В российской глубинке массово закрывают школы. А зачем?

Детям из небольших сел придется учиться в интернатах. Такое будущее уготовили несчастным детям наши реформаторы образования.

ТУАЛЕТ УТЕПЛЕННЫЙ

Вот уже второй час я петляла по проселочным дорогам не в состоянии найти деревеньку, где друзья купили домик. Вдруг столетние ели и дубы расступились, и показались два накренившихся домика. На одном прочла табличку: «Школа». Я зашла и чуть не споткнулась о согнувшуюся в три погибели женщину, закидывавшую полешко в русскую печь.

Признаюсь честно, школ в городах и селах я видела немало. Но чтобы образовательное учреждение находилось в щитовых домиках размером с небольшую баньку… Помещение внутри было перегорожено на четыре части. В каждой — класс. В классах — по три парты. За ними — по трое-четверо ребят.

— У нас четырнадцать учеников из двух сел, — объясняет директор.

— Можно выйти? — поднял руку светловолосый мальчуган.

— Давай! — кивнула учительница.

Паренек, не одеваясь, выскочил на улицу.

— Туалет под деревом?

— Нет, утепленный! — с гордостью пояснили мне.

За деревьями я разглядела сортир, сколоченный из прогнивших досок.

…Да что же это за школа такая? Не школа, а безобразие! Правы в Минобрнауки, когда заявляют, что такие учреждения нужно закрывать.

— Если в классе меньше 13 учеников, получается не учебный процесс, а профанация! — уверены в пресс-службе ведомства.

Уже несколько лет местные власти прямо-таки косой косят эти школки. В Белгородской области в прошлом году прикрыли 25 школ. В этом планируют удвоить успехи. В Оренбургской области в 2010 году стало меньше на 32 образовательных учреждения, в Брянской — на 44. Иркутская область в 2009-м навесила замки на здания 57 сельских школ и в нынешнем году приближается к этим показателям. Так почти повсеместно. ЗДЕСЬ ЖИЗНИ НЕТ!

Но недавно моя непоколебимая вера в верность курса на уничтожение сельских школ начала колебаться.

В 2009 году закрыла двери школа в селе Дымцево Максатихинского района Тверской области. А этой осенью я попала в эту деревушку. Домики с осыпавшейся крышей, забитыми крест-накрест окнами, неразобранные погоревшие завалы… И только в самом центре деревни несколько живых домишек с занавесочками на окнах. На завалинке греется старушка — баба Нюра.

— Все нас бросили. Дети в город уехали. Год своих не видела…

— Работы нет?

— Школу прикрыли. Раньше сынок на работу в город уезжает, невестка с детьми сидит, по хозяйству помогает. Школьники еще все время в гости приходили.

— К внукам?

— Ко мне! Тимуровцы! Кто огород поможет прополоть, кто посуду помыть…

И дальше по тверской земле такая же картина: заброшенные домики и увядающие вместе с природой деревеньки. ДОБИРАТЬСЯ? ВПЛАВЬ!

Один из немногих региональных начальников, кто не стал «косить» школы, — губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

— Школа — центр жизни на селе. Она есть — будут и дороги, и библиотека, и клубы. В нашей области мы на базе сельских школ открываем социально-культурные центры.

После перехода на новую систему оплаты труда и зарплата педагогов, и бюджет школ зависят от количества учеников в классах. Если меньше 13 — содержать такое учреждение экономически невыгодно!

— За прошлый год 500 миллионов бюджетных рублей проверяющие сочли потраченными неэффективно, то есть без пользы, — говорит Жилкин. — На самом деле деньги ушли на зарплаты и содержание школ. У нас много школ на островах. Как детей возить по реке?!

Но даже если школа не окружена водой, то как подвоз, особенно зимой, осуществлять по раздолбанным сельским дорогам? Представьте, минус 30, а автобус с детьми застрял в 15 километрах от школы. Аккумулятора на таком морозе надолго не хватит. В лучшем случае — воспаление легких… А если еще вспомнить о водителях, которые за 3 тысячи рублей (это средняя зарплата водителя школьного автобуса на селе) будут возить школьников…

Но не будем думать о плохом. Порассуждаем вот о чем. Один автобус возит всех: и первоклашек, и выпускников. Первые учатся до 12 часов дня, а у вторых, помимо семи-восьми уроков, еще и дополнительные занятия. Куда девать малышей? На продленку? Но с введением новой системы оплаты труда не каждая школа может ее себе позволить. Пускать несколько машин? Фантастика! Местному бюджету желтенький школьный автобус-перевозчик обходится минимум в миллион рублей. Ведь он должен отвечать сотне требований по безопасности и даже оснащаться системой ГЛОНАСС. Откуда взять деньги на дополнительный транспорт?

