В следующем году ЕГЭ обернется катастрофой

Вступительная кампания позади: 21 августа завершилась третья волна зачисления в российские вузы. Впервые набор студентов в отечественные альма-матер проводился по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), который с нынешнего года стал единственной формой итоговой аттестации выпускников средних школ. В теории новый механизм работал как швейцарские часы. Казалось бы, что может быть проще? Сдал одиннадцатиклассник выпускные, они же вступительные, экзамены, получил свидетельство, и дальше — хоть в институт, хоть в академию, хоть в университет. Никакого географического ценза, никаких взяток членам приёмных комиссий, один только критерий чистых знаний. На деле же последняя затея Министерства образования и науки обернулась хаосом, какого наша высшая школа ещё не знала.

Абитуриенту-2009 не позавидуешь: ему первому «посчастливилось» ощутить на себе все прелести новой системы приёма в высшие учебные заведения. Но для начала ещё предстояло пройти боевое крещение вошедшим в штатный режим единым госэкзаменом. Его держали 930 тыс. выпускников школ в 83 субъектах РФ и 52 иностранных государствах. Максимально возможный балл — 100 — набрали 2 336 человек (0,2% общего числа экзаменуемых). На другом конце шкалы — более 30 тыс. школьников, которые не получат в этом году аттестаты о среднем образовании: они провалили ЕГЭ по обязательным предметам — русскому языку и математике.

Из тех дисциплин, экзамены по которым сдавались по выбору, самыми популярными стали обществознание, история и физика. Меньше всего нашлось желающих продемонстрировать своё владение испанским языком — лишь 198 человек. Самыми «крепкими орешками» для ребят оказались информатика, немецкий язык и география — по ним процент потерпевших фиаско составил соответственно 11,4, 10,4 и 10,1%. Но вернёмся к «обязаловке». По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), минимальный порог по русскому языку не смогли преодолеть 6% выпускников, а по математике — 6,8%.

Для сравнения: в прошлом, экспериментальном году «двойки» по русскому заработали 11,3% учеников, по математике — целых 24,1%. Откуда, спросите вы, такая разница? Можно, конечно, предположить, что наши школяры резко поумнели. Однако причины впечатляющего прогресса всё же следует искать в другом.

Чего больше всего боялись чиновники от образования в связи с переходом ЕГЭ в штатный режим? Того, что без аттестатов зрелости, не выдержав двух обязательных испытаний, останутся примерно 100 тыс. человек. Такой прогноз был сделан на основе прошлогодних результатов. Массовое неполучение аттестатов детьми грозило массовыми же протестами родителей. «Чтобы избежать социального взрыва, они поступили очень хитро: проходной балл установили уже после сдачи экзаменов, — рассказал «Нашей Версии» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — И он оказался намного ниже, чем в прошлом году. По русскому языку это 37 баллов, а по математике — всего-навсего 21. В итоге с обоими испытаниями не справились лишь 2,7% выпускников».

Впрочем, занижение минимальной планки не единственное объяснение весьма успешных итогов государственной аттестации подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, какие результаты принесла выборочная проверка 100-балльных работ. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова вынуждена была официально признать: как минимум 25% из них — откровенная липа.

К слову, это та самая чиновница, которая год назад вдохновенно пела дифирамбы единому госэкзамену и его героям: «Выпускников, получивших 100 баллов на ЕГЭ, я действительно считаю национальным достоянием!»

И вот теперь национальное достояние «усохло» на четверть. А если копнуть глубже, результат может оказаться совсем уж обескураживающим.

С липовыми «стобалльниками» всё более или менее ясно. Чего нельзя сказать, например, о тех, кто немного не дотянул до максимума. Сколько российские школы выпустили фальшивых «девяностобалльников», остаётся только догадываться.

«Между прочим, эти ребята оказались намного умнее тех, кто набрал наивысший балл, — продолжает наш собеседник. — Они сообразили, что 100 баллов — это показатель, который почти неизбежно привлечёт внимание. Гораздо безопаснее обеспечить себе результат на уровне 90-95 баллов: тут и поступление в вуз почти гарантировано, и риска разоблачения практически никакого, ведь затеряться в многотысячной толпе «девяностобалльников» намного легче, чем в небольшой кучке «стобалльников». Наверняка очень многие так и сделали».

