Саша Тихомиров – «говорящая голова» чеченского подполья

«Говорящая голова» – сотрудник службы по связям с общественностью (пресс-службы) организации, в чьи обязанности входит оглашение официальных заявлений для представителей электронных СМИ по актуальным вопросам жизни и деятельности организации.

Говорят, среди информационных структур органов внутренних дел идет негласное состязание, чья «говорящая голова» милее, можно даже сказать, «блондинистей». Также ходят слухи, что пресс-службы МВД проводят конкурсы красоты среди претенденток на вакантные должности.

Да, действительно, «говорящая голова» должна иметь привлекательную внешность. Желательно, конечно, и наличие иных качеств, необходимых для PR-щика. Но, как показывает современная практика, они отходят на второй план, пасуя перед смазливой внешностью и цветом волос.

Аналогичным образом, видимо, на роль «главного идеолога ваххабитов на Северном Кавказе» был подобран Саид Бурятский (Александр Тихомиров). По сути, он — «говорящая голова» бандподполья на Северном Кавказе. Единственное его отличие от белозубых красавиц – борода заменила автозагар.

«Что нужно для того, чтобы стать «опасным идеологом» в северокавказском подполье», — вопрошает в «Московском комсомольце» Вадим Речкалов. – «Это не так сложно… Отправляй письма на сайт, записывай на видео прикольные глумливые обращения».

Это не так. Все очень и очень непросто. Ничего доступного человеку непосвященному в этой работе нет. Недостаточно «…окончить среднюю школу и проштудировать Коран на русском языке».

Спецпропаганда или специальная журналистика, в которой маленьким винтиком, собственно, и был Саша Тихомиров, – дело сложное, мало кому доступное. Спецпропаганда – удел избранных. Людей с широким кругозором, творческими задатками, знанием языков и, кстати, зачастую со специальным образованием. Об их подготовке известно крайне мало. Видимо, не зря бывшее 7-е (специальное) управление Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, созданное по указанию Сталина для ведения идеологической, диверсионно-подрывной деятельности «среди войск и населения противника», и сегодня считается засекреченной структурой.

Впрочем, так и должно быть. Они манипулируют целыми народами. Из отрывочных сведений об иностранном и отечественном опыте деятельности органов специальной журналистики известно, например, что к выпуску «маскировочных» газет (изданий, направленных на личный состав противника, распространяемых под видом легальных изданий противоборствующих сторон и внешне полностью соответствующих имитируемому изданию) в период боевых действий советских войск в Афганистане приложил руку писатель-эмигрант Сергей Довлатов. При его участии иностранные (читай – американские) специалисты по информационным войнам под видом «Красной Звезды» выпускали «маскировочное» издание и пытались распространять его среди советских войск.

С трудом вериться в то, что лекции на религиозные темы, видообращения, статьи о джихаде и ситуации на Северном Кавказе Саид Бурятский писал сам. Согласитесь, слабо сочетаются образы «террориста, исламского проповедника, критика различных исламских течений, одного из идеологов северокавказского подполья» и «невежды, нахватавшегося верхушек от религии», который в бандподполье, по его же словам, нарезал арматуру для «поясов смертника». Кто-то умелый и высокопрофессиональный водил его рукой. Эти же люди, знакомые с технологиями манипулирования общественным мнением, подобрали Сашу Тихомирова на роль «говорящей головы». И сделали они это не случайно. Дело, конечно не в его хорошей памяти, смазливости или врожденной фотогеничности. Важна национальность. Используя Саида абу Саад аль-Буряти в информационном противоборстве, ваххабиты решали задачи по расширению своего движения по национальному признаку, его интернационализации. Саид Бурятский должен был стать «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», «бурятским Че Геварой», «моджахедом-интернационалистом» и т.д.

«Мы и раньше видели проповедников … принадлежащих к различным этническим группам, – писал публицист, симпатизирующий террористам. — Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов… Но все эти … люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения».

«Интернационализация» — ход старый, но эффективный и проверенный. Далеко в историю ходить не нужно. Расширением рядов бандеровского подполья по национальному признаку сегодня занимаются украинские историки и журналисты. Подобное имело место и в ходе чеченских войн. Яркий пример — участие представителей УНА-УНСО, так называемого «сала в окопах», в боевых действиях на Северном Кавказе.

Могут ли повлиять на ход вооруженного противостояния несколько десятков националистов, слабо подготовленных в военном отношении? Безусловно, нет! А сколько чернил пролито по этому поводу! «Сало в окопах» — одна из популярнейших тем в истории чеченского противостояния. УНА-УНСОвцам посвящены газетные статьи, документальные фильмы, разделы в мемуарах военноначальников…

Смело можно утверждать, что с их помощью создавалась видимость «всепланетной поддержки чеченских повстанцев» со стороны «прогрессивных сил цивилизованного человечества». Кроме моральной поддержки, благодаря наследникам дела Бендеры, чеченскими пропагандистами создавался информационный повод – событие, информация о котором интересна средствам массовой информации. Удивляет, что в составе банд боевиков не засветились отряды прибалтийских или молдавских «добровольцев». Их там явно не хватало!

Подобная роль отводилась истинными идеологами бандподполья и Саше Тихомирову. Он был всего лишь «говорящей головой» ваххабитов на Северном Кавказе, такой себе «миловидной блондиночкой. Понимание этого позволит развенчать созданный кем-то образ «главного идеолога ваххабитов на Северном Кавказе», а может быть и реже вспоминать о «бурятском Че Геваре»…