а именно, при поиске госинформации (закупки, аукционы и пр.). Подавляющее же большинство пользователей предпочитает поиск без фильтров и цензуры».

Марина Анисимова, пресс-секретарь «Рамблер Медиа», также считает, что кремлевская затея окажется трудновыполнимой: «… потребуются очень большие инвестиции и время. Задача осложняется и тем, что российский пользователь уже сейчас имеет возможность выбирать между Яндексом, Гуглом и Рамблером. То есть у него должны появиться веские причины поменять сервис, которым он пользуется постоянно».

У Игоря Ашманова другой взгляд на этот вопрос. Известный российский интернет-специалист считает, что при грамотном внедрении продукта с использованием государственных полномочий, например, установкой во всех некоммерческих организациях и привлечения «близких к государству владельцев интернет-ресурсов», новый поисковик сможет в перспективе обогнать Google и занять второе место на поисковом рынке: «Государственный поисковик — вполне реальная вещь, если государство захочет его сделать».

Тренд на «happy end»?

Следует отметить, что Минкомсвязи в России уже посодействовало появлению государственной почты для получения госуслуг в электронном виде, кириллического домена верхнего уровня .РФ, на сегодняшний день уже находящегося под контролем государства, а также социальной сети для сотрудников органов государственной власти «Регионалочка». Как знать, может и появление подконтрольного Кремлю поисковика уже не за горами.

Завершить статью хотелось бы комментарием Аллы Забровской, PR-директора компании Google: «…мы приветствуем конкуренцию в поисковых системах, поскольку она стимулирует компании развивать новые более интересные и полезные для пользователя сервисы… Ведь в нашей индустрии, как, наверное, нигде больше, всего один клик отделяет пользователя от перехода на другой сайт, если он не удовлетворен качеством информации или обслуживания. Конечно, речь идет о честной и добросовестной конкуренции, при которой все участники поставлены в равные условия».