РФ-Беларусь. 10 лет вместе: тернистый путь интеграции

8 декабря исполняется 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Начало интеграции двух независимых государств было положено 2 апреля 1996 года, когда их президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России. Ровно через год, 2 апреля 1997 года, РБ и РФ подписали Договор о Союзе Беларуси и России.

Важной вехой на пути становления и развития союзных отношений стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.

8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации положений договора. Эти документы определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства, которое должно послужить социально-экономическому прогрессу двух стран, а также привлечь в перспективе другие республики СНГ.

Являясь наследниками Советского Союза, оба молодых государства нуждаются в тесном экономическом сотрудничестве, налаживании распавшихся связей между различными отраслями промышленности. Единению способствовала общность исторических судеб, культурных и национальных ценностей народов двух стран.

За прошедшие 10 лет достигнуты определенные результаты в интеграции. Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Телерадиовещательная организация, действуют объединенные или совместные коллегии министерств и других республиканских органов государственного управления. Принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, который должен начать функционировать уже в 2010 году.

К числу совместных достижений следует отнести работу в сфере обороны и обеспечения безопасности, в которой реализуются четыре основные концепции: оборонной политики, сотрудничества в сфере охраны границы, военно-технического сотрудничества, безопасности, а также свыше 20 специальных программ и мероприятий. В декабре 1997 года на заседании руководящего состава военных ведомств в Минске принято решение о создании совместной коллегии министерств обороны. В 2000 году создана Объединённая региональная группировка войск двух стран. 3 февраля 2009 года Высший Госсовет Союзного государства принял решение об объединении систем ПВО России и Беларуси. В рамках военного сотрудничества 180 оборонных предприятий России сотрудничают со 120 заводами белорусского военно-промышленного комплекса. Важнейшей составляющей в военной сфере является совместное учение «Запад-2009», в котором участвовало около 12 тысяч военнослужащих.

Подписанный в 2008 году Договор о равных правах и возможностях дает гражданам Союзного государства равные права на образование, социальную и медицинскую помощь, что имеет немаловажное социальное значение. Одним из важнейших направлений проведения согласованной социальной политики является формирование общего рынка труда. Основные направления разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка труда, одобренные решением Совета Министров Союзного государства, предусматривают осуществление согласованных мер по формированию и развитию общего рынка труда в целях повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадрового обеспечения роста экономики, повышения благосостояния и обеспечения равенства прав граждан двух стран.

Позитивные моменты в различных сферах строительства Союзного государства можно перечислять и дальше. И в то же время нельзя обойти молчанием сложности и проблемы, которые возникали между двумя государствами. Интеграционный процесс, по оценкам экспертов и политиков, идет очень медленно. Дмитрий Медведев на пресс-конференции для белорусских журналистов отметил: «Да, союзное строительство идет не такими темпами, как, наверное, может быть, мы рассчитывали».

Эти темпы то ускорялись, то замедлялись в зависимости от того, как руководителям Беларуси и России удавалось разрешать возникшие противоречия. Бывали ситуации, когда на страницах СМИ муссировался вопрос даже о целесообразности дальнейшего строительства Союзного государства. Неспроста же белорусские журналисты спросили российского президента: не пора ли отказаться от голой декларации и перейти на обычные партнерские отношения стран-соседей? В своем ответе Дмитрий Медведев подчеркнул, что «набор правил, степень интегрированности наших экономик, степень согласованности наших политических действий в этом документе гораздо лучше, чем при наличии просто партнерских отношений. Зачем же нам разбегаться в разные стороны? Лучше наполнять этот документ (Договор о создании Союзного государства. – Н.К.) реальным содержанием или что-то корректировать в нем, если мы посчитаем, что какие-то институты нам не нужны. Ну, уж точно не нужно понижать степень интеграции».

Премьер-министр РФ в телевизионной передаче «Разговор с Владимиром Путиным» на телеканале «Россия» отметил: «Чем глубже эта интеграция, тем больше возможностей переходить на внутрироссийские цены и стандарты и по энергоносителям».

