Техника государственного переворота

Вот она — первая годовщина событий 7 апреля 2009 года. Самое время расставить все по своим местам… Рассмотрим события по порядку: первой главой повествования станут парламентские выборы 5 апреля 2009 года. Радикальные оппозиционеры во главе с В. Филатом и его группировкой заранее, еще до подведения итогов выборов 5 апреля, провели обширную пропагандистскую операцию, которая была направлена на подготовку общественного мнения внутри страны и на международной арене к усвоению следующего тезиса — коммунисты организовали фальсификацию выборов.

Выходит, такая беспроигрышная позиция (и очень удобная!): если наши революционеры-радикалы выходят победителями на выборах, то принимают победу как должное, быстренько забывают лозунги о нечистоплотности политических оппонентов и почивают на лаврах. А если результат выборов не удовлетворит Филата и его союзников, значит, они начнут драку за правое дело против крупного электорального мошенничества, исказившего конечный результат, и выйдут на улицы с требованием повторных выборов. Именно так все и вышло. Выборы 5 апреля радикальная оппозиция оспорила, а повторные — 29 июля — принесли достаточное для ее амбиций число мандатов.

Стало быть, и незачем что-то оспаривать или кричать о беззаконии власти. Отметим в подтверждение, что после местных выборов в 2007 году, где оппозиционные партии добились хороших результатов, их итоги никто не пытался оспаривать. На лицо очень простая логика: когда победа за нами — все нормально, ну, а если мы проиграем — скажем, что победу у нас украли.

Итак, Владимир Филат представил в столичную примэрию уведомление о том, что 7 апреля ЛДПМ будет проводить мирные акции протеста с целью обжалования результатов выборов (см. прилагаемую копию). Цитирую:

Предварительное заявление

№ 139 от 07.04.09

Организатор мероприятия: ЛДПМ

Примэрия мун. Кишинэу

Господин примар,

Доводим до вашего сведения, что 07 числа, месяца апреля, с 14.00 до 17.00 часов, планируем провести мероприятие в форме митинга в знак протеста против фальсификации результатов парламентских выборов.

В мероприятии примут участие около 3 000 человек.

Маршруты от и до места проведения митинга: Площадь Национального Собрания — Бул. Штефан чел Маре — Президентура РМ.

Цель мероприятия состоит в манифестации протеста против фальсификации выборов.

Уверяем, что данное мероприятие пройдет мирно.

Г.г. Ангел Агаки, Виктор Рошка уполномочены вести мероприятие, обеспечивать его бесперебойную работу и отвечать за то, чтобы мероприятие проходило мирно и не переросло в насилие. (Подчеркнуто мною– Ю.Р.)

На данном документе стоит подпись Владимира Филата и печать ЛДПМ.

В тот же день в примэрию приходит еще одно предварительное заявление от имени Гражданской коалиции Выборы 2009 (см. прилагаемую копию). Цитируем:

Предварительное заявление

№ __ от 07.04.09

Организатор мероприятия: Гражданская коалиция Выборы 2009

Примэрия мун. Кишинэу

Господин примар,

Доводим до вашего сведения, что 07 числа, месяца апреля, год 2009, с 14.00 до 21.00 часов, на территории Кишинэу, планируем провести мероприятие в форме спонтанного протеста.

В мероприятии примут участие около 20 000 человек.

Маршруты от и до места проведения митинга: Площадь Национального Собрания — Бул. Штефан чел Маре – Президентура РМ.

Уверяем, что данное мероприятие пройдет мирно.

Г.г. Елена Згардан, Артур Гурэу, Наталья Морарь уполномочены вести мероприятие, обеспечивать его бесперебойную работу и отвечать за него, чтобы мероприятие проходило мирно и не переросло в насилие.

(Обратите внимание на занятную формулировку «спонтанный протест» для акции, которая планируется заранее и о которой в письменной форме сообщается в примэрию.) Заметим, что и число участников уже известно — около 20 000 человек. На этом документе стоит подпись некой Елены Згардан.

