В Татарстане идет борьба с ваххабитами

Если государство не будет помогать традиционному исламу, он не сможет стать противовесом ваххабизму, и идеология псевдосалафизма победит. С этим выводом преподавателя набережночелнинского медресе «Ак мечеть», казыя Восточного региона Рафика Миниахметова согласились все участники республиканского научно-практического семинара «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия». Он прошел в Казани в рамках научно-аналитического проекта «Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан», осуществляемого Центром евразийских и международных исследований Казанского федерального университета. «Схватка за умы молодежи проигрывается», – констатировал эксперт.

К сожалению, последние события в Татарстане доказывают: это отнюдь не алармистские настроения, влияние ваххабитов в республике растет. 25 ноября в результате спецоперации в Нурлатском районе Республики Татарстан были уничтожены трое исламистов, 11 ноября пытавшихся подорвать машину начальника Чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ. В операции участвовало более пятисот правоохранителей, включая ОМОН, спецназ, БТР, а также вертолет МИ-8. Экстремисты первыми применили оружие, обстреляв сначала егеря, затем дежурный экипаж автомобиля частного охранного предприятия возле села Новое Альметьево. После этого они были блокированы. В течение нескольких часов велась ожесточенная перестрелка, однако из-за плохой видимости штурм осуществить не удалось, и преступникам удалось уйти. Утром они были обнаружены в заброшенном доме в селе Старое Альметьево, вновь оказали вооруженное сопротивление и в результате перестрелки были убиты. Каждый был вооружен автоматом, подствольным гранатометом и имел при себе большое количество патронов. Операцией по задержанию руководил лично министр внутренних дел республики Асгат Сафаров.

Уничтоженные экстремисты, среди которых был кряшен, принявший ислам, сын бывшего прокурора Чистополя Руслан Спиридонов (двое остальных – Альберт Хуснутдинов и Алмаз Давлетшин, также «придерживались исламского вероисповедания»), по версии МВД, «на 90% принадлежали к запрещенной исламистской организации, которой могла быть «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Появление подобной версии логично: руководитель чистопольского отдела «Э» как раз занимался разработкой «хизбов», однако эта партия известна приверженностью мирным методам. Свалить инцидент на уже запрещенную структуру, пожалуй, тактически разумно, однако большинство правоохранителей и специалистов в области религиозного экстремизма республики полагает, что убитые были ваххабитами.

Происшедшее лишь усилило актуальность проведения научного семинара. Представитель МГУ полковник Вячеслав Попов подчеркнул важность учета религиозного фактора и отметил попытки определенных сил использовать его, чтобы расколоть общество. Целью исламистов является создание исламского халифата, введение законов шариата и т.д., напомнил он, призвав к всестороннему изучению проблемы.

«Любые попытки представить наш салафизм как «умеренный» вызывают улыбку у непредвзятого исследователя, – указал заместитель руководителя ЦЕМИ КФУ Раис Сулейманов. – Ссылки на то, что наш ислам якобы не такой, как на Кавказе, и происходящее там по определению невозможно здесь, несостоятельны». Анализируя нурлатские события, эксперт отметил, что ситуация в Татарстане развивается по дагестано-ингушскому сценарию, и основную роль в происходящем играет именно идеология, а не социально-экономические проблемы, как это нередко пытаются представить. «Салафизм в РТ перешел из латентно-умеренной стадии в стадию вооруженной борьбы», – считает Раис Сулейманов. Государство пока держит ситуацию под контролем, однако прогноз выглядит достаточно неблагоприятным. Несмотря на то, что исламисты отрицают национальный фактор как таковой, радикальные деятели татарского национального движения, в частности, Фаузия Байрамова, отнеслись к боевикам сочувственно, назвав их мучениками, погибшими за веру, а правоохранительные органы – убийцами. Не приветствовал, но и не осудил фундаменталистов и глава Духовного управления мусульман РТ муфтий Гусман Исхаков. «Попытки преуменьшить салафитскую опасность играют на руку салафитам и салафитствующим, которых в Татарстане насчитывается около трех тысяч», – предостерег эксперт ЦЕМИ КФУ, ссылаясь на данные силовых структур.

