Зачем пассажирам затягивать пояса?

В марте текущего года столичный автобусный фонд накрыло скоропостижное нововведение: правительство распорядилось в срочном порядке оборудовать междугородные автобусы ремнями безопасности для пассажиров. За невыполнение распоряжения был назначен штраф: 500 рублей — с водителя и 200 — с непристегнутого пассажира. Спустя полгода мы решили проверить, как обстоят дела с новшеством.

На первый беглый взгляд все чин чинарем, неосуществимая, казалось бы, задача выполнена. Напомним, что соответствующее постановление было принято в крайне сжатые сроки, и автоперевозчикам давали буквально несколько дней на то, чтобы оборудовать все без исключения транспортные средства ремнями. Несмотря на аврал, распоряжение было выполнено успешно — правда, не за несколько дней, а за три месяца.

Так или иначе, но отчетность сейчас в полном порядке.

— На сегодняшний день все автобусы, которых у нас 600, оборудованы ремнями безопасности, — рассказал «МП» главный инженер ГУП «Мострансавто» Валерий Пыльнев, — за три месяца мы их установили, причем сертифицированные. Пока ремней не было, приходилось, конечно, платить штрафы — автобусы проверялись на конечных остановках, но возмездие в основном «падало» на должностных лиц — владельцев автобусов, сумма штрафа начиналась от 10 тысяч рублей.

«Ура!» — возликовали мы и решили посмотреть на образцовое нововведение в реале, направившись на Щелковский автовокзал. Заглянули внутрь первого попавшегося автобуса, второго попавшегося, третьего… и юмора, если честно, не поняли. Ремни действительно там были — на каждом кресле, но крепились они не по автомобильному, а по карусельному принципу — в районе пояса.

Цепляют их, впрочем, не сильно активно. Наблюдение за отъезжающими автобусами выявило три сценарных действия: либо водитель просит пристегнуться, и пассажиры пристегиваются; либо он просит, но они не пристегиваются, либо водитель манкирует объявлением, а пассажиры — ремнями…

— У меня, видите, даже объявление висит, — показывает водитель Алексей, — и я прошу пристегнуться, но не могу же я контролировать во время пути, выполнил человек мою просьбу или нет!

— А мне вообще некогда следить за тем, пристегнут кто или нет, — отмахивается водитель другого автобуса Иван, — в конце концов это их дело. Я ни разу не попадал ни на штрафы, ни на проверки.

Да и бумажного объявления в Ивановом салоне мы, как ни пытались, так и не нашли.

— Ремни, какие ремни? А, эти? — недоумевает Павел, пассажир этого самого автобуса. — Да не пристегиваюсь я, зачем вообще это нужно? Мне ехать-то минут 30, а в нем неудобно, да и какой толк, если, например, автобус перевернется или в него кто-нибудь въедет? Тут никакие ремни не помогут. А на проверки я, сколько езжу, ни разу не попадал.

— Я пару раз пробовала пристегиваться, — говорит Людмила, — но мне это неудобно, а когда я с ребенком езжу, то это тоже целая проблема: если требуют пристегнуться, у нас все равно ничего не получается: ребенок в этом ремне «тонет».

Но, как говорится, автобус автобусу рознь; в транспорте, отправляющемся на расстояния дальше Подмосковья, дела временами обстоят чуть лучше.

— У меня все пристегиваются, — улыбается Анатолий, он возит пассажиров в Углич, — никаких проблем с этим не возникает, единственное что неудобно — эти ремни доставать из-под кресла, когда они не заняты: заваливаются, а так все в порядке.

Как видно, к нововведению и приспособиться можно, и можно даже с ним ужиться, но, как ни крути, простая житейская логика зайдет в тупик в поисках необходимости этого атрибута. Дело в том, что ремни в автобусах понаставили не автомобильные, а двухточечные, которые фиксируют корпус лишь в «области бикини». То есть в случае удара пристегнутый пассажир вмазывается во впередистоящее кресло с тем же самым успехом и результатом, что и непристегнутый. У неравнодушных водил новация вызывает бурю эмоций:

— У меня 17 лет рейсового стажа! И опрокинутые автобусы, было дело, я видел. Откровенно вам скажу: чушь все это собачья насчет необходимости пассажирских ремней, — возмущается Владимир, — потому что, случись что, пристегнутый пассажир просто повиснет на нем, а натянутый ремень отстегнуть невозможно! Ясно, что это только затруднит эвакуацию, на которую, к слову, при возгорании остается от 2 до 5 минут: автобус сгорает дотла за 17 — 20. Даже если у меня будет какой-нибудь спецнож для перерезания этих ремней, все равно не успеть. Уж поверьте опыту! Безопасность эта дутая — ремень убьет, а не спасет. У меня знакомый шведские автобусы водит — говорят, они самые безопасные в мире, так там ничего подобного нет и в помине! Там о людях другим способом заботятся — уставших водителей в рейс не пускают, напарников обязательно дают, за техническим состоянием машин следят, не чета нашим… В общем, там — цивилизация, а у нас — сплошная показуха и имитация.

Спасателей, впрочем, перспектива массового попадания пассажиров на тот свет не пугает.

— У нас есть специальные устройства, которые предназначены для разрезания этих ремней, — рассказали «МП» в пресс-службе ГУ МЧС по Москве, — непрофессионалу владеть этой штукой незачем. Если снабдить этим устройством водителя, где гарантия, что он сможет оказать квалифицированную помощь пассажирам и не усугубит ситуацию? После аварии ведь человек и в шоке может быть, и мыслить неадекватно. Нужно однозначно дождаться спасателей и предоставить действовать профессионалам.

Ну что ж, если наши профессионалы владеют не только суперрезаками для ремней, но и скоростными телепортаторами, способными перенести их в любую точку Земли за несколько секунд, — честь им и хвала. Но что-то подсказывает, что, как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий спасатель доберется до места аварии за пять минут… А за стандартные полчаса несчастный автобус успеет сгореть раза два, а то и три вместе со всем пристегнутым содержимым.

У гаишников, как выяснилось, подобная конструкция и обязаловка особого восторга тоже не вызывает. Но, на словах понимая всю абсурдность ситуации, в официальном комментарии они тем не менее проявили дипломатичность:

— Объяснить, кем разработана и утверждена конструкция ремней безопасности для междугородных автобусов, мы не можем, — сообщил «МП» инспектор отдела пропаганды ГИБДД по Москве Артем Семенов. — Но точно могу сказать: не нами. В их разработке мы не участвовали. Наши инспектора обязаны проверять лишь наличие ремней в автобусах и соответствие их нормативной базе.

Поясним: нормативная база оговаривает лишь наличие приспособлений для техники безопасности, но не их конструкцию и способ применения. Так что в ситуации тотального отказа от всякого рода ГОСТов нетрудно понять, как появилось это «карусельное» чудо в наших автобусах: вынужденные выполнять то, что спустили сверху, их владельцы просто выбрали самый дешевый и простой способ.

Иными словами, от очередного приказа «верхней» власти пользу получили лишь многочисленные спекулянты и ремнепроизводители, неплохо заработавшие в начале года на ажиотажном спросе: цены на допоборудование тогда моментально подскочили в разы. Польза всем остальным — как всегда, сомнительна и эфемерна. В общем, как ни крути, а получилось как всегда, несмотря на то, что хотели, наверное, как лучше.