Что происходило на деле, мы все видели. Мероприятие, заявленное как мирное, переросло в акты насилия, град камней и нападения молодежи на полицейских, которые не дали повода для подобной ярости, ни единым жестом не задели демонстрантов. Затем последовал штурм, разгром и поджог зданий Президентуры и Парламента. Эти ужасные сцены, которые потрясли общественность и возмутили международное сообщество, были прокомментированы по-разному. Одни назвали кишиневскую ситуацию словом «революция», другие сказали «путч», кто-то возложил вину на власти. Но и по прошествии года после трагических событий 7 апреля 2009 года истинные организаторы этих актов вандализма все еще не названы. Далее прошли повторные выборы 29 июля, и вся полнота власти перешла к четырем партиям, так называемому Альянсу за европейскую интеграцию. Для расследования данных событий была создана следственная Парламентская комиссия, а Генеральная прокуратура инициировала свою серию расследований.

Надо отметить, что новые представители власти и лично, и с помощью своей обширной и разветвленной пропагандистской сети, с самого начала поспешили перенаправить общественное мнение от явной необходимости установить имена организаторов, непосредственно виновных в организации этих насильственных действий, на виновность «априори» без суда и следствия, без права на оправдание — виновность сил правопорядка, выполнявших в рамках своих обязанностей отданные приказы. Вот так, с неприкрытым цинизмом, легко и непринужденно переворачиваем с ног на голову причину и следствие. Если поддаться пропаганде властей, можно вообразить, будто невинная и безобидная группа демонстрантов была жестоко избита полицией. Но истина все-таки в том, что сначала агрессоры смяли не оказавшие сопротивления отряды правоохранительных органов и, сметая все на своем пути, разгромили в пух и прах два здания государственной власти, разграбили все, что подвернулось под руку — от компьютеров до мебели. И только после всех этих актов вандализма, в ночь с 7 на 8 апреля силы безопасности освободили оба здания и задержали при этом определенное число протестующих, после чего доставили их в отделения полиции. В эти же ночные часы, по свидетельству некоторых задержанных, некоторые сотрудники полиции немотивированно применяли к ним силу. Выходит, что злоупотребления со стороны полиции, все какие там были, являются прямым следствием насилия и жестокости в беспрецедентных для нашей страны масштабах, то есть, действий, ставших причиной жесткой реакции полиции.

И если реакция полиции может быть квалифицирована как незаконное или несоразмерно-жестокое обращение с демонстрантами, куда более серьезна правовая и моральная ответственность организаторов этой бойни — и тех, кто красовались на переднем плане, и тех, кто прятались за кулисами катастрофы 7 апреля 2009 года. Естественно, должны быть проведены расследования полицейских злоупотреблений и, по результатам, состояться суд, справедливый и объективный. Так что же фактически происходит сейчас? Воспряло ли правосудие в Республике Молдова после ухода из власти коммунистов? К сожалению, нет. Новое правительство поспешило объявить героями и мучениками демонстрантов 7 апреля 2009 года и преступниками — представителей сил правопорядка. Объявлена настоящая «охота на ведьм» как в советские времена: и вся карательная машина, и государственная пропаганда мобилизованы для подавления «классовых врагов», на сей раз «внутренних» в лице полиции. Генеральная прокуратура, которая по-прежнему остается дубинкой в руках власти, ей полностью подчиняется и самым примитивным образом отстаивает ее интересы, — в результате открыто множество уголовных дел в отношении лиц, подозреваемых в жестоком обращении с демонстрантами. А новый генеральный прокурор Валериу Зубко даже опубликовал призыв к гражданам обращаться с жалобами на действия полиции. То есть, видимо, не действительно пострадавшие представляют интерес для прокуроров, а массовое доносительство, раздраженность, недоверие, клеветничество. В то же время «массам» лидеры режима внушают каленым железом жечь «врагов» и всецело отдаться безграничной любви к своим новым руководителям.

На фоне столь масштабных уголовных расследований деятельности сотрудников полиции, удивительно и даже несколько подозрительно отсутствие всякой инициативы со стороны Прокуратуры в том, что касается проведения следственных мероприятий с целью выявления и установления организаторов акций протеста, в результате которых пострадали сотни людей, а государству был нанесен гигантский материальный ущерб. В состояние этого «должностного паралича» впал весь штат Прокуратуры, что в свете прочей деятельности нынешней власти является вопиющим беззаконием. Отсутствие беспристрастности и независимости государственных институтов при расследовании данных событий подрывает доверие граждан к органам юстиции. И результаты подобных недобросовестных действий, и неверие большей части граждан в честную и независимую Фемиду — все это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.

