Российский истребитель отдаленного будущего

Военно-воздушные силы России приступили к испытаниям второго образца истребителя пятого поколения, заявил на авиационно-космическом салоне МАКС-2009 главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.

По его словам, «самолет, который проходит наземные испытания, уже находится здесь, в Москве».

Это второй опытный экземпляр самолета. Три машины, из которых, как минимум, одна готовится к полетам, строятся сейчас в Комсомольске-на Амуре, причем одна из них должна будет полететь уже этой осенью.

Опытный самолет доставили в Московский институт ЦАГИ. Неподалеку от Москвы проводится и авиасалон МАКС, главным экспонатом на котором в этом году стал авиалайнер «Суперджет».

Однако и специалисты и просто любители авиации надеялись увидеть и будущий истребитель, или, как его называют разработчики — самолет проекта ПАК ФА.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — так официально называется эта программа. О том, что он в самое ближайшее время поднимется в воздух, российские политики, военные и самолетостроители ранее говорили не раз.

В 2001 году его обещали поднять на крыло через пять лет, в 2006-ом. За год до истечения этого срока первый полет перенесли на 2007-ой и так далее.

Последний раз про истребитель вспомнил в мае этого года вице-премьер Сергей Иванов: он в который раз твердо пообещал, что этот самолет взлетит до конца текущего года.

Несостоявшаяся сенсация

Вице-премьеру поверили, и многие даже сочли, что ПАК ФА могут показать на МАКСе. Это кажется логичным — российская авиационная промышленность находится не в лучшей форме, да еще мировой кризис, так что МАКС получился не таким уж ярким.

Собственно, абсолютно новый самолет тут только один — гражданский «суперджет» «Сухого». Так что даже макет истребителя произвел бы сенсацию.

Гендиректор «Сухого» Михаил Погосян в интервью Би-би-си сказал, что отсутствие ПАК ФА на МАКСе совершенно ничего не значит: «Мы говорили, что в этом году начнем испытания. Эти работы идут в соответствии с графиком. Готовьтесь к выставкам 2010 года».

Собственно, нельзя сказать что на авиасалоне совсем нет ничего нового, кроме «Суперджета». На стендах, в павильонах много авиационной продукции. Есть и компоненты будущего истребителя.

Так, на стенде Научно-исследовательского института приборостроения стоит накрытый брезентом круглый объект. Накануне открытия авиасалона в интервью «Независимому военному обозрению» главный конструктор Юрий Белый пообещал показать фрагмент новейшего радара с фазированной антенной решеткой — именно наличие такого прибора является одним из признаков пятого поколения истребителей.

Правда, когда я подошел к представителям НИИП, они признались, что пока окончательно не решились показать радар посетителя

Но в интервью Би-би-си конструктор Белый рассказал о степени его готовности: «Стадия готовности — стендовые испытания, сопряжение с аппаратурой, отработка всех режимов и так далее».

Он также добавил, что фактически этот радар уже готов к серийному производству.

Мотор

Но радар — еще не самолет. Другой компонент, крайне важный для такого истребителя, — двигатель. В павильоне Объединенной двигателестроительной корпорации выставлено изделие 117С — реактивный двигатель, который устанавливают на Су-35.

Он был создан в НПО «Сатурн», которое разрабатывает и двигатель в рамках проекта ПАК ФА. Правда первый свой полет истребитель произведет с тем самым 117С — новый к тому моменту готов не будет.

В четверг на пресс-конференции на МАКСе главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин признался, что с двигателем для истребителя есть довольно много проблем. ВВС сейчас рассматривает проекты двух компаний — НПО «Сатурн» и ММПП «Салют».

Но пока идет оценка этих предложений, на самолет по умолчанию будут ставить 117С. Военный обозреватель РИА Новости Илья Крамник не исключает, что этот двигатель, равно как и некоторые другие компоненты, не будет готов и к 2015 году, когда ПАК ФА собираются принять на вооружение.

Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров категорически это отрицает. По его словам, серийные машины полетят с новыми двигателями «Сатурна». «Я не вижу сегодня, при консолидации всех активов ОДК на разработку, создание и производство двигателей для ПАК ФА, вообще никаких проблем», — сказал он в интервью Би-би-си.

Однако двигатель и радар — это всего лишь два компонента истребителя пятого поколения, которые пока находятся на различных стадиях разработки. Еще есть авионика, вооружение, другие сложнейшие системы.

Дешево, но сердито

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко говорит, что впереди еще слишком много работы, чтобы делать какие-либо выводы о перспективах самолета — проект еще далеко не доведен до конца.

«Полет первого прототипа — это даже не середина, это начало программы, и поэтому преждевременно говорить о ее успехе», — считает эксперт.

По словам Макиенко, в любом случае этот самолет будет гораздо менее технологичным, чем уже созданный американский F-22: «Конечно, на таком уровне технологического совершенства, на котором выполнен F-22, Россия вряд ли сможет построить боевой авиационный комплекс. Чудес не бывает, страна имеет десять процентов ВВП от американского и не может создавать столь же технологически совершенные вещи».

Однако основные показатели — скорость, малозаметность, маневренность и т.д., скорее всего будут достигнуты, считает эксперт. Правда, в целом отставание от американского аналога при этом будет составлять примерно 12-13 лет.