Я позвонила еще раз в Минобрнауки:

— Обычная ситуация — школа в 20 километрах от села, дорог просто нет. Зимой даже на вездеходе добраться сложно. Что делать?

Ответ был прост:

— В сильных школах организовать интернат. Детей отпускать к родителям на выходные.

Легко судить. А попробуйте объяснить родителям, что они не смогут видеть своих детей неделями?

Но и это не самая большая проблема. Мне довелось побывать в разных школах-интернатах. Почти везде — дырки в заборах, половина ребят ночью сбегают «на волю». Пьют. И если только пьют… Воспитатели, которым тоже платят копейки, не всегда в состоянии уследить за подопечными. Это тебе не маленькая школа в селе, где все друг друга знают и в случае чего остановят, подскажут, помогут…ГОРДАЯ НИЩЕТА?

Но оказалось, не только губернатор Жилкин «неэффективно» тратит деньги. В Оленинском районе той же Тверской области на одного учителя — четыре ученика. Но все малокомплектные школы сохранены.

— Я сказал директорам, что для сохранения школ придется всем сельским учителям установить самый низкий коэффициент зарплат — четвертый, — вздыхает глава района Олег Дубов. — Так и выживаем.

Для справки. По новой системе оплаты труда учителя делятся на четыре категории в зависимости от количества учеников и профессиональных достижений. Только не в Оленинском районе.

— Сначала зрел бунт. Но, когда учителя поняли, что это единственный способ вообще сохранить школы, все затихло, — гордится Дубов.

На самом деле в школах не все так спокойно. В селе Холмец — огромное трехэтажное здание. Неплохой спортзал, кабинет здоровья с тренажерами и рекреационным уголком, два музея, учителя, предлагающие новые методики и на «ты» общающиеся с компьютерными технологиями. Не школа, а мечта даже городского жителя.

— Еще несколько лет назад у нас учились 107 детей. А сейчас демографическая яма — всего 30, — жалуется директор Татьяна Смирнова. — Зато качество подготовки ребят очень высокое. В прошлом году ЕГЭ по русскому наши три выпускника сдали на пятерки, а математику — на одну пятерку и две четверки.

Закрывать Холмецкую школу не собираются. Но…

— Как жить на семь тысяч рублей? — злым шепотом спрашивает меня учительница физкультуры. — В городе в два, а то и в три раза больше платят!

— Город и село столкнули лоб в лоб, — объясняет Дубов. — Идея, что деньги должны идти за учеником, в корне неверна. Если какая-то школа хорошо работает, то ее, да, надо поощрить. Но все остальные не должны нищенствовать!ПУТИНСКИЕ ДЕТИ

— Есть и еще один аргумент против закрытия сельских школ, — объясняет мне зав.

Оленинского районо Кузнецова. — «Путинские дети».

— Какие?!

— После появления материнского капитала и других мер по улучшению демографической ситуации рождаемость резко пошла вверх. С каждым годом все больше младенцев рождается. Детсады переполнены. Закроем школы, и куда пойдут учиться малыши, когда станут чуть старше?

Да и содержать школу, которая в среднем обходится в 200 тысяч рублей в месяц, проще, чем отстраивать новую. А то как с детсадами получится: позакрывали, а теперь десятки тысяч детей в очередях стоят.ИТОГБухгалтерский подход

Очень легко решать судьбу сельских школ с калькулятором в руке. Во многих регионах так вот прикрыли уже считай половину сельских школ…

Да, где-то детей по прекрасным дорогам возят в современные школы, напичканные компьютерами, лабораторным оборудованием и даже интер-активными досками. Но, если честно, это — исключение.

Чаще замок на двери старого деревянного домишки ведет к большой беде, финансовые последствия которой не так просто подсчитать, как экономию от ликвидации еще одной сельской школы. Мы теряем остатки сельской интеллигенции — учителей. Где найти работу? Мы поощряем отток и без того небольшого деревенского населения в города. Крепкие, заботливые семьи вряд ли отправят своих детишек в интернаты. Они переедут — поближе к школе. Мы добиваем и без того умирающие деревни, лишая их надежды на возрождение.

Вот только проблема, жить селу или нет, не должна зависеть от возможностей бюджета местного образования. Но пока каждое ведомство «оптимизирует» вверенное хозяйство по-своему. А взять ответственность за комплексный итог, к которому такая «оптимизация» приведет, некому.