Тина Канделаки: у меня нет врагов, но имеются оппоненты

— Вам, бесспорно, удалось создать собственный стиль в интервью. Кроме вас это удалось, по общему признанию, Владимиру Познеру и Алексею Венедиктову, то есть мужчинам. Как вы сами определяете свой стиль, в чем его особенность, есть ли главные правила?

— Спасибо за столь высокую оценку. Понимаю, откуда растут ноги (смеется). Когда Алексей Венедиктов в своем знаменитом интервью Владимиру Познеру заявил, что в России есть всего три интервьюера — он, Познер и я, мой телефон чуть не расплавился: так мне не звонили даже после вручения ТЭФИ. Спасибо большое Алексею Алексеевичу — его оценка оказалась выше всех наград. Теперь никто не задает мне вопросы типа: «Вот вы как обладатель ТЭФИ…» Теперь я слышу только: «Вот вы как хороший интервьюер…» Что же касается стиля интервью, то Ларри Кинг в свое время прекрасно перефразировал Сократа: с людьми нужно разговаривать с позиции, когда ты ничего не знаешь, но очень хочешь все понять. Не важно, кто твой собеседник — физик-ядерщик, балерина или бывший заключенный, — тебе хочется понять, почему с ним это произошло и случилось. Все интервью Кинга на этом и строятся, то есть на его интересе к людям.

— Помимо интереса к людям у вас есть способность усваивать и мгновенно обрабатывать огромное количество детальной информации. Такой способностью обладал полководец Наполеон. Откуда у вас такая военная стратегия? Вы вообще стратег в жизни, в карьере или свободный пловец?

— Хорошо, когда твои поступки кому-то напоминают Наполеона. Главное, чтобы финал не был наполеоновским. И при этом самой не заиграться. Стратегия, безусловно, важна для бизнеса. У меня есть своя продюсерская компания, в которой я каждый день учусь принимать важные решения, ставлю себе долгосрочные цели, двигаюсь к их реализации. При такой работе самое важное — спрогнозировать все возможные препятствия, просчитать все мельчайшие нюансы и факторы, которые могут поставить проект под угрозу.

Правда, одна я ни за что бы не справилась. К счастью, мне очень помогает команда. Что касается запоминания деталей, это характерно для всех активных пользователей интернета. Мы усваиваем информацию в кратких и емких формах, читаем тексты не предложениями, а сразу абзацами, быстро прокручиваем страницу вниз и переходим по гипер-ссылкам на другие сайты. Такой способ потребления информации многих пока еще удивляет, но, я думаю, пройдет совсем немного времени, и большинство работающих людей переориентируются и перестроятся. Все знают, что человек использует всего три-пять процентов головного мозга. Возможно, мы уже подходим к тому этапу цивилизации, когда придется задействовать еще несколько процентов.

— Герои ваших передач и ток-шоу — люди различных возрастов, сфер деятельности. С кем вам наиболее интересно, комфортно — с детьми, политиками, эстрадными певцами, артистами, просто мужчинами, которые хотят быть идеальными?

— Вы знаете, мне когда-то очень хорошо сказал Кирилл Серебренников: когда с кем-то становится неинтересно разговаривать, надо менять вид деятельности. Я люблю через людей узнавать мир, это мой способ существования. Здорово, что это совпало с выбором профессии.

— Вы производите впечатление женщины очень смелой и решительной. Есть такое мнение, что СМИ, в частности ТВ, специально нагнетают страхи. Вы с этим согласны?

— Сегодня, в эпоху всепроникающих информационных потоков, любая значимая новость распространяется с невероятно широким охватом. Возможно, страхи или угрозы преувеличены, но каждое СМИ считает нужным о них написать, и в итоге мы имеем подобие снежного кома, когда из-за одного поста в блоге может начаться массовая истерия в обществе. Это издержки цифровой эпохи, мы просто должны привыкнуть к ситуации — любое сообщение сначала проводить через фильтр своего критического восприятия, а потом уже принимать его близко к сердцу.

Программу лучше начинать с нейтрального тона, а затем уже выбирать тональность в зависимости от направления дискуссии, от личности собеседника. Создавать, имитировать какое-либо впечатление не следует никогда — ваше притворство рано или поздно раскусят. Здесь все зависит от правильного настроя. Я лично всегда прихожу на съемочную площадку со свежей головой, я в этот момент искренне готова понять и принять каждого, открыта для любых историй, точек зрения, версий, настроений.

— О вас рассказывали, что в каждую свободную минутку Тина Канделаки что-то читает, все время с книгой. Осталась ли у вас эта страсть? Помогают ли книги в работе?

— Книги давно перекочевали в электронный формат, так что каждую свободную минутку я провожу уже не с увесистым томиком, а со своим айпадом. Хотя и книжки почитать люблю. Книги, как и люди, — моя страсть еще с детства: маленькая, я часто пряталась под одеялом с книгой и фонариком. Так что, когда дети спят, а все дела по работе сделаны, с удовольствием погружаюсь в чтение. Недавно закончила читать книгу Густава Майринка «Ангел западного окна», прочитала Пелевина «Ампир В», а сейчас дочитываю его же «Ананасную воду для прекрасной дамы». А что касается пользы, то книги помогают в работе любому человеку. Невозможно все пережить самому. А чем больше у вас представлений о человеческом опыте, тем интереснее с вами разговаривать.