«Эта проверка со всей очевидностью показала, что фальсификация результатов ЕГЭ приняла тотальный характер, — добавляет президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Вообще-то, уже при 10% фальсификаций результаты этого экзамена должны были быть аннулированы. Но чиновники Минобрнауки продолжают твердить всей стране сочинённую ими же сказку об «антикоррупционной составляющей ЕГЭ». При этом дело дошло до полного абсурда: проводивший проверку Рособрнадзор предложил принимать дальнейшие меры по борьбе с фальсификациями тем самым регионам, которые «отличились» столь высокими липовыми результатами. А те попросту сделали вид, что вообще ничего не произошло. И фальшивые «стобалльники» ринулись покорять лучшие московские и питерские вузы».

«Совершенно очевидно, что никакой победы над коррупцией с введением ЕГЭ не произошло. Более того, коррупция не просто многократно возросла — она превратилась в настоящую эпидемию, — утверждает г-н Комков. — Если раньше речь шла лишь о единицах коррумпированных сотрудников приёмных комиссий вузов, то теперь на этой ниве отличился почти каждый третий сотрудник пунктов приёма экзамена (ППЭ)». По его словам, в одном только Дагестане на всех 183 ППЭ кураторы получили по 200 тыс. рублей «премиальных» за проведение ЕГЭ. А учителя, активно «работавшие» на этих самых ППЭ, выполняя за выпускников тестовые задания, «заработали» от 25 до 50 тыс. рублей каждый.

«Но не лучше обстояло дело и в других регионах. Уж слишком невероятные результаты они выдали. Оказывается, самые умные школьники у нас в России живут в национальных республиках. И никого даже не смутило, что Дагестан, Татарстан и Башкортостан уже несколько лет подряд при проведении ЕГЭ давали результат по русскому языку, значительно превосходящий не только средний по стране, но и Москву с Санкт-Петербургом, — говорит Сергей Константинович. — Наши эксперты подсчитали, что коррупционный оборот на ЕГЭ в этом году достигает 3 млрд. долларов. Это огромная армия репетиторов, огромные взятки преподавателям и руководителям пунктов приёма экзаменов, деньги, потраченные на приобретение сертификатов, взятки приёмным комиссиям вузов, поскольку критериев приёма результатов ЕГЭ ещё нет».

Теперь о самом интересном — о зачислении в высшие учебные заведения, которое впервые проводилось на основании результатов ЕГЭ (лишь 24 альма-матер отвоевали право устраивать у себя дополнительные испытания, в основном творческие конкурсы).

Однако пережили и это, ЕГЭ сдали. И устремились за студенческими билетами. Недоверие к словам чиновников о равных возможностях, искоренении коррупции, об объективности при приёме у многих сменилось желанием убедиться в этом на собственном опыте. Причём по полной программе. Потенциальные «мученики науки» кинулись рассылать копии сертификатов ЕГЭ и аттестатов в различные вузы. Кто по выбору, а кто без разбору. Заявления подавались десятками и сотнями. При этом некоторые абитуриенты не скрывали, что занимаются массовыми рассылками вовсе не для поступления, а лишь для удовлетворения своих амбиций. Так, один выпускник с Сахалина подал документы аж в 200 образовательных учреждений. У него были высокие баллы, и почти везде он попал в первые строчки рейтингов. Но учиться активный парень будет в местном институте рыбной промышленности: на Москву нет денег.

Впрочем, далеко не все абитуриенты предпочли отправить заявки по почте и просто, сидя дома, ждать своей участи. То ли недоверие к сотрудникам приёмных комиссий, то ли сомнение в расторопности наших почтовых служб спровоцировало небывалое нашествие на Москву выпускников из регионов. Весь месяц, отведённый для подачи документов, столичные вузы провели на осадном положении: абитура пристраивала результаты своих ЕГЭ в максимальное число учебных заведений, создавая огромные очереди и неразбериху. Приёмные комиссии трудились не покладая рук по 12 часов в день. «Мы в пять раз увеличили состав приёмной комиссии — с 50 до 250 человек — и тем не менее не смогли справиться с очередями», — сетует ректор Российского государственного социального университета Василий Жуков.

