Система борьбы с коррупцией в России

Дмитрий Медведев подписал указ, уточняющий порядок проверки достоверности деклараций о доходах, поданных чиновниками. За достоверностью деклараций и конфликтами интересов федеральных чиновников будут следить специально созданные аттестационные комиссии.

На самом деле, мы сейчас повторяем путь, который уже прошли многие другие страны. Это напоминает медленно проворачивающееся колесо, когда машина в начале движения буксует и непонятно, что произойдет в итоге. Мы плавно движемся в сторону осознания того, что необходимы в той или иной форме некие специализированные органы по контролю за государственными служащими. Пока у нас все регулируется подобного рода комиссиями и некими подразделениями внутри кадровых служб. Но по мере того, как мы продвигаемся по дороге построения системы отчетности государственных служащих (в частности, уже введены декларации о доходах, о конфликтах интересов, кадровый отбор и т.д. и т.п.), становится понятно, что все это можно либо углублять посредством совершенствования и расширения полномочий тех органов, которые уже существуют, либо посредством создания неких специализированных, хорошо подготовленных, хорошо знающих, что они делают, подразделений, которые ничем иным не занимаются, кроме того, как контролируют государственных, правоохранительных служащих и т.д.

Большинство стран мира, которые применяли подобные меры, уже прошли этот путь, кто-то раньше, кто-то позже. Например, в США, у которых в XX веке были огромные проблемы с коррупцией, после никсоновского [уотергейтского] скандала встал вопрос о создании офиса служебной государственной этики. И он тоже в свое время создавался как подразделение внутри кадровых служб, которые как могли что-то проверяли, которые как могли что-то с чем-то сопоставляли, выносили представления в правоохранительные органы.

Прошло почти уже 40 лет, и теперь это полномасштабная структура, которая осуществляет контроль не посредством реализации отдельных указов, поправок к указам, поправок к законам, а делает это на основании достаточно стройного и понятного законодательства. Согласно этому законодательству, любой человек, приходящий на государственную службу, знает, что при поступлении на службу, а затем ежегодно должен будет подавать декларации о доходах и имуществе и декларировать конфликты интересов. За этим не стоит никакого большого шума, никто не бегает и не кричит: «Давайте проверять!» Это уже понятная и объяснимая рутина, в ходе реализации которой никто не говорит, что его права нарушены. Люди понимают, что если они идут на государственную службу, их будут проверять.Сейчас мы находимся в той стадии, в которой многие страны находились еще в 80-х годах, когда мы пытаемся наладить контроль, но наша система к этому еще не готова. У нас нет ведомства, которое по сути своей и по своему правовому статусу отвечало бы за контроль над государственной службой. Единственное, что у нас существует, это кадровое управление администрации президента, но оно не в состоянии переварить всю ту информацию, которая имеется о деятельности как государственных гражданских служащих, так и людей, замещающих должности на государственной службе, правоохранительных служащих, судейских, – это огромный, миллионный массив людей, особенно если прибавить сюда членов их семей.

Кадровая служба президента просто не может с этим справиться. Соответственно, необходимо создавать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Они будут во всех ведомствах, на региональном и муниципальном уровнях: страна у нас большая. Но надо отдавать себе отчет в том, что люди, которые будут там работать, должны обладать определенными знаниями и квалификацией. Они должны понимать, что такое конфликт интересов, что такое незаконное обогащение, когда имеет смысл открывать расследование, когда не нужно этого делать, а достаточно просто поговорить, объяснить ситуацию, и чиновник исправит какие-то моменты в том, как он строит свою жизнь. Поэтому, если мы рассматриваем не борьбу с коррупцией в целом, а именно вот эту узкую ее часть, то надо сказать, что мы движемся в том направлении, которое многие до нас уже прошли.

Мы повторяем многие ошибки, которые были совершены, но в будущем, я думаю, мы будем иметь службу, основной целью и задачей которой будет жесткий контроль за деятельностью и образом жизни государственных служащих и иных публичных должностных лиц с привлечением правоохранительных органов, сторонних источников и средств массовой информации.