Япония — загадки имиджа

Одной из самый обсуждающихся тем этими днями стали отношения белорусских властей с западными ПиаР-агенствами. Одним «британцам» вроде дали от ворот поворот, других – из того же Королевства – пригласили заделывать дырки, оставленные грубой работой первых в светлом имидже как страны, так и самого безсрочного президента.
В этом контексте вспомнилось недавнее создание телепроекта «Russia today», задачей которого есть улучшение имиджа РФ в глазах мировой аудитории.

И та
и тут на подобные «ширмочки» выделяются денежки граждан, за их немалые налоговые отчисления нанимаются уж не только родные, но и западные ПиаР гуру.

И подумать только — для чего? Для создания позитивного образа страны за ее пределами!

По-определению стоит понимать – а) положительного образа нет; б) свои пределы, населенные родными гражданами, в общем-то «до лампочки»….

Часто серфингуя в сети и по международным телеканалам, я не встречаю подобных программ, за исключением одного радио с надрывающимися от счастья северокорейскими дикторами.
Масс-медия остальных стран, включая Японию, вещают себе о проблемах и успехах без какого-либо особого внимания на меня-иностранца.

Тут мне могут указать на международное вещание нацкомпании NHK, в том числе и на русском языке. Верно – такое вещание есть, да только разницы в информации между ним и внутренним масс-продуктом нет.

Создается впечатление, что японские СМИ вообще забыли о моем существовании тут – критикуют правительство и лично премьера, хохочут над угрюмыми славянами и ветренными итальянцами, шутят над своей излишней осторожностью, граничащей с заторможенностью и (SIC!) никогда не рассказывают о своем особом величии.

Можно сказать – японцы или не понимают важности позитивного образа или им дела нет до нашего заграничного мнения.

Но вот ведь штука какая – не будучи специально оповещены о «хорошести» Страны восходяшего солнца, почти все мои иностранные друзья и собеседники имеют самое положительное мнение о Японии и японцах. То есть, критика присуствует и часто даже незаслуженно жесткая, а имидж остается хорошим.

Подобная картина и среди самих граждан страны – критикуют, высказывают различные недовольства, периодически выходят на тысячные демонстрации, посредством выборов изменяют власть, наконец, и… нате вам – все равно уверены , что их страна лучшая и самая удобная для проживания.

Не удивительно – ездят на лучших в мире машинах по отличным дорогам, поголовно пользутся мобильными телефонами и высокоскоростным интернетом, отдыхают хоть по-недолгу, но каждый год и очень часто за границей, жуют и рябчиков и ананасы, имеют качественную медицину и, как следствие, самую высокую в мире продолжительность жизни.

Образ же России тут, действительно, не самый хороший. И никакие матрешки с чебурашками на Олимпиадах или Всемирных выставках (коих в Японии проходят часто) или икра рекой на правительственных приемах не в силах его изменить.

Ибо матрешки – это игрушки, чебурашки –это мультики, Чайковский с Пушкиным – это вечное, а реальная жизнь – это парады победы на фоне нищих ветеранов, кавалькады «меринов», пролетающих мимо очередей на троллейбусы, чуть не землянки в качестве жилья на Курильских островах и радостные лица людей, получающих японскую гуманитарку в тех же краях.

Так может, загадка просто решается – направить внимание государства не за его пределы , а на «внутренние пенаты»?

Сия гениальная мысль родила во мне огромное желание как-нить оказаться поближе к телам власть придержащих, абы подсказать им, что имидж страны создается прежде всего внутри её родимой – когда все «более-менее», когда нет бабулек-ветеранов на улицах с протянутой рукой, когда не уходят налоги на занавески с красивым узором, закрывая собой запущенную комнату, а используются для обустройства самого помещения.

Когда соотечественники станут жить лучше не вопреки, а благодаря заботе правительства под мудрым руководством хоть партии Тамагочи, хоть крокодила Гены, когда хмурые лица на наших улицах постепенно уступят место нормальным, тогда и имидж страны изменится в самую лучшую сторону без дополнительных затрат с наших же налогов.