Высшее образование в Белоруссии — дорога в рабство

Предвыборная кампания Александра Лукашенко уже в который раз не блещет оригинальностью: защита национальных интересов, борьба с коррупцией и произволом чиновников, дебюрократизация и, пожалуй, самое главное — повышение заработной платы, пенсий и других социальных выплат. За исключением новой идеи либерализации экономики для привлечения на свою сторону предпринимателей, и острой критики России, представленной главной виновницей в надвигающемся на страну экономическом коллапсе, команда нынешнего президента ничего оригинального не придумала.

Для повышения своего рейтинга Лукашенко, несмотря на все предостережения специалистов и отсутствие реальной экономической возможности, в очередной раз в угоду собственным интересам увеличил размеры не только заработных плат работников бюджетной сферы, но и стипендии студентам белорусских учебных заведений. За 2010 год было два подобных повышения (в ходе последнего стипендии были увеличены со 113 до 182,1 тысяч белорусских рублей). Несколько дней назад заместитель министра экономики Белоруссии Андрей Тур на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам заявил о том, что уже подготовлен проект государственного решения о повышении с 1 ноября 2010 года всех видов стипендий в 1,3 раза. Казалось бы, студенческая молодежь должна сказать президенту огромное спасибо и влиться в стройные ряды поклонников Лукашенко. Однако подобного до сих пор не происходит.

Причин недоверия современной белорусской молодежи правительству страны достаточно много: от подсознательного отторжения существующей в стране уравниловки и приказного характера вовлечения в общественную жизнь под идеологическим лозунгом «За Беларусь!», до объективного недовольства низкими стипендиями и системой распределения. Несмотря на все повышения выплат, стипендии, как правило, не превышают 60-70 долларов США в эквиваленте. При этом с 1 августа 2010 года по 31 октября 2010 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составил 274 510 рублей, а для трудоспособного населения — 293 880 рублей (около 90-95 долларов США). С 1-го ноября будет установлен новый БПМ, но размер его пока не обнародован. Таким образом, даже максимальная стипендия не дотягивает до прожиточного минимума, на который прожить в принципе невозможно.

Однако студенчеству, как известно, не привыкать жить бедно, если бы не одно «но»: за подобную стипендию всем обучающимся на бюджетной основе предстоит «отдать долг» государству в виде сохранившегося в Белоруссии советского анахронизма — обязательного распределения. Данная норма, изначально провозглашенная в качестве механизма, необходимого для решения политики обеспечения занятости населения, в настоящее время находится в остром противоречии с актуальной ситуацией в стране и не способствует реализации декларируемых ранее целей.

Распределение выпускников ВУЗов и ССУЗов была восстановлена в Республике Беларусь в апреле 1997 г., когда в стране начало свое действие специальное постановление Совета Министров РБ № 276 о распределении молодых специалистов (дополненное 29 января 1998 года постановлением № 1992), которое предусматривало обязательное распределение выпускников государственных учреждений образования, получивших высшее и среднее специальное образование за счет средств госбюджета, продолжительностью в 2 года. Согласно принятым впоследствии документам нанимателю запрещается увольнять молодого специалиста до окончания обязательного срока работы, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия. Различными актами также устанавливался запрет для нанимателей на прием на работу на протяжении двух лет тех выпускников, которые отказались от распределения. В случае нарушения этого запрета, к нанимателю применялись штрафные санкции — выплата государству полной стоимости обучения специалиста.

Вплоть до начала 2000-х годов указанная норма закона практически не действовала, так как государственные учреждения еще не успели выработать налаженного и привычного механизма подачи заявок в учреждения образования и не существовало эффективного механизма сдерживания тех выпускников, которые не желали работать по распределению. Какой-либо ответственности за неявку для молодого специалиста предусмотрено не было. Однако в 2006 году поправками в Закон «Об образовании» и постановлением Совета Министров № 1255 государство нормативно закрепило, что «молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавшие срок работы по распределению… обязаны возместить средства, затраченные на их подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов в соответствующий бюджет». Этот год стал поворотным в деле фактического закрепощения выпускников бюджетной формы обучения, а уже в 2007 г., вместе с появлением более сотни уголовных дел, стало наблюдаться резкое сокращение числа не явившихся по распределению молодых специалистов. За последние несколько лет количество выпускников, отказавшихся ехать работать по распределению, неуклонно сокращается, что можно связать не столько с желанием молодых специалистов набраться опыта на предоставленном государством первом рабочем месте (как правило, низкооплачиваемом, не престижном и расположенном вдалеке от постоянного места жительства), сколько боязнью репрессивных мер со стороны государства.