Абсолютно очевидно, что, как оба официальных организатора со своими заявками на 7 апреля 2009 года, так и агрессивные группы манифестантов, которые нападали на сотрудников полиции и пожарной охраны, уничтожили два государственных здания, разгромили и разграбили принадлежащие государству ценности, уничтожили официальные документы, похитили имущество, принадлежащее работникам государственных учреждений, подпадают под широкий набор статей Уголовного кодекса Республики Молдова. Ниже приводим следующие:

Статья 151. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, 5 до 12 лет, от 8 до 15 лет.
Статья 152. Умышленное причинение телесного повреждения средней
тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, и от 3 до 6 лет.
Статья 187. Грабеж, наказывается лишением свободы на срок до 3 летб от 3 до 6 лет, от 5 до 10 лет, от 7 до 12 лет, от 8 до 15 лет.
Статья 197. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, наказываются лишением свободы на срок до 6 лет.
Статья 278. Террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от 6 до 12 лет, от 12 до 20 лет, от 16 до 20 лет
Статья 285. Массовые беспорядки, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, от 3 до 7 лет, от 4 до 8 лет.
Статья 287. Хулиганство, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, до 5 лет, от 3 до 7 лет.
Статья 288. Вандализм, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, до 3 лет.
Статья 339. Захват государственной власти, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, от 12 до 20 лет.
Статья 341. Призывы к свержению или насильственному изменению
конституционного строя Республики Молдова, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, от 3 до 7 лет.
Статья 342. Покушение на жизнь Президента Республики Молдова,
Председателя Парламента, премьер-министра, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет или пожизненным заключением.
Статья 343. Диверсия, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Статья 348. Восприпятствие законной деятельности должностного лица, наказывается лишением свободы до оногот года.
Статья 349. Угроза или насилие в отношении должностного
лица или лица, выполняющего общественный долг, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, до 3 лет, от 4 до 8 лет.
Статья 350. Покушение на жизнь сотрудника полиции, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 20 лет, от 15 до 25 лет или пожизненным заключением.

Главный вопрос на данный момент: почему Генеральная прокуратура не преследует по закону официальных организаторов, которые заранее подали заявки, зарегистрировали их в примэрии, взяли на себя ответственность в письменной форме, с подписью и печатью, обеспечить мирные акции протеста в Молдове год назад и не допустить проявлений насилия? Почему их не привлекают даже в качестве свидетелей, хотя было бы абсолютно нормально и законно квалифицировать их в качестве подозреваемых? Ответ прост: революционная логика, применяемая здесь, сводится к фразе «победителей не судят».

Владимир Филат, тот, кто был главным организатором событий 7 апреля 2009 года, и, следовательно, тот, кто несет наибольшую ответственность за разразившиеся бедствия, стал премьер-министром. Таким образом, ни его лично, ни двух его соратников по партии, упомянутых в письме для примэрии, Виктора Рошку и Ангела Агаки, Прокуратура никак не побеспокоила.

Совершенно так же обстоят дела и с таинственной Наталией Морарь, внезапно возникшей в самом эпицентре общественной жизни и в вихре событий годичной давности, и с двумя другими лицами из заявки в примэрию. После нескольких формальных приглашений в Прокуратуру, они были освобождены от всякой ответственности. А Владимир Филат даже формально не посещал Прокуратуру, чтобы представить хоть какие-нибудь объяснения. В конце концов, должность премьер-министра, в которой он пребывает, оказазалась выше компетениций Прокуратуры.

Конечно, если бы Республика Молдова была правовым государством, то все они должны были бы предстать перед прокурорами в качестве подозреваемых, а не свидетелей, — все партийные лидеры, находившиеся тогда на площади, все подстрекатели, которые в настоящее время сидят в креслах депутатов, министров или просто пользуются привилегиями нынешней власти. Однако многочисленные партийные руководители, большие и маленькие, равно как и многочисленные провокаторы, снятые десятками камер, когда они дрались или бросали камни в головы молодых ребят в полицейской форме, полностью застрахованы от любого риска и от возможного наказания. И все это только потому, что такова нынешняя власть в Молдове: они делят этот пирог, как хотят, награждая и возвышая своих фаворитов и помощников. Но главные лавры и заслуги они приписывают, в основном, самим себе, лидерам первого звена.