Самый мощный наплыв желающих учиться пришёлся на престижные московские вузы. К примеру, стены Финансовой академии при правительстве РФ штурмовали 50 тыс. абитуриентов, а Российского государственного гуманитарного университета — все 80 тысяч. Такая «тяга к знаниям» привела к тому, что в некоторых альма-матер на одно бюджетное место претендовали свыше 300 человек. Абсолютный же рекорд принадлежит Волгоградскому госуниверситету: там конкурс на специальность «финансы и кредит» составил 632 человека на место.

Рвение, с которым вчерашние школяры устремились грызть гранит науки, не на шутку встревожило и даже разозлило их будущих наставников. По мнению руководителей учебных заведений, возможность подавать заявки хоть во все вузы страны фактически свела на нет практику осознанного выбора будущей профессии: ребятам всё равно, где учиться, лишь бы пробиться на бюджетные места (глава Рособразования Николай Булаев окрестил это явление «образовательным туризмом», а измученные приёмной кампанией ректоры — «образовательным терроризмом»). Тем более что нередко они подают заявления не только в разные вузы, но и на совершенно разные специальности. Разброс — от физики до лирики через юриспруденцию.

По словам проректора МГТУ имени Баумана Евгения Юдина, один из абитуриентов поступал в Бауманку аж на 64 специальности.

«Когда я его спросил, куда точно он написал заявления, он не смог перечислить и 10 специальностей», — возмущается г-н Юдин.

«Эта беготня никому пользы не приносит», — решили ректоры и предложили законодательно ограничить количество вузов, в которые абитуриент может одновременно подать документы (скажем, пятью, как в Великобритании). И, кстати, уже успели обсудить эту идею с председателями комитетов по образованию Совета Федерации и Госдумы. Широкое обсуждение проблемы в парламенте назначено на осень.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что набор студентов теперь производится в три этапа. Правилами приёма определены три даты опубликования приказов о зачислении — 4, 13, 21 августа. В течение семи дней абитуриенты, рекомендованные к зачислению, должны предоставить оригиналы аттестатов и других документов — это и есть подтверждение выбора вуза и специальности. На первом этапе зачислялись обладатели наивысших ЕГЭ-баллов, однако нести подлинники они не спешили: мол, вдруг повезёт, в итоге возьмут в более престижное заведение. Так что даже те вузы и специальности, куда, казалось бы, был высокий конкурс, после первой волны оказались недоукомплектованы, а счастливчиков, которые смогли сформировать списки первокурсников уже 4 августа, были единицы.

Вторая волна лишь добавила головной боли: во многих вузах ранее зачисленные студенты пытались забрать оригиналы документов, чтобы отнести их в другое место. И не везде им шли навстречу. По закону вернуть документы приёмные комиссии обязаны в течение суток. Но это если ещё не был издан приказ о зачислении. А если был, то процедура изъятия бумаг регламентируется внутренними правилами вуза и может длиться довольно долго. И некоторые вузы действительно не торопились расставаться с уже зачисленными студентами, ссылаясь на то, что отчислять их должны по всем правилам, изымая личные дела с факультетов и оформляя обходные листы. Правда, в Рособрнадзоре говорят, что процедура несколько проще: нужно лишь издать приказ о внесении изменений в документ о зачислении.

Даже на исходе третьей волны потенциальные студенты продолжали метаться из вуза в вуз, забирая документы в одном месте и отдавая в другое. Из-за всей этой безумной кутерьмы во многих альма-матер до последнего момента не было понятно, кто же в итоге придёт к ним учиться. Приёмные комиссии, заваленные огромными кучами бумаг, обзванивали абитуриентов, подавших заявления сразу на все специальности, и заклинали определиться с выбором. Или хотя бы сузить число специальностей до шести и забрать копии с остальных отделений. Некоторые вузы обращались к «мёртвым душам» с «открытыми письмами» на форуме для абитуриентов: «Если вы не собираетесь у нас учиться, заберите свои копии, ибо только так вы сможете помочь своим сверстникам, которые надеются к нам поступить. Мы вас умоляем!» Рособразование попыталось исправить ситуацию на ходу, выпустив документ, позволяющий добирать студентов на свободные места. Согласно ему от вузов требуется сформировать окончательные списки до 31 августа.

