Центр на обочине: об открытии МФЦ

Есть в этом какой-то сюрреализм: в плавящейся от жары, окруженной кольцом пожаров Москве снова заговорили о превращении ее в Международный финансовый центр. Еще в июле президент страны официально назначил руководителем рабочей группы по созданию МФЦ в России экс-главу кремлевской администрации Александра Волошина.

Опытный чиновник не преминул сделать обязательные бюрократические шаги для придания необходимого веса своему будущему детищу. У проекта появится консультативный совет, в состав которого обещали войти первые лица ведущих финансовых институтов: «Тройки Диалог», «Ренессанс апитала», «Сбербанка», ММВБ, PwC, McKinsey, Credit Suisse и Morgan Stanley.

А на этой неделе Минэкономразвития обнародовал проект по продвижению идеи МФЦ в мире. При этом экономическое ведомство, не стесняясь, говорит о том, что в своей целевой рекламной кампании собирается опираться не только на соответствующий мировой опыт, но и на достижения советской пропаганды.

Основные направления пропагандистских ударов уже определены. Конечно, будет задействована Всемирная паутина, куда нынче без этого. Планируется создание специализированного интернет-портала, призванного чуть ли не на 8 языках расписывать инвестиционные и экономические прелести России.

Кроме того, будут налажены связи с нашими соотечественниками, которые работают в зарубежных компаниях: их опыт и связи должны быть задействованы на благо Родины. Уже объявлено о том, что пропагандировать возможности бизнеса в России будет солидный пул из видных представителей государства, бизнеса и науки. Не останутся в стороне и средства массовой информации, некоторые из них (уже названы «Российская газета», «Интерфакс», «Бизнес ФМ», «Эксперт») будут задействованы для выпуска материалов о замечательном деловом климате в нашей стране.

Одним словом, не приходится сомневаться: в ближайшее время пропагандистская машина заработает на полную катушку. Тем более, что и за финансовыми стимулами дело не станет. Специалисты утверждают, что такого рода масштабные международные пиар-акции обходятся минимум в десятки миллионов долларов ежегодно.

Проблема заключается в том, что вся эта деятельность не имеет никого отношения к существу вопроса — к действительному превращению Москвы в международный финансовый центр. Исторически такими центрами становились города, представляющие ведущие мировые экономики (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Шанхай, Франкфурт) или же страны со свободным налогообложением и выгодными условиями для хранения капиталов (Цюрих, Люксембург, Дубаи). Ни Москва, ни Россия в целом ничем подобным похвастаться не может: доля отечественной экономики в мире едва превышает 1% — какой уж тут центр.

А ведь для возникновения МФЦ требуется еще целая россыпь достаточных условий: например, либеральное законодательство, ограничивающее вмешательство государства в экономику, независимость судебной системы, низкая степень коррупции, сильная валюта, признанная миром резервной, современная инфраструктура. Что из перечисленного может сегодня предъявить Россия миру? Вопрос риторический.