Вместо того чтобы провести транспарентное, независимое, всестороннее и объективное расследование событий годичной давности, новые власти Кишинэу развернули беспрецедентную кампанию по идеологической мистификации. Все развивается по классической схеме. Сначала была группа заговорщиков. Затем они организуют переворот. Им удалось свергнуть государственную власть. Далее появляются жертвы, герои и мученики, брошенные на алтарь революции. И венцом всей операции захвата власти становится широкая и хорошо поддерживаемая СМИ акция по манипуляции общественным мнением и сознанием — на это работает на создание послереволюционной мифологии. Таким образом, классическая схема и Великой французской, и большевистской революции, адаптированная к нынешним надобностям, применяется сегодня в Республике Молдова теми, чья власть родилась из погромов и пожаров 7 апреля. А тысячи молодых демонстрантов, искренних, мирных, полных энтузиазма и глубокого желания перемен, жаждущих демократии, упоминаются не более как ведомая толпа, которую ловко использовали, чтобы присвоить не только власть, но и лавры «революции».

Как это часто случалось в истории, людьми, которых побудила выйти на улицы искренняя жажда демократических перемен, манипулируют спекулянты от «революции», причем самым циничным образом. Когда в беспорядках и погромах прошел день 7 апреля, настал вечер, а правительство Воронина вопреки предположениям и ожиданиям не предприняло решительных действий, чтобы наказать организаторов протестов, когда последние увидели, что глава государства предлагает амнистию, идет на уступки и ратует за примирение конфликтующих сторон, инициатива перешла в руки противников режима. Представление жертвами демонстрантов и палачами — полицейских, радикальная смена ролей, восторги по поводу собственных заслуг — вот инструменты пропагандистской работы тех, кто сегодня стоит у власти. А давайте вспомним выражение их лиц во время ток-шоу на Pro TV вечером 7 апреля. Эти политики, — подавленные, явно в страхе, не контролируют себя, растеряны так, что не могут ничего объяснить, но всеми силами отрицают любую связь с уличными протестами, — сегодня готовы взойти на пьедестал «Памятника свободы», который они уже заказали.

Справедливости ради, следует отметить, что «революционную ситуацию» неосознанно подготовило само бывшее правительство. Упорное нежелание Владимира Воронина отделиться от коммунистической партии, проявить большую открытость к диалогу с оппозицией и большую терпимость, а также его отказ хоть немного смирить свою жажду гиперцентрализациии власти, создали весьма благоприятный фон и удачные психологические условия, ставшие, в том числе, и предлогом, чтобы подготовить и провести известные акции 7 апреля. Конфликт и логика конфронтации стали квази-доминирующим настроением, а контраст между «плохим правительством» и «хорошей оппозицией» достиг крайней степени яркости. Именно эти обстоятельства использовали по максимуму те, кто произвел переворот 7 апреля 2009 года. Вышесказанное, конечно, никак не оправдывает ни одну из сторон. Тем не менее, даже в пост-коммунистическом пространстве, где неизбежно присутствуют многочисленные недостатки в сфере эффективного управления и в демократической практике, оппозиция, защитники прав человека просто обязаны всегда идти исключительно демократическим и мирным путем.

Общество так и не выяснило даже через год после событий 7 апреля, кто их теневые организаторы (если таковые существовали), кому конкретно надо сказать «спасибо» за разрушения, поджоги и нападения на полицию. Есть несомненные признаки, которые заставляют нас верить только в одно: нынешнее правительство ни капли не заинтересовано в том, чтобы пролить свет на произошедшее. Вместо этого следует лишь наказание некоторых сотрудников полиции с превращением оных в «козлов отпущения» и, разумеется, прославление правящей верхушки кишинёвского так-называемого либерально-демократического режима. Представители партий правящей коалиции, одни по недомыслию, другие сознательно, выдвигают одну за другой инициативы по переименованию улиц, площадей, мостов через Прут в «7 апреля». 7 апреля приобретает для новой либерально-демократической власти такое же значение, как 7 ноября для большевиков в 1917 году. И те, и другие обратили день национальной катастрофы в свою личную минуту славы, в некий фетиш, объект поклонения, в прецедент для узаконивания новой власти. Технология та же, различаются только масштабы катастрофы.

Премьер-министр В. Филат недавно направил требование местным властям Кишинэу, в котором говорится, что они должны объявить конкурс от примэрии по установке памятника героям и жертвам событий 7 апреля. Воспроизведем ниже данный документ:

Правительство Республики Молдова

№. 1114-171 Кишинэу 22 февраля 2010

Настоящим почтительно просим ускорить приведение в исполнение решения Муниципального совета Кишинэу касательно установки, в мун. Кишинэу, памятника, посвященного антикоммунистическим протестам в апреле 2009 молодежи и памяти жертв произвола (Памятник Свободы).

