Россия и Беларусь: насколько крепки объятия

В первые шесть месяцев нынешнего года Беларусь предприняла попытки уменьшить свою зависимость от России. В январе печатные издания пестрели сообщениями об экономических разногласиях двух стран, переплетающихся и с политическими претензиями. Некоторые вопросы (цена на российский газ, развитие общей системы ПВО и др.) на время удалось урегулировать. Однако поскольку А. Лукашенко тянул с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, отношения оставались довольно напряженными.

10 февраля в нарушение обязательств по созданию Коллективных сил оперативного реагирования Минск заявил, что не будет посылать военные силы в зоны конфликтов за пределами Беларуси. В конце марта белорусское парламентское руководство сообщило, что не намерено в ближайшее время обсуждать вопрос признания Южной Осетии и Абхазии.

Москву явно раздражает намерение Беларуси включиться в программу ЕС ‘Восточное партнерство’. А 29 мая белорусский президент демонстративно потребовал от правительства не кланяться перед Россией, а идти искать счастья в другом месте, ‘где нас не знают, где нас ждут’.

Вызывающим политическим шагом стало отсутствие А. Лукашенко на июльском саммите ОДКБ в Москве. Это была реакция на начало Россией ‘молочной войны’ и экономического давления на Беларусь. Впоследствии, комментируя принятое на саммите решение о силах оперативного реагирования, руководитель Беларуси назвал его незаконным — как принятое ‘не всеми членами ОДКБ’.

Почему в последнее время Минск стал таким ершистым?

Причин тому несколько. Президент Д.Медведев оказывает прагматичное давление на Беларусь: дескать, вы можете рассчитывать и на экономическую помощь, и на политическую поддержку, но только в обмен на лояльность в отношении России. А Минск в ответ начинает подыскивать новых союзников.

Позиция Запада в отношении режима А. Лукашенко уже значительно смягчилась. Так, МВФ в конце 2008 года предоставил Беларуси кредит в размере 2,5 млрд. долларов США, ЕС в мае предложил участвовать в программе ‘Восточное партнерство’, Еврокомиссия обсуждает возможность пересмотреть ограничения визового режима.

Чтобы заручиться благосклонностью Запада, Лукашенко порой вынужден принимать решения, идущие вразрез с интересами России (например, пролонгировать признание Южной Осетии и Абхазии). Так что ‘шипение’ на Россию — это своего рода дрейф Беларуси на Запад, продуманный экономически и политически. Осознавая для себя военно-политическое значение России, Минск, видимо, все же хочет заставить задуматься ‘большого соседа’ о возможных последствиях ориентации Беларуси на Запад.

Лукашенко стремится сократить влияние России на внутренние процессы, происходящие в Беларуси. Один из примеров — начавшееся сотрудничество с МВФ. Жесткость финансово-экономических требований Фонда ограничивает возможности России контролировать фискально-денежную политику Беларуси.

И, наконец: началось потепление в российско-американских отношениях, оживляется диалог России с НАТО, укрепляется консолидация России и Запада в области борьбы с терроризмом и по другим вопросам. В этом контексте намерения Лукашенко совместить российскую ориентацию с элементами ориентации прозападной связаны с нежеланием оставаться в числе тех, кто зависит только от милости соседа.

Каковы перспективы отношений Беларуси и России?

Глава белорусского МИДа С.Мартынов в февральском интервью литовскому агентству новостей ЭЛЬТА заявил: ‘Принципиально важно и то, что улучшение отношений с Европой не должно и не может происходить за счет ущерба нашим отношениям с Россией или за счет ущерба отношениям Евросоюза с Россией’. То есть можно сделать вывод, что Беларусь нацелена на стратегически выгодное для себя равновесие между Россией и Западом.

Запад позитивно воспринимает намерение Минска вести диалог (несмотря на реверансы в сторону России). Литовский премьер А.Кубилюс во время июньской встречи с белорусским коллегой С.Сидорским заявил, что ‘программа «Восточного партнерства» ЕС открывает хорошие возможности для более тесного сотрудничества ЕС и Минска’, отметив при этом, что реализация такой возможности будет зависеть от обеих сторон.

Россия не намерена упускать из поля зрения Беларусь. Как подчеркнул президент Медведев в своем послании, 1 июля распространенном пресс-службой Кремля, Россия ‘твердо настроена на дальнейшее упрочение экономической базы российско-белорусских отношений, наращивание взаимодействия в социальной и гуманитарной сферах, в области обороны и безопасности, в международных делах’.

Интенсивность и успешное развитие белорусско-российских отношений, надо полагать, будет зависеть от стратегических планов и политической воли обоих государств, от их готовности к переговорам и уступкам. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что решение актуальных для Беларуси и/или России вопросов будет во многом зависеть от стран западного блока, и тут со стороны Лукашенко не исключены новые политические сюрпризы.