В защиту Кирилла и Мефодия

О политическом подтексте «докириллической письменности».

В последнее время недобросовестные пропагандисты с явно антихристианским душком впрыскивают в информационное пространство мифы и легенды о ничтожестве и плагиаторской роли святых Кирилла и Мефодия, основателей славянской письменности. Яд лжи облечен в комплиментарную для славянства оболочку — он как бы «удревняет» славянскую письменную культуру, и в силу этого ЛЬСТИТ племенному самолюбию некоторых отпавших от христианства «блудных сынов» славянства.

Враги нашего Отечества не щадят лисьих комплиментов в адрес, как они думают, русской вороны, чтобы выманить сыр. Совершенно неадекватный человек, которого и исследователем рука не поднимается подписать, А. А. Тюняев, пишет под сверхльстивым заголовком: «Русь была всегда!»: «Кирилл и Мефодий только изменили почерк в русском письме».

Зачем ему это? Чуть ниже по тексту станет понятно: «До недавнего времени во множестве человеческих умов принудительно кристаллизовали следующий постулат: до 9 века Русь была дикой общностью дремучих безграмотных людей. И только с приходом христианства, якобы, началось долгожданное просвещение».

Вот она, квинтэссенция обернутой для наивных русских в фантик из подхалимства ядовитой конфетки! Христианское просвещение названо через «якобы»! И далее: «по нашим данным, история Руси насчитывает, как минимум, 30 тысяч лет».

А чего же не 300 тыс.?! Не 3 млн.?! Чего уж сразу не до динозавров ложной эволюционной теории не опустить планку?! Л.Толстой справедливо писал, что правду всегда отличает скромность, тогда как ложь бесстыдна, и обещает любое громадьё, именно потому, что и не думает отвечать за слова. Тут — яркий пример!

Тюняев тут же вторит нашим выводам: «Причем, повторюсь, это — как минимум. На самом деле, возможно, что это ещё более значимые цифры. Но и эти тридцать тысяч лет — не состояние дикарей, как это пытались выставить иные горе-исследователи, а славная, полная свершений история».

Непонятно только где следы этой «славной и полной» истории — Парфеноны и Колизеи, Пирамиды и Акрополи, Платоны и Аристотели, Гиппократы и Геродоты, Фидии и Андреи Рублевы. Чем там тюняевы 30 тысяч лет (и это не предел!) занимались, если потом с готовностью приняли повсеместно кириллическую грамоту?!

Фальшивомонетчики истории
За грубой, азиатской лестью русским — глумление над светлой памятью наших святых: «А что касается Кирилла и Мефодия… исторически их просвещение — это изменение почерка в письме, которое активно использовалось русскими за несколько тысячелетий до новой эры».

А за что же мы их так почитаем? По Тюняеву получается — ни за что. Впрочем, и христианство по нему — пятое колесо в телеге, и без него велики зело мы были…

Но глумясь над святыми Русской Православной Церкви, Тюняев тут же и саморазоблачается. Начав про письменность, он совершенно ошеломляющим манером (как птицу в печную трубу) втягивает читателя в тему картинок и орнаментов!

«Изначально всякая письменность — это отражение нужд определённого религиозного ритуала. В дохристианское время единственной монотеистической мировой религией являлось Славянство (Оказывается славянство — это не группа этносов, а религия!- А.Стреле).

Символизм славян заключён в так называемой свастической письменности — развитой системе идеографических и иероглифических знаков. Я как раз провожу исследования этих символов. И моя коллекция насчитывает уже несколько сотен свастических элементов.

В 3-2 тысячелетиях до н.э. свастическая плетёнка имеется на керамике энеолита Томско-Чулымского региона и на золотых и бронзовых изделиях славян, найденных в курганах Ставрополья на Кубани. Во второй половине 4 тысячелетия до н.э. свастические символы распространены на Северном Кавказе (откуда родом шумеры — праславяне) в виде огромных моделей Солнца-курганов. В плане курганы представляют собой уже известные разновидности свастик. Только увеличенных в тысячи раз. В то же время свастический орнамент в виде плетёнки часто встречается на неолитических стоянках Прикамья и Северного Поволжья. Свастика на глиняном сосуде, найденном в Самаре, также датируется 4000 годом до н.э. В это же время четырёхконечная зооморфная свастика изображена на сосуде из междуречья Прута и Днестра. В 5-м тысячелетии до н.э. славянские религиозные символы — свастики — распространены повсюду. На блюдах Анатолии изображена центростремительная прямоугольная свастика, охваченная двумя кругами из рыб и длиннохвостых птиц. В Северной Молдавии, а также в междуречье Серета и Стрыпа и в Молдавском Прикарпатье найдены спиралевидные свастики. В 6-м тысячелетии до н.э. свастики распространены на пряслицах в Месопотамии, в неолитической культуре Триполья-Кукутени, на чашах Самары и др. В 7-м тысячелетии до н.э. славянские свастики начертаны на глиняных печатях Анатолии и Месопотамии… Орнаментальная свастическая сетка обнаружена в штампах и на браслете, выполненном из кости мамонта в Мёзине Черниговской области. И это находка из 23-го тысячелетия до нашей эры! А 35-40 тысяч лет назад населявшие Сибирь неандертальцы, вследствие двух-трёхмиллионнолетней адаптации приобрели вид европеоидов, о чём свидетельствуют зубы подростков, обнаруженные в алтайских пещерах Денисова, имени Окладчикова и в селении Сибирячиха. И эти антропологические исследования произведены американским антропологом К. Тернером. Вот теперь почти всё!» — выболтавшись, устало заключает Тюняев.

