Реклама в русском духе

Как завлекали покупателей в начале XX века? В Мраморном дворце в Санкт-Петербурге открылась выставка рекламного плаката. Хотя у него западные корни, но Россия привнесла в это искусство свою эстетику.

Российская реклама в начале XX века — это капитализм в кокошнике. Западные приемы продвижения товаров и услуг, но в русском духе. Для знати — это образы в дорогих национальных нарядах в стиле модерн. Для пролетариата — попроще: герои народных сказок в лубочном стиле или персонажи с известных картин, но так, чтобы ближе к народу. Авторские права на тот момент никого не волновали. Охотники на привале закурили папиросы, жар-птица пошла в рекламный оборот также за понюшку табака. К традиционному набору — что выпить и чем закусить — промышленный век добавил технические новинки. Но по тому же сказочному принципу: купи и будет тебе счастье.

«Счастливый селянин и селянка отдыхают, а сзади орудия труда. То есть поработал, использовал чудо техники, хватает время на отдых, на любовь. Счастливая жизнь была у тех, кто приобретет молотилку или комбайн», — поясняет Ирина Золотинкина, старший научный сотрудник отдела гравюры
Государственного Русского музея.

Классовый подход в рекламе дожил до самой революции и по сути стал основой для главного рекламного принципа — целевой аудитории. До конца Гражданской войны реклама, понятное дело, покинула улицы. А когда вернулась, сказку заменили былью. На плакатах замелькали девушки в красных косынках.

«В это время появляются социальные четкие признаки у персонажей, которые рекламируют те или иные товары. В отличие от дореволюционной эпохи, когда очень активно использовался образ абстрактной красавицы, которая сама по себе привлекает внимание, независимо от того, связана она хоть как-то с предметом рекламы», — рассказывает Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры Государственного Русского музея.

В годы НЭПа рекламный плакат стал своего рода опытной площадкой для авангардных художников. Это время конструктивизма. И здесь законодателями стиля стали Александр Родченко в тандеме с Владимиром Маяковским. Рекламировали все — от галош до магазинов. Но у Русского музея, очевидно, уже после борьбы с авангардом, остались два плаката — с пролетарским напитком. Родченко-Маяковский стали эталоном. Краткость слогана, минимум красок — их копируют до сих пор.

Интересно не только как, но и что рекламировали век назад. Потребительский спрос изменился, в некоторых случаях с точностью до наоборот. К примеру, популярное в 20-е годы средство для белизны кожи современных девушек отпугнуло бы, ведь в моде загар. Или в рекламе курорта среди стандартных условий размещения, вроде количества номеров в гостинице и ресторана, на первом месте особый пункт — образцовая канализация. Вот какой фактор был главным при выборе путевки в 1904 году.

Но, в целом, законы не изменились. Даже реклама на трамваях и других видах транспорта — идея столетней свежести. И первые провокации… Только в начале XX века покупателей шокировали элегантно. Вроде использования главного образа модерна — совы, символа мудрости и респектабельности — в рекламе эфирного масла. Но это было пределом хулиганства. Может, поэтому в Русском музее решили не выставлять образцы современных плакатов в одном ряду с предшественниками.