— Вы довольно много экспериментируете со стилем в одежде, косметике, прическах, то есть с формой. А как насчет содержания? Подвергаете ли вы его резким изменениям?

— Мне кажется, любое решение взять и резко изменить свое содержание несколько искусственно. Все-таки твое мировоззрение, взгляды на жизнь, идеалы и принципы — это не перчатки. Каждый из нас меняется внутри себя постепенно, по мере того как проживает свою жизнь, и при этом всегда есть те области человеческой личности, которые остаются неизменными. Лично для меня это отношение к семейным ценностям. Мои дети и родные — самое важное, что есть у меня в жизни. Вместе с тем к своим 35 годам я понимаю, что мне очень сложно находиться в браке с человеком, если у нас есть хоть какие-то противоречия. Наверное, это и есть самое главное изменение, которое со мной произошло.

— Не секрет, что в нашей стране люди, как правило, больше всего боятся быть самими собой. Поэтому все время озираются на соседа, подвергают свою внешность вмешательствам пластического хирурга, смотрят те фильмы, которые считаются модными, и так далее. Но вы такая настоящая, свободная и в то же время современная. Как вам удается быть такой, какая вы есть, и при этом являться эталоном вкуса, стиля, успеха?

— Я еще и крестиком вышивать умею. И готовлю, кстати, неплохо. И начинаю подозревать, что вы не просто так делаете комплименты (смеется). А знаете почему? Потому что в России не принято во время интервью искренне восхищаться человеком. Меня в свое время за это очень сильно ругали. Хотя, с другой стороны, я все время отвечала: если мне нравится человек, почему я не могу об этом сказать? Сегодня люди не просто боятся быть собой — они боятся быть искренними. Это, кстати, проблема россиян, которая всегда вызывала массу вопросов у людей, живущих в западном мире. Мы все время живем с ощущением того, что вот-вот произойдет какое-то глобальное событие, которое сделает нас счастливыми. И абсолютно не умеем быть счастливыми на пути к этому событию.

— За каждое новое дело вы беретесь, руководствуясь здравым смыслом, расчетом или же эмоциями, страстью, бросаясь в омут с головой?

— Все зависит от того, что это за дело. Хотя, конечно, в последние годы я все реже могу позволить себе какие-то необдуманные поступки. Все-таки я воспитываю двоих детей, а это большая ответственность. И, кроме того, я серьезно занимаюсь бизнесом, а это не та сфера, где ведут себя необдуманно.

— Ваша программа называется «Нереальная политика». Возможно, нереальность присутствует потому, что никогда точно не узнать, что на уме у политика? В какой момент, на ваш взгляд, человек перестает быть реалистом?

— Во-первых, эту программу мы ведем вместе с Андреем Колесниковым, поэтому этот вопрос не только ко мне, но и к нему. Что касается меня, то я считаю, что момент, в который человек перестает быть реалистом, наступает, когда он теряет возможность критически оценивать себя. Когда эта способность теряется, то теряются, к сожалению, и все достижения.

— Если о вас пущена в свет дурная молва, как вы на это реагируете? Может, все, что пишут, — разновидность рекламы? Или вы тщательно следите за своей общественной репутацией?

— Дурная молва — не критика. Я человек публичный, поэтому любая моя неудачная фотография может интерпретироваться как угодно, но в том и сила средств массовой информации, что на любой повод найдется контрповод. Каждая негативная информация благополучно перекрывается позитивным массивом, если он существует. Если вы публичный человек и в вашей жизни негативные поводы преобладают, в таком случае есть о чем задуматься. Меня эта проблема не беспокоит. Я искренне считаю, что черный пиар — очень рискованный и ненадежный инструмент. Совершенно очевидно, что негативные поводы не могут быть созидательными.

— Есть ли у вас враги? Вы их любите?

— Считается, что человеку, который собирается двигаться вперед, нужны друзья и враги, потому что и те и другие способствуют его продвижению: одни его поддерживают, другие стимулируют. Не могу сказать, что у меня есть какие-то очевидные враги, с которыми я борюсь, но у меня имеются оппоненты. Я знакома с людьми, точка зрения которых мне не близка. Я пытаюсь на имеющихся у меня информационных площадках им оппонировать.

— Почему-то многие теледивы ревниво относятся друг к другу и постоянно бросают друг в дружку шпильки, как это было с Довлатовой и Собчак, с Собчак и Гордон: Вам удается держаться в стороне от женских войн, хотя среди ваших партнерш и соавторов много женщин?

