Сексуальная революция в России так и не состоялась

Спустя два десятилетия после того, как вместе с распадом Советского Союза закончилось и насаждаемое государством ханжество, русские все еще сторонятся европейских сексуальных нравов, констатируют западные наблюдатели. «Несмотря на всплеск вседозволенности начала 1990-х, когда по всей стране наблюдался подъем порнографии и проституции, сексуальная революция здесь так и не укрепилась», — сетует корреспондент американской газеты The New York Times Майкл Швиртц, который побывал на проходившей в Москве ежегодной выставке товаров для взрослых X-Show.

На сегодняшний день в России это пока единственная площадка такого рода. Все участники проходивших на выставке дискуссий сошлись на том, что обычному человеку сложно преодолеть себя и зайти в интим-магазин, потому что он не знает, куда смотреть, как объясняться с продавцом, что выбирать. Многим психологически гораздо проще подойти к выставочной витрине и расспросить у опытных консультантов, что к чему, признает и российская газета «Вечерняя Москва».

Но все же «эротическая выставка, проводимая в выставочном зале, переводит тему, долгое время считавшуюся запретной, в публичную плоскость», — отмечает российская корреспондентка. «А это уже гораздо больше, чем просто сказать, что секс у нас есть!», — на оптимистичной ноте заключает она.

— Секс-услуги становятся для россиянок нормой: 60% женщин воспринимают свое тело как актив
— Гомосексуалистам тоже нелегко

Сексуальные игрушки в России продавать нелегко, цитирует The New York Times InoPressa. «Никто не знает, что, зачем и как. Что такое лубрикант, для чего нужно дилдо, как пользоваться вагинальными шариками», — жалуется в беседе с американским корреспондентом Ксения Борисова, владелица одного из поставщиков пикантных приспособлений в Россию.

При этом «общим местом является сексуальный подтекст — по телевизору, в глянцевых журналах и в провокативных нарядах женщин на улицах. Плакаты, изображающие брутальных женщин за уборкой пшеницы, давно уступили место постерам с грудастыми моделями. Но когда дело доходит до постели, как говорит Борисова и другие, все склоняются в своих предпочтениях к традиционному совокуплению».

Организатор шоу Надежда Довгаль объясняет этот феномен «наследием советской эпохи», для которой был характерен «дефицит личного пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями для личной жизни. Свойственные советской эпохе аскетизм и ханжество в бытовых отношениях вызвали к жизни сатирический лозунг времен петестройки: «В СССР секса нет».

«Секс у нас всегда был, но информации на эту тему практически не существовало», — заявила Елена Ханга, которая вела первое в России ток-шоу о сексе в 90-х годах, которое называлось «Про это». Говорить на эти темы было не принято, и поднятые на ток-шоу темы СПИДа, гомосексуальности и приставаний на рабочем месте возымели эффект разорвавшейся бомбы, сообщила она.

Довгаль позиционирует X-Show как «социальный проект», призванный заменить «практически отсутствующее» в стране сексуальное образование и внести «гармонию» в отношения русских. Ссылаясь на данные официальной статистики о количестве разводов и уровне рождаемости, Швиртц констатирует, что в России имеет место «демографический кризис». Он характеризуется не только большим количеством разводом, но и высокой смертностью, эмиграцией и низкой рождаемостью.

Для преодоления последнего явления в Ульяновской области, например, ввели специальный выходной, в который парам предлагается в меру своих сил «остановить сокращение населения»; женщинам, родившим в День России (12 июня), выдают призы, напоминает автор.

Однако есть и положительные признаки: за последние 10 лет в Москве резко возросло количество секс-шопов, пишет Швиртц. Психолог Ольга Подольская отмечает и расширение ассортимента. Известный российский сексолог Сергей Агарков возлагает надежды на молодое поколение, не заставшее Советского Союза, а потому «относительно свободное».