Сохранение национального наследия — дело всех граждан

Национальное историческое наследие как основа жизнеспособности России.

Слова и интонации, которые вот уже некоторое время звучат в устах руководителей государства и самых разных неруководящих граждан, означают, в частности, что определенный выбор сделан. Отвечая на вопрос: «Тебя как убить – сразу или чтобы помучаться?» – страна, как и незабвенный красноармеец Сухов, говорит: «Лучше помучаться». Так что времена впереди непростые, но живые, увлекательные. Россия не собирается уходить с мировой арены, не собирается перестать быть, а значит, остается включенной в глобальные и региональные конкурентные отношения.

Для тех, кто положил свою жизнь на дело сохранения нашего духовного и культурного наследия, это в некотором смысле политический шанс, и его важно правильно разыграть, а для этого – задать правильный масштаб публичного говорения и действия на данную тему.

Посмотрим вокруг. В сегодняшнем мире идентичность, то есть внятный, исторически и духовно глубокий ответ на вопрос «Ты кто?» – это основной фактор мировой конкурентоспособности. Это, в частности, означает, что общественный и политический спрос на идентичность будет только возрастать. А единственный источник идентичности – наше наследие. Другого нет.

Стало быть, сегодня сама жизнь ставит вопросы наследия совсем не по «остаточному принципу», как это было принято долгие десятилетия. Наше наследие – это не приятный глазу бантик на теле политической системы и рыночной экономики. Наше наследие – основа конкурентоспособности России в мире. Или, если говорить прямее – наследие есть основа жизнеспособности нашего народа и государства. Духовное и культурное наследие России – основа преемственности ее исторической судьбы и исторической цели в быстро меняющемся и нестабильном глобальном мире.

Духовное и культурное наследие – источник базовых смыслов, дающих устойчивость основным институтам, которые наш народ создал в ходе своего исторического творчества, – государству, гражданскому обществу, армии, школе, профессиональным, предпринимательским, культурным и иным сообществам. Духовное и культурное наследие – зримый образ России в мире, определяющий ее привлекательность, уважение и доверие к ней. Русский язык, русская культурная традиция и православная вера – основные гаранты нашего неповторимого многообразия и богатства, регионального, этнического, религиозного. Распространение духовного и культурного наследия России, основанного на идее служения, – условие нашего мирового лидерства на пути создания альтернативы цивилизации потребления.

Наше национальное наследие не есть вещная данность, набор неодушевленных предметов. Оно имеет духовную и деятельную природу. Для сохранения своей жизнестроительной силы оно должно заново и в полной мере осваиваться каждым новым поколением народа России. Иначе страна теряет возможность сохранять себя и адекватно отвечать на вызовы времени.

Сегодня руководство страны говорит о модернизации. Однако никакая модернизация невозможна без двух вещей – без ответственного гражданина и без солидарного общества. Но основания ответственности и солидарности лежат в духовном и культурном пространстве. Так что предстоящая модернизация должна начать свое развертывание как духовное движение и культурный проект. Иного не может быть.

Современный финансово-экономический кризис возник вследствие глубоких повреждений современной цивилизации, имеющих, прежде всего, нравственную и культурную природу. Это значит, что и преодоление кризиса лежит на пути нравственных усилий и культурного строительства. От заполонившей значительную часть мира «культуры потребления» пора возвращаться к культуре созидательного труда и этике служения.

При наличии ряда успехов, в целом деятельность государства по сохранению наследия следует признать малоэффективной. Что делать в этой ситуации? На государство не следует безраздельно полагаться, но с ним и не надо бороться. Аппарату государственных управленцев следует помогать, подталкивать его к совершению правильных действий, к выработке и проведению в жизнь правильной политики.

Сохранение национального наследия – общее дело всех граждан. Если это дело встанет на ноги именно как общественное, всенародное, это будет побуждать и государство самоопределяться относительно задач сохранения наследия. Ведь чиновники – такие же члены общества, как и иные граждане. Бытующее противопоставление гражданского общества и государства во многом искусственно и зачастую чрезмерно.

Массовая общественная организация, которая ставит своей задачей сохранение наследия, у нас есть. Это Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). У этой организации славная история, она много сделала для сохранения наследия, там работали и работают замечательные люди, настоящие подвижники. И все же силы, которые наследие разрушали, оказались, по крайней мере, не слабее. При всех наших успехах, в некоторых отношениях ситуация с наследием сегодня значительно тревожнее, чем сорок с лишним лет назад, когда ВООПИК создавался.

Тотальная коммерциализация всего и вся, в том числе духовного и культурного наследия, разрушительна гораздо более, нежели просто небрежение или выборочная кастрация по идеологическим мотивам, как это было при советской власти. Каким же должно быть массовое общественное движение по сохранению наследия сегодня, чтобы быть адекватным ситуации и действенным.

1. Это движение должно быть политизировано, то есть способно декларировать прямое отношение предмета своей заботы – духовного и культурного наследия – к судьбе нашего народа и государства, их будущему, а значит, к устроению общественной и государственной жизни.

2. Это движение должно включать в себя не просто выдающихся специалистов по сохранению наследия и преданных своему делу общественников, но самых известных в стране людей – политиков, предпринимателей и промышленников, военных, ведущих деятелей науки, культуры, образования. Они должны дать движению свое лицо, связи и влияние.

3. Это движение должно быть молодежным по преимуществу. Следует отчетливо понимать: пока сохранением наследия занимаются только лишь люди зрелого и весьма зрелого возраста, у этого дела нет будущего.

4. Это движение должно иметь одним из основных предметов своего непосредственного внимания, анализа и публичного освещения те, часто потаенные, экономические и политические связи и отношения, которые и приводят к гибели наследия.

5. Это движение должно быть способным как к прямому гражданскому действию, выходу на улицы, так и к переговорному давлению.

6. Это движение должно обладать позитивными проектными представлениями о том, какова же правильная судьба наследия, как конкретно оно должно жить в сегодняшней жизни. Эти представления должны быть детально разработанными, профессиональными, адекватными культурным, экономическим и политическим реалиям сегодняшнего дня.

7. Это движение должно иметь современную сетевую структуру с опорой не просто на свои собственные региональные организации, но на любые организации и группы граждан, солидарные между собой в деле охраны наследия и напрямую связанные по горизонтали.

8. Это движение должно иметь свою профессионально издаваемую газету с интернет-версией, свою еженедельную телепрограмму в прайм-тайм на одном из двух главных федеральных телеканалов, свою УКВ-радиостанцию.

9. Это движение должно быть прямым и непосредственным образом ассоциировано с Русской Православной Церковью, поскольку именно в лоне порожденной ею культуры и цивилизации создана большая часть нашего наследия на большей части территории России. Это должна быть в первую очередь гражданская инициатива церковной общественности. Естественно, это не исключает, а напротив, предполагает самые широкие связи с представителями всех вероисповеданий, в том числе, и не входящих в число четырех так называемых «традиционных», но любящих Россию и готовых ей служить.