— Так повелось, что менее успешные завидуют более успешным, причем амбиции у них одинаковые. Абсолютно очевидно, что Ксения гораздо более успешна, чем вышеперечисленные дамы, отсюда и возникает совершенно предсказуемая женская ревность. Что касается меня, я стремлюсь максимально сократить контакты с людьми, конфликт с которыми разгорается на очевидных человеческих инстинктах. Я стараюсь просто не находиться в таком кругу и держаться подальше. Тем не менее ситуации бывают разные. В хиджабе от всех не спрячешься. Самый простой способ — во-первых, всегда понимать, чего ты хочешь, а во-вторых, никогда не забывать, что любой конфликт такого рода полезен не мне, а тем, кто со мной конфликтует. Мне информационные поводы нужны исключительно в созидательных целях, а кому-то — только для пиара.

— Интересно ваше мнение о дамских посиделках, где всем перемывают косточки. В первую очередь это программа «Девчата» на канале «Россия». Не кажется ли вам, что ведущим программы не хватает терпимости как по отношению друг к другу, так и по отношению к своим героям, которых они обсуждают?

— Много раз говорила, что при всем моем уважении к ведущим программы я все же считаю, что экранный юмор — это сугубо мужская территория. Женские шутки — это в 90 процентах случаев шутки о женщинах, и это уже выглядит пошло и несмешно. В той же Америке Тина Фей всем доказала и показала, что женщина может быть талантливой пародисткой. Но юмористка — это всегда номер два после мужчины. По-моему, в злободневном юморе нет равных Ивану Урганту, Александру Цекало, Сергею Светлакову и Гарику Мартиросяну, все остальные идут после них. И для меня, честно говоря, не важно, женщины это или мужчины. Каждый выбирает для себя сам, хочет ли он быть пятым, шестым или седьмым.

— Насколько для вас важно мнение окружающих? Особенно с тех пор, как вы стали членом Общественной палаты…

— Важно мнение людей или профессиональных, или любящих — моих коллег, команды, членов семьи. Прислушиваться ко всем — жизни не хватит. Разумеется, конструктивную критику я признаю, но ее нечасто можно услышать. В бизнесе я очень ценю советы партнеров и коллег. На телевидении важно мнение стилистов, продюсеров, редакторов — всех участников производства программы. Впрочем, они, в свою очередь, тоже часто со мной советуются. По поводу Общественной палаты: разумеется, мне важно знать, что мои инициативы и начинания находят поддержку в разных кругах, в политике и бизнесе, но гораздо важнее мнение самих граждан: детей, студентов, преподавателей. Ведь ради них я и работаю.

— Вы написали письмо Дмитрию Медведеву по поводу поддержки талантливых детей. Был ли ответ? Рассчитываете ли вы его получить?

— Раз я его написала, значит, жду реакции. Дмитрий Анатольевич по этому поводу очень хорошо сказал на последней встрече с членами Общественной палаты: «Президент не пишет письма, президент решает вопросы». Я письмо написала, подписала и теперь жду, когда он решит вопрос. Но, конечно же, при этом и сама не сижу без дела.

— На сколько баллов оцениваете качество высшего и среднего образования?

— Качество российского образования — это больной вопрос. Здесь нужно принимать во внимание разные аспекты. Что касается теории и книжных знаний, мы впереди планеты всей. А на практике и высшая, и средняя школа пока отстают, так что молодежь выходит из учебных заведений абсолютно неприспособленной к современной жизни. Здесь проблема и в старых учебных пособиях, и в преподавателях-консерваторах, и в отсутствии современной технической базы. Дети у нас ориентируются в интернете лучше, чем преподаватели информатики. О чем тогда говорить? Учитывая, что в ближайшие годы на нас обрушатся по-следствия демографической ямы 90-х годов, нужна реформа всей системы образования.

— Вы часто посещаете школы. Какая в этом цель?

— За восемь лет выхода передачи «Самый умный» перед моими глазами прошло несколько поколений талантливых подростков. Я знала, что многие из них испытывают проблемы в школе. Старая система образования просто мешает им развиваться. И тогда я поняла, что как публичный человек и как мама двоих детей могу помочь своими инициативами. Посещая школы, я вижу проблему изнутри, а общаясь с преподавателями и учениками, ищу новые пути ее решения.

— Почему вы решили преподавать в РГГУ?

— Как ни покажется удивительным — чтобы общаться и учиться самой. Ведь мои занятия в РГГУ — это, по сути, не лекции, а семинары. Мне нравится дискутировать с аудиторией. Вы знаете, каждый год Стив Джобс читает лекции в Стэнфорде, его выступления собирают миллионы просмотров в интернете. Есть какие-то вещи, к которым я по-человечески стремлюсь. Наверное, будет слишком самонадеянно об этом говорить, но я мечтаю о том, чтобы через много лет мои лекции, как и выступления Стива Джобса, захотели бы услышать миллионы.

Наше досье

Тина (Тинатин) Канделаки родилась 10 ноября 1975 года в Тбилиси, там же окончила школу, училась на медицинском факультете и факультете журналистики.

Работала на различных теле- и радиостанциях — до 1995 года в Тбилиси, потом в Москве. Сейчас наиболее популярны ее телевизионные проекты «Нереальная политика» (НТВ, ведет ток-шоу вместе с Андреем Колесниковым), «Самый умный» (СТС, ведущая), «Инфомания» (СТС, продюсер и колумнист).

Разведена, имеет двоих детей.