«Дальнейшее примирение с ситуацией приведет нас к пропасти, в которую мы упадем», – поддержал его муфтий Фарид Салман, предостерегавший об опасности еще в девяностых годах. По его словам, в Татарстане нет салафитского подполья – оно интегрировано с духовной властью в лице ДУМ РТ, в составе которого находятся и несколько «традиционных» мусульман (заместители муфтия Валиулла Якупов, Ильдус Фаизов, а также заместитель ректора Российского исламского университета по научной работе Рустам Батров). Духовное управление, лично муфтий Гусман Исхаков и его «ближний круг» – «открытые ваххабиты», заметил Фарид Салман, добавив, что позиции фундаменталистов особенно сильны в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. «Значительная часть верующей молодежи симпатизирует салафитам, это видно невооруженным глазом», – указал Фарид хазрат, отметив, что существенную часть ваххабитов составляют выходцы из обеспеченных слоев населения: «люмпенизированная молодежь – всего лишь пушечное мясо». Он назвал меры, предпринимаемые властями, неэффективными, указав, что в будущем исламисты начнут отстреливать милиционеров и имамов, придерживающихся традиционных взглядов. «Религиозная оппозиция (официальному ДУМ) в Татарстане разогнана, разъяснительная (антиваххабитская) работа не ведется, голоса татарстанского ислама в России не слышно, – подчеркнул муфтий. – Через несколько лет мы получим арабоментальную молодежь». По его мнению, ваххабизм пора законодательно запретить, а Гусману Исхакову – уйти в отставку, взяв на себя всю ответственность за развал идеологической работы.

«В традиционном исламе нет агрессии, – считает муфтий Фарид Салман. – Радикальный ислам агрессивен по определению». Это в полной мере проявилось в ходе семинара, ваххабитствующие участники которого, пытаясь сорвать мероприятие, всячески выражали свое недовольство, задавая вопросы, порой не имеющие никакого отношения к теме обсуждения. С другой стороны, допуск этой группы лиц на семинар оказался небесполезным: все увидели, что у исламистов и им сочувствующих нет иных аргументов, кроме голословных заявлений вроде «проблемы ваххабизма в Татарстане не существует», «ваххабизм – это детская болезнь, она пройдет, и верующие вернутся в традиционный ислам» или «я живу в Татарстане тридцать лет, и до сих пор не видел ни одного ваххабита», что прозвучало по-детски наивно.

Эксперт ЦЕМИ Яна Амелина сконцентрировалась на «кавказском следе» татарстанского салафизма, указав, что «исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Татарстан». Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, отнюдь не случайно совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе. Угроза перехода поволжских «джихадистов» от слов к делу представляется достаточно серьезной: именно сейчас абстрактные обещания стали конкретизироваться в пространных материалах исламистских пропагандистов, делающих ставку на татар и башкир. Как отмечает автор одного подобных текстов, «в перспективе возможно перерождение националистических активистов в моджахедов», что вполне обоснованно: в последние годы наблюдается сращивание части молодого поколения татарского национального движения с радикально-исламистским.

Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение национальной составляющей исламистской, нарастание конфликта между традиционалистами-«бабаями» и салафитизированной молодежью происходит параллельно с усилением джихад-агитации на Интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. От призывов, уговоров – «Татарстанские, башкирские братья, поднялись бы, помощь была б кавказским муджахедам» – джихадисты переходят к констатациям: «Джихад в Татарстане. Уже скоро». Общий тон высказываний на ваххабитских форумах существенно изменился в сторону усиления пропаганды джихада в Поволжье и учащения призывов к скорейшему его началу. Обсуждение этой темы на собственно татарских форумах не демонстрирует особых подвижек общественного мнения, но при таких усилиях ваххабитов это – вопрос времени.