Подождите! — воскликнет любой, кто учился не в школе для умственно-отсталых подростков. Вы обещали показать алфавит письменности и тексты, а показали коллекцию КАРТИНОК! Бесспорно, человек с древности любил рисовать и делать оттиски, но ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ПИСЬМЕННОСТЬ?!

А вот при чем: это не бред сумасшедшего, а продуманная диверсия иностранных спецслужб. Необходимость вырвать Православие, как позвоночник русского государственного организма, толкает врагов России на ухищрения разного рода, включая и псевдоисторию. Самое главное — вылить грязь на святых, а обоснование грязи — уже дело десятое.

Преступное словоблудие антихристианствующих сил должно получить от нас должный отпор. Иначе какие же мы христиане?!

Обратимся к науке!
Отпор уже начался — в первую очередь на ленте комментариев к провокационным писаниям. Однако, как справедливо указывают некоторые комментаторы подлога, следует различать РАЗВИТУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ от ПИКТОГРАФИИ и БЕССИСТЕМНОГО ОБОЗНАЧАТЕЛЬСТВА. Письменность не может уместиться в памятниках из трех-шести букв, даже если эти буквы оригинального алфавита (ниже мы убедимся, что и это не так). Письменность, как верно указывают народные критики подлога — это КНИГИ И АВТОРЫ. Наличие же надписи в одно слово длинной отнюдь не означает ни КНИГИ, ни АВТОРА.

Обширен пласт источников, свидетельствующий об употреблении славянами-язычниками ИМЕННО кириллического письма, в чем не было бы смысла, имей отвергавшие христианство (и кириллику вместе с ним) славяне-язычники СОБСТВЕННУЮ письменность(1)

Например, о существовании каких-то знаков-символов именуемых «черты и резы» у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех». Однако глагол «чисти» значит как «читать», так и «считать»; книгы (мн. ч.) — не только книга в современном смысле, но и вообще письменный текст, запись. Черты и резы могли использоваться для записей, но в равной степени речь может идти о фигурах простого счёта (счетные, учетные насечки) или гадания.

В «Жития Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», рассказывается, что в Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги.

Это кажется очень странным, ведь уроженец Солуни Кирилл с детства хорошо знал южнославянский язык (о чём говорится в том же «Житии») и ему не было необходимости учиться говорить по-славянски. Впрочем, странность быстро исчезнет, если мы примем во внимание то, что греки «русами» звали не славян, а скандинавов.

В контексте документа «роусьский» не значит «славянский». «Русские письмена» имели, безусловно, скандинавское происхождение. Русью до принятия христианства называют не восточных славян, как позже, но норманнов, скандинавов (или, как говорили в Древней Руси, варягов, от «варг»-«волк», и сегодня присутствующего в шведском языке). Так, в среднегреческом языке слово «ай рос» означает «норманны», по-фински Ruotsi «Швеция».

Как бы ни хотелось противникам христианства приписать читаные святым книги объявить славянскими — они совершенно очевидно в контексте скандинавские. Ведь чуть ниже по тексту в том же «Житии» прямо говорится об отсутствии у славян письменности. Когда Константин спросил византийского императора Михаила III о буквах на славянском языке, то император ответил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их.

С востока нашу версию «роусьского», как скандинавского «ruotsi» поддерживает Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 году. Норманны-русы, приехавшие торговать славянскими рабами, оставили на могиле своего (а отнюдь не славянского) мертвеца руническую запись.

Сочинение Клювера излагает рассказ с указанием на диссертацию немецкого историка Конрада Шурцфлейша от 1670 года, в которой доказывалось, что у германских славян были свои школы, где детей обучали рунам. Ту же мысль повторил Клювер относительно германских вендов (славян): «Правда школы у вендов были в плохом состоянии, тем не менее их учителя-священнослужители наряду со своими буквами пользовались руническими письменами следующего облика». И — В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА — приведен алфавит датских рун XIII-XVI веков.

Все эти данные позволяют закрыть обсуждение «рунических письмен» у славян, осознав их полное тождество со скандинавской руникой. Нет ничего удивительного, что южные славяне писали по-гречески, а северные — по-скандинавски. И много позже бесписьменные народы Российской империи использовали для записей арабский язык и/или графику (татары, башкиры и др.), позже латинскую и кириллическую графику.