Статья 49 Конституции Республики Беларусь гласит, что «гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования… Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях». Однако, по статистике, сейчас в стране около 64 процентов студентов учится на платных отделениях ВУЗов, а по-настоящему бесплатное высшее образование могут получить только заочники и «вечерники», которые обучаются за счет бюджета и не попадают в категорию выпускников вузов, подлежащих распределению (около 40 тысяч из почти 430 тысяч студентов). Пока.

Оставшиеся же учащиеся оказываются в ситуации, которую характеризуют либо как «двухгодичное рабство», либо как «годы, выброшенные из жизни». Подобное отношение к обязательному распределению основывается на том, что на практике молодые специалисты, насильно направленные на низкооплачиваемую работу, при отсутствии дешевого и добротного жилья на местах, перестают видеть перспективы личного развития. Как следствие, многие из выпускников разочаровываются в своем профессиональном выборе, начинают пить, а нередко и кончают жизнь самоубийством.

Несмотря на то, что в министерстве образования Белоруссии считают проблему обязательного распределения надуманной, в среде молодежи все больше растет недовольство существующим принуждением работать на местах, неудовлетворяющих минимальные потребности работника. Помимо этого, даже среди выпускников школ наблюдается нежелание продолжать дальше свое образование (как минимум на бесплатной основе) из-за страха в будущем быть распределенным в глухую деревню, либо в район, загрязненный после аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая тот факт, что в течение 2010-2011 годов в РБ планируется принять Кодекс об образовании, где присутствует положение об обязательном распределении выпускников, которые половину или более срока обучения получали образование за счет госбюджета, а учеба в магистратуре и аспирантуре больше не будет освобождать от распределения, данная проблема становится одной из главных в системе образования Белоруссии, нерешенность которой прикрыть увеличением стипендии уже не удается.

Подобная система распределения характерна не только для Белоруссии, но и для Украины, где выпускники «обязуются после окончания обучения и получения соответствующей квалификации работать в государственном секторе народного хозяйства не менее 3 лет», а в противном случае обязуются отчислить в государственный бюджет полную стоимость обучения. Однако на деле выпускники давно научились обходить закон и случаи, когда они на самом деле возвращают деньги за обучение в бюджет, являются крайне редкими исключениями. В России, как известно, президент Дмитрий Медведев категорически отверг идею возвращения к системе распределения выпускников ВУЗов.

Нельзя не отметить, что в ряде случаев принцип распределения может играть и положительную роль, когда выпускнику, не имеющему достаточного опыта работы по освоенной им профессии, гарантируется первое рабочее место. Однако в белорусских условиях подобное трудоустройство приобретает насильственный характер и осложняет формирование цивилизованного рынка труда. Если приобщить к этому стремление Белоруссии присоединиться к Болонскому процессу, то система обязательного, или директивного, распределения становиться одним из главных препятствий на пути к образу развитого европейского государства, о чем так много в последнее время говорит Лукашенко.

В течение последних лет неоднократно предпринимались попытки инициировать пересмотр нормы распределения, ее отмену или оценку Конституционным Судом ее соответствия Декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конституции РБ, а также Трудовому кодексу РБ. Однако достичь каких-либо реальных результатов в настоящее время не удалось. Накануне президентских выборов в студенческой среде появилась небольшая надежда на смягчение данной нормы, когда распределение могло бы проводиться по желанию, однако руководство страны решило отделаться лишь небольшим повышением стипендий.

Белорусской учащейся молодежи было предложено отреагировать на «щедрый дар» государства лояльностью на предстоящих выборах: прийти в добровольно-принудительном порядке на досрочное голосование, а затем 19 декабря покинуть крупные города, в первую очередь Минск, и не мешать осуществлению «элегантной победы». Со своей стороны, руководство страны не видит необходимым пересмотра полуфеодальной системы обязательной отработки за бесплатное обучение (на деле бесплатным образование не является, так как государство собирает финансовые средства на его содержание из карманов налогоплательщиков — родителей или самих учащихся), стремясь сохранить государственную монополию на формирование рынка труда.

Существующий в настоящее время в Белоруссии политический режим, несмотря на декларируемые им цели — создание реальных возможностей для многогранного и всестороннего развития личности, а также формирование государства общего благоденствия — представляет собой ничто иное, как систему кабального закрепощения населения, полностью зависимого от самодурства руководства страны. В условиях, когда правительство заявляет о стремлении сформировать в Белоруссии условия для «всеобщего высшего образования», число жертв сказки Лукашенко о «бесплатном образовании», как одном из достижений белорусской социально-экономической модели, будет неуклонно расти, пополняя собой ряды послушных рабов государственной машины.