Декан теологического факультета Российского исламского университета Саид Шагавиев призвал не делить салафитов (отметив, что ни один мусульманин не имеет права так себя называть и заметив, что им следует зваться «таймитами» по имени идеолога ваххабизма Ибн Таймийи) на «умеренных» и «крайних», пояснив, что авторитеты у них одни и те же. Он подробно рассказал о пропаганде ваххабизма с помощью книг, на первый взгляд, соответствующих традиционному исламскому вероучению, но на деле содержащих завуалированные «наезды» на ханафитскую идеологию. Неспециалист вряд ли обнаружит подвох. Доверие подобным изданиям может нанести значительный вред. При этом книги, входящие в список запрещенных к распространению в России экстремистских материалов, встречаются порой не только в исламских книжных лавках, но и на полках обычных городских книжных магазинов, добавил Саид Шагавиев. «По тиражам традиционный ислам проиграл», – констатировал декан теофака РИУ, указав, что если ханафитская книга издается средним тиражом в тысячу экземляров, то ваххабитская – в 5-10 тысяч. Говоря о мерах противодействия распространению ваххабизма, он предложил отправлять на учебу в зарубежных исламских учебных заведениях только тех, кто прошел соответствующее обучение в России. «Если есть нормальное базовое исламское образование, то учиться потом можно хоть в Саудовской Аравии», – полагает Саид Шагавиев.

У салафитов больше общего во взглядах с хариджитами, неохариджитами или ваххабитами, и так они и должны называться, полагает и Рафик Миниахметов, отметивший изменения в сфере пропаганды исламизма в Татарстане. Если десятилетие назад ваххабиты распространяли свою информацию главным образом через мечети, то теперь они делают это всеми возможными методами, включая социальные сети и Интернет в целом. Сменился и возрастной состав их потенциальных сторонников – если ранее в мечетях преобладали верующие старшего поколения, то теперь – молодого и среднего возраста. Арабские проповедники сменились татарскими и башкирскими. «Нужно требовать четкого соблюдения уставов религиозных организаций, где говорится о ханафитском мазхабе», – считает казый Восточного региона. По его мнению, контроль над медресе и мечетями «ведется, но безрезультатно». Одной из причин ухудшения ситуации в Закамье стал перевод в Альметьевск Бугурусланского медресе, известного ваххабитской направленностью. Среди других факторов, полагает Рафик Миниахметов – участившиеся случаи увольнения с работы женщин в платках и бородатых мужчин («куда они примкнут?»), а также отказ от преподавания в школах Набережных Челнов арабской графики (если ранее преподаватели этих факультативов контролировались государством, то теперь молодежь получает знания в интернете, и проконтролировать это невозможно).

Казый назвал единственный район Закамья, свободный от ваххабитского влияния –Тукаевский, имамы которого, в отличие от коллег из Менделеевска, Мамадыша, Елабуги, Нижнекамска, Агрыза проходят курсы повышения подготовки при челнинском медресе «Ак мечеть». Самая опасная ситуация сложилась, по его словам, в Нижнекамске, являющемся центром распространения ваххабитской идеологии. При этом ваххабиты умело пользуются простой тактикой, скрывая свои истинные убеждения до подходящего момента. «В районах, где хорошо развиты псевдосалафитские течения, они плотно работают с местными администрациями», – добавил Рафик Миниахметов. Рисуя коллективный портрет современного татарстанского ваххабита, он отметил, что это, чаще всего, русскоязычный неженатый (незамужняя) татарин или башкир, а также психически больные люди.

Среди мер борьбы с распространением фундаментализма были названы недопущение отъезда на обучение за рубеж молодых людей (Саид Шагавиев), беспощадная борьба с ваххабитами («эти люди неизлечимы, это шизофрения; или мы, или они!» – муфтий Фарид Салман), обращение за помощью к государству, поскольку самостоятельная борьба на равных уже невозможна (Рафик Миниахметов), необходимость формулирования сопоставимой по силе общегосударственной идеологии (Яна Амелина), кадровая ротация на ключевых постах в медресе и мечетях (Раис Сулейманов). Кроме того, участники семинара отметили важность контрпропагандистской работы через средства массовой информации, включая телевидение, где необходимо запустить программу, знакомящую зрителя с традиционным исламом и опасностью ваххабизма. Обострение ситуации в Татарстане сигнализирует властям о необходимости прислушаться к мнению экспертов вместо того, чтобы пытаться сорвать обсуждение темы, столь важной для обеспечения общественной и национальной безопасности как в республике, так и в стране в целом.