Премьер-министр (подпись) Владимир Филат

Примар Дорин Киртоакэ незамедлительно дал ход письму премьера В.Филата и предложил Муниципальному совету принять на этот счет специальное решение. Сказано – сделано: решение было принято 26 февраля текущего года. Попытка советников от Христианско-Демократической Народной Партии убедить проправительственную коалицию не спешить с этим решением даже не была принята к сведению. Аргументы советников ХДНП были следующими: вне зависимости от политической принадлежности и различий в интерпретациях событий 7 апреля, абсолютно необходимо отложить принятие такого решения, по крайней мере, по двум фундаментальным причинам — ни Генеральная прокуратура, ни парламентская следственная комиссия еще не завершили расследование, а стало быть, просто преждевременно делать выводы, кто есть герои, а кто — преступники. Однако советники от правящей коалиции отринули все контраргументы и приняли соответствующее решение по поводу письма от 26 февраля.

Затем последовало решение Правительства от 3 марта относительно установки того, что они называют «Памятником свободы». Здесь следует припомнить и ранее объявленный конкурс эскизов для будущего монумента, который также является частью широкомасштабной кампании по саботажу расследования и заметанию следов.

Спешка вполне понятна: срочно нужна легитимность и в моральной сфере. Она столь необходима вследствие предстоящих досрочных парламентских выборов, ведь соотношение сил в будущем законодательном органе может измениться и правосудие выйдет из-под контроля правящей сегодня партии, и тогда Владимир Филат и его товарищи будут вынуждены давать объяснения Прокуратуре или даже суду в качестве подозреваемых, а потом и вовсе могут быть признаны виновными в ужасных событиях прошлого года. Таким образом, посредством усилий по установке данного памятника нынешняя власть просто-напросто пытается обелить себя, переиначить истинный смысл своих действий, что характерно для всех преступников, которые стремятся оправдать свои же беззакония.

Дезинформации общественности, очернение и преследование политических оппонентов стало привычным оружием в арсенале нынешние власти. Напомним, что во время протестов 2009 года В.Филат лично обвинил ХДНП и ее молодежную организацию «Новое Поколение» в проведении этих протестов, вылившихся в погромы. Как известно, за его провокационными заявлениями никаких доказательств не последовало. Однако ложь растиражировали всеми подваластными ресурсами СМИ, в то время как опровержения от ХДНП и «Нового Поколения» остались незамеченными. Здесь В.Филат допускает использование дезинформации как метод доказательства личной невиновности и при этом обвинения политических оппонентов, а также обмана общественности.

Здесь же вспомним и то, какие методы применяют представители нынешней власти к нижеподписавшемуся, возобновив два уголовных дела, сфабрикованных бывшим коммунистическим режимом в 2002 году в период антиправительственных выступлений ХДНП, которые, кстати, носили исключительно мирный и демократический характер. Прокуратура Кишинэу, по указанию политических боссов государственной верхушки, вопреки всем нормам существующего закона предъявила мне серьезные обвинения и квалифицировала меня как дважды подозреваемого, предупредив о возможном сроке до 5 лет лишения свободы. То есть, выходит, что Юрие Рошка, руководитель мирных демонстраций в 2002 году, подвергается уголовному преследованию со стороны Прокуратуры сейчас, через восемь лет после закрытия дела о предполагаемых противоречиях с полицией. А Владимир Филат и его присные, лично ответственные за организацию насильственных действий в апреле 2009 года, равно как и за безумные нападения на сотрудников полиции при исполнении обязанностей, никоим образом не ощущают беспокойства со стороны той же Прокуратуры. Генеральная Прокуратура по-прежнему остается политической дубинкой против тех лидеров, кого власть считает нежелательными элементами и кого пытается истребить, используя всю доступную карательную машину так же, как это было при тоталитарном советском строе. Одновременно с этим Прокуратура служит инструментом, который, с одной стороны, обеспечивает безопасность власти, улучшает ее имидж и, с другой стороны, наносит удар по оппонентам правящей группировки.