3 декабря А. Лукашенко заявил, что в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства, которое пройдёт в Москве 10 декабря, могут быть приняты очень важные решения в рамках союзного строительства.

Так считают политики. А что думают народы Беларуси и России, нужна ли им интеграция? Как показывают результаты исследования, проведенного в 2009 году в двух странах по единым методикам центром Белорусского госуниверситета и социологической службой «Левада-центр», за сближение Беларуси и России в обеих странах выступает примерно 80% населения. Мнения россиян и белорусов совпадают по вопросу о том, за счёт чего надо выполнять интеграционные планы. На первое место они выносят единое экономическое пространство. Затем следуют развитие торговых связей, сотрудничество в области внешней политики, единое правовое пространство. Приблизительно 2/3 опрошенных россиян и белорусов отнеслись «положительно» или «скорее положительно» к провозглашённому 10 лет назад созданию Союзного государства.

Как видим, в данном вопросе интересы лидеров государств и народов совпадают, что подтверждает правильность выбранного 10 лет назад пути. Однако данную точку зрения разделяют не везде, особенно на Западе. Сама по себе интеграция Беларуси и России не представляет для Евросоюза никакой угрозы. Но что если «дурной пример» («дурной» — по меркам Запада, приветствовавшего развал СССР) станет заразительным для других стран СНГ? Восстановление единого экономического комплекса на постсоветском пространстве, надо полагать, затронет экономические интересы европейских стран, у которых сейчас большая проблема со сбытом своих товаров. Даже потенциальные конкуренты вызывают в Брюсселе опасения.

Объединённая Европа желает развивать отношения с Россией и с другими государствами СНГ, но на основе своих правил игры, которые не всегда отвечают национальным интересам стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Укоренившееся веками недоверие Европы к Российской империи, а затем и СССР продолжает доминировать в её политике по отношению к Российской Федерации и другим бывшим советским республикам.

Александр Лукашенко 3 декабря заявил: «Все опасаются, что мы покажем пример в единении на постсоветском пространстве», и при этом сказал об оказанном на руководство Беларуси и на него лично сильном давлении. Правда, кто конкретно на него «давит», белорусский лидер так и не уточнил. Но и так понятно кто – противники интеграции, которые могут находиться где угодно: и в США, и в самой Беларуси, да и в России. И «давили», видимо сильно, раз Александр Григорьевич сам заявил, что отказ от сближения с Россией станет «политической смертью Лукашенко». «Мы хотели бы, чтобы наш старший брат, россиянин, к нам относился как к младшему брату. Мы готовы в копилку наших отношений положить столько, чтобы, прежде всего, было выгодно русскому человеку, а нам это будет выгодно тем более». По всей видимости, на Западе переусердствовали в давлении на белорусского президента, раз экономическое сотрудничество с Россией он предпочёл обещаниям в рамках «Восточного партнёрства».

Здесь бы не переусердствовать и России, за которой А.Лукашенко справедливо признал роль локомотива Союзного государства. Его дальнейшее развитие будет зависеть в первую очередь от уважительного отношения к государственному суверенитету обеих стран. Давление любого рода создаст лишь очередные проблемы в двусторонних отношениях. Россиянин, как старший брат белоруса, должен перестать действовать в межгосударственных отношениях с позиции руководителя коммерческой фирмы и вместо этого заняться разработкой и реализацией перспективных стратегических задач, направленных на защиту национальных интересов обеих стран.

Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на определённое непонимание и искусно провоцируемые разногласия, за прошедшее десятилетие Союзному государству удалось сохранить дружеские отношения двух братских народов, создать платформу развития экономики Беларуси и России. А дальнейшее — как сказал Дмитрий Медведев: «Нам нужно Союзное государство насыщать реальными полномочиями или модифицировать его как-то сообразно интересам дня. Когда одни партнерские связи разрываются, а другие не создаются, между странами возникают проблемы, между экономиками возникают проблемы, и люди от этого страдают. Это самое неприятное».