Недобросовестные пропагандисты цепляются за изображения ТАМГИ, как за якобы краткие докириллические записи. Например, несколько явно являющихся ТАМГАМИ знаков на горшке из села Алеканова под Рязанью (обнаружил археолог С. А. Городцов в конце 1897 г.) объявлены записью. Но ТАМГА — это не запись в нашем смысле слова, а набор родовых сакральных символов-изображений. Это — символическая печать или клеймо рода, с раз и навсегда закрепленным смыслом (вроде современного герба или флага) но никак не средство записывать разные смыслы.

Тиуновское святилище, расположенное в Тарногском районе Вологодской области в бассейне р. Кокшеньги представило нам огромный валун с картинами и надписями. На камне есть несколько символов, в которых увидели самобытное руническое письмо славян. Однако серьёзные исследователи говорят, что мы имеем дело именно с родовыми знаками (тамгами). Самое главное — рядом с псевдорунами-тамгами нанесено на валун много надписей на кириллице! Зачем язычникам писать на языке врагов-христиан, кабы у них был собственный язык для записей?!

На русском мече, найденном в Киевском уезде и датируемым серединой X века, сохранились надписи — с одной стороны клинка — кириллическая надпись «Слав», полностью не сохранившаяся по причине сломанного меча, с другой стороны — картинки-символы. Их тут же объявили записью на «славянском руническом», но прочитать доселе не могут. Оно и немудрено: тамги не читаются!

Но даже если предположить, что очевидные ТАМГИ — вовсе не тамги, а буквы, то и в этом случае никакой ПИСЬМЕННОСТИ не получится. В 1967 году у села Войсковое Солонянского района Днепропетровской области был обнаружен ритуальный глиняный сосуд, датируемый эпохой Черняховской культуры (II-IV вв.) Надпись на сосуде — использует… 6 знаков! Что это за письменность такая, книга не из шести слов даже, а из шести букв?!

Такие же нерасшифрованные знаки находим на Микорженских камнях (Познань, Польша) и Ситовской надписи (Ситово, Болгария, обнаружена в 1928). Два-три значка, то ли детский рисунок, то ли слово на заборе, но в любом случае — не письменность ведь!

Это же касается надписей на славянских биконических пряслицах XI-XIII веков, например, из Белоозера, Волковыска, на сосуде из археологического отдела Тверского музея, опубликованная Жизневским в 1888 году.

Филологи неумолимы: надписи, выдаваемые за памятники «славянских рун», чрезвычайно разнородны по географии и возможной датировке и визуально не представляют собой чёткой единой системы письма. Более того, один за другим памятники оказываются образцами других, более-менее известных письменностей (например, надписи из хазарского города Саркела, которые И. А. Фигуровский пытался «прочитать» на древнерусском, определены однозначно как памятники тюркского рунического письма).

Подведем итоги.
Таким образом, все попытки доказать существование развитой восточнославянской письменности до крещения Руси в 988 году окончились неудачей и не выдерживают проверки научными фактами. Приводимые доказательства в действительности представляют собой или грубые, неумелые подделки (пресловутая «Велесова книга» ), или несостоятельные гипотезы (так называемая «Летопись Аскольда», якобы использованная в «Никоновской летописи» XVI века среди статей 867-889 годов), или допускают другие, более достоверные объяснения (свидетельство «Жития Кирилла») о Евангелии и Псалтири, написанных «рушкым писменем» и найденных Константином Философом в Херсонесе.

Но тема «славянских рун» чрезвычайно распространена в любительских исторических и лингвистических сочинениях и в массовой культуре (фолк-хистори) не случайно. За ней стоит мощный и хорошо оплаченный заказ антихристианских сил. Немало надписей, других культур (тексты этрусков или Фестский диск) неоднократно провокационно «расшифровывались» как русские и славянские без опоры на научные данные. Такие чтения предлагались Чудиновым, Гриневичем и др. В разгар «холодной войны», в 50-е годы ХХ века, из США прилетел к нам подарок от ЦРУ — средство шизофренизации (раздвоения) сознания русских — «Велесова книга». К нашему счастью подделка оказалась чисто по американски — грубой и легко разоблачаемой. Но даже и разоблаченная, «велесовщина» продолжает убивать умы.

Враг не дремлет. Нужно и Православным быть бдительнее!
Александр СТРЕЛЕ, специально для НСН «Венед»

(1) — Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества: Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Свидетельство Титмара относится к достаточно позднему язычеству (не докирилловской эпохи).
Древнейшим восточнославянским текстом считается гнёздовская надпись на глиняном кувшине, обнаруженном в 1949 г. при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись-слово ГОРОУХЩА, обозначающее то ли сосуд для хранения горчицы, то ли имя владельца, выполнено кириллицей и датируется по найденным там же арабским монетам первой четвертью X века. В 1912 г. при археологических раскопках церкви Богородицы Десятинной в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окруженного фрагментарно сохранившейся греческой или кириллической надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослав, правившего в 945-972 гг. В обоих случаях это образец использования славянами-язычниками письменности, уже существовавшей у славян-христиан (в частности, болгар).