Но и это ещё не всё. И без того непростой вступительный марафон подкинул абитуриентам ещё один сюрприз. Заглянув в списки зачисленных в вузы, многие отличники своих фамилий в них не обнаружили. Зато увидели среди поступивших целые армии конкурентов с пометкой «вне конкурса» или «победитель олимпиады». На многие топовые специальности («международные отношения», «юриспруденция», «финансы и кредит», «налоги и налогообложение», «таможенное дело») заявлений от этих товарищей было больше, чем бюджетных мест. К примеру, в ГУУ на факультете государственного и муниципального управления на 45 бюджетных мест претендовали свыше 150 абитуриентов «со скидкой». Похожая ситуация и в Высшей школе экономики: на 1110 бюджетных мест подано 1800 заявлений от «олимпийцев» и 230 — от льготников.

В нынешнем году победителями и призёрами олимпиад по различным предметам (всего их в России проводится около 120) стали более 20 тыс. человек. И все они имели право на внеконкурсное поступление.

«В московских вузах даже нет столько бюджетных мест, а ведь все олимпиадники хлынули в столицу. К нам приходили ребята — победители олимпиады Росатома по иностранному языку. Но какое отношение Росатом имеет к иностранному языку?» — недоумевает ректор Финансовой академии Михаил Эскиндаров.

Не меньшее недоумение, впрочем, вызывает и тот факт, что многие из этих «талантов» с трудом одолели ЕГЭ. По словам г-на Эскиндарова, в его академию сдавали документы триумфаторы интеллектуальных состязаний, имеющие в сертификате не больше 50-60 баллов. В связи с этим ректорское сообщество предлагает сократить количество олимпиад, оставив лишь три вида: Всероссийскую предметную, олимпиады ведущих вузов (но не более 20) и такие «гласные» телевизионные олимпиады, как «Умники и умницы». И вдобавок разрешить победителям вузовских олимпиад поступать только в те учебные заведения, которые их проводили.

О том, что одна из проблем, с которой столкнётся высшая школа после перехода на ЕГЭ, будет связана с льготниками, предупреждали заранее. Инвалиды, сироты, военнослужащие-контрактники, лица до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, и прочие льготные категории граждан, коих насчитывается около 150, и раньше шли вне конкурса. Но от вступительных экзаменов в вузы они не освобождались и должны были их сдать как минимум на тройки. Идти в тот же МГУ решались немногие, поэтому и проблем не возникало. Теперь же, набрав установленный минимум по ЕГЭ, они могут поступить в любой вуз. Масла в огонь подлило заявление главы Рособрнадзора Любови Глебовой о наплыве липовых льготников, многие из которых, по её словам, получили справки буквально накануне подачи заявления в учебное заведение. Как результат — в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга «свежеиспечённые» инвалиды и сироты не дали возможности пробиться на бюджетные места даже медалистам.

Оставшимся «за бортом» абитуриентам ничего не остаётся, как жаловаться президенту. В блоге Дмитрия Медведева сообщений от таких «пострадавших» набралось больше 10 страниц. Вот, например, крик души от Нурлана Аббасова из Ленинградской области: «Я окончил школу с золотой медалью, сдал ЕГЭ тоже на «пятёрки», средний балл составляет 73,4 балла, я член Малой Академии наук, с отличием окончил Школу искусств. Другими словами, я всегда старался, хотел и хочу получать знания. Но в этом году случилась такая вещь, что я не смог поступить в университет, так как все места заняты льготниками. 15 октября меня забирают в армию…»

Надо сказать, что новоявленные студенты и те, чьи мечты о «вышках» и Бауманках были жестоко порушены, активно делятся своими впечатлениями в Интернете, желая устроившим «этот кошмар — пытки в аду в виде непрерывной сдачи ЕГЭ». Несовершенство новой системы уже признано на высшем уровне: в ближайшее время будет создана президентская комиссия, которой предстоит проанализировать все плюсы и минусы ЕГЭ. В свою очередь, Рособрнадзор намеревается подумать о том, как сократить число льготников (на будущее чиновники не исключают введение квот), а Минздравсоцразвития обещает вывести на чистую воду псевдоинвалидов. Жаль только, что нынешним абитуриентам всё это уже не поможет.

ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?