Итак, учитывая такую парадоксальную ситуацию, когда люди, которые топтали ногами и наносили очень серьезные ранения сотням находившихся на службе молодых ребят в форме, освобождены от всякой ответственности и даже объявлены героями, когда прямые виновники воздвигают самим себе монументы и готовятся возлагать цветы к собственному пьедесталу, когда при этом без причины организовано судебное преследование того, кто восемь лет назад организовал сугубо мирные мероприятия, я себя спрашиваю: как мы можем положить конец этим злоупотреблениям, беззаконию и скатыванию к новой антидемократической диктатуре с проевропейской маской? И какой должна быть адекватная реакция на такие вопиющие беззакония? И если мы снова решим выйти на улицы в знак протеста против существующего полицейского режима, антидемократического и коррумпированного, стоит ли, как я этого добивался любой ценой в течение двух десятков лет, сохранять мирный характер демонстрации, или лучше выпустить ситуацию из-под контроля и предоставить демонстрантам громить и жечь все на своем пути? И где стоило бы остановить возмущенных произволом нынешней власти людей? Перед зданиями Парламента и Правительства или уже внутри них? После 7 апреля 2009 года в Молдове все разрешено. Нет более законных пределов и демократические норм, которые должны неукоснительно соблюдаться теми, кто хотел бы выразить свое несогласие с правительством. Побеждает тот, у кого кулаки больше, а государство становится игрушкой в руках победителя. Кто и как мог бы пресечь эту спираль конфронтации, эту эскалацию политических конфликтов, избавить нас от риска превратить Молдову в банановую республику по худшей латиноамериканской модели, где государственные перевороты — норма для разрешения конфликтов между враждующими фракциями? Есть только один путь: немедленно остановить «охоту на ведьм», открыть широкий диалог с оппозицией и с гражданским обществом, реализовать ряд глубоких институциональных реформ и конституционную реформу, направленную на трансформацию страны в функциональную демократию.

А что мы получили взамен этих трансформаций, столь ожидаемых обществом, после того как оно увидело, что бывшее коммунистические правительство не имело политической воли к их последовательному проведению? Нетранспарентное правительство, которое перекраивает законы и ломает Конституцию страны не ради общественных интересов или общего блага, а только во имя интересов частных структур, группы или клана. «Синдром победителя «, от которого уже не могут излечиться те, кто оказался во главе государственных институтов, и который усугубили щедрые комплименты западных партнеров и простодушное восхищение обработанных агитацией масс, может стать роковым.

Не собираюсь давать никому советов. Особенно тем, кто у власти и считает себя идеальным и всемогущим. Просто констатирую, что Альянс за европейскую интеграцию идет ровно тем же путем, что и бывшее коммунистическое правительство. «Закручивание гаек» в отношении оппозиции, а также всех неугодных, породило недовольство в обществе, переросшее в итоге в памятный и печальный день 7 апреля 2009 года. Сегодня притеснение тех политических сил, которые не разделяет позицию АЕИ, попытки перекроить всю правовую систему в угоду электоральным интересам власти, раздача государственных наград клиентам правящей группировки, воздвижение вопреки здравому смыслу памятника в центре города, передача территории страны Украине, усиление экономического кризиса — все это может привести к новому крупномасштабному восстанию. Но худшей причиной для социального взрыва может стать обеление виновных и осуждение неповинных. Ибо таким образом власть закрепляет беззаконие, подрывает доверие к правосудию и к государственным институтам. Применяемая действующей властью система давления и преследований, которая становится все более невыносимой, может иметь в любой момент эффект бумеранга.

Обратный отсчет уже начался. И бегут часы в такт со временем, оставшимся до открытия памятника во славу тем, кому место на скамье подсудимых. Эволюционное развитие, за которое мы всегда ратовали, даже тогда, когда были вынуждены жертвовать своим имиджем и шансами на предстоящих выборах, сегодня вытеснил революционный менталитет. Идею социального диалога, сотрудничества с оппонентами на платформе национальных интересов, разумного компромисса и консенсуса в решении таких основополагающих вопросов, как выборы главы государства, конституционная реформа, избирательное право, национально-территориальная целостность, демократические институты, окончательно похоронило нынешнее правительство.

Если сегодняшняя власть разделяет общество на «наших» и «ваших», любимчиков и врагов, если «охота на ведьм» стала обычной практикой, если ложь и несправедливость беззастенчиво навязывают обманутому народу, я заявляю, открыто и громко, что я не согласен! И я в этом не одинок. И что я буду выступать против злоупотреблений всеми законными средствами. Узурпация государственной власти должна быть остановлена! А демократические свободы и соблюдение основных прав человека необходимо вернуть!