Реформу МВД запутали, не успев начать

Запущенная незадолго до Нового года реформа МВД началась традиционным для России способом — через узкие места, сквозь которые не могут одновременно протиснуться интересы общества и силовиков, а также силовиков из различных ведомств. Цель, обозначенная президентом, вроде бы понятна — превратить милицию из пожирающего деньги и нервы граждан монстра в нормально работающую структуру. Однако то, как руководство МВД идет к этой цели, заставляет простого человека вздрогнуть и подумать: лучше бы и не начинали.

Палка о двух концах

Главное, чего требовали от МВД уже несколько лет — это отменить «палочную систему» учета раскрытия преступлений, когда показатели милиционеров за каждый отчетный период должны расти. Подписанный в 2005 году «палочный» приказ номер 650 предполагал, что милиции станет сложнее укрывать преступления, однако на практике все вышло иначе. В погоне за статистикой, к которой милиционеров принудило собственное руководство, сотрудники органов внутренних дел все больше дичали, стремясь достичь желаемых цифр за счет, мягко говоря, ущемления прав граждан.

В конце 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев неоднократно заявлял, что с «палками» давно покончено, а то, что ими еще руководствуются отдельные региональные органы внутренних дел — это не более чем рудимент, который в скором времени будет окончательно истреблен. На деле же «палочная система» как работала, так и продолжает работать, о чем сами милиционеры также неоднократно заявляли.

Предполагалось, что конец спорам о показателях должна положить реформа МВД, которую с нетерпением ждали абсолютно все россияне, включая детей младшего дошкольного возраста. И вот, наконец, 21 января Нургалиев разрешил это правовое безумие, заявив, что МВД подготовило приказ номер 25, который отменяет старую систему оценки работы милиционеров.

«Мы продумали, чтобы работала административная практика: не количество протоколов, а решения по ним, которые принимаются судьями или органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях», — заявил Нургалиев, которого цитирует «Интерфакс».

По словам министра, в систему оценки также будут введены показатели, характеризующие общественное мнение, а также учитывающие степень резонансности того или иного преступления. Последние два заявления Нургалиева были явным убаюкивающим пассом в сторону правозащитников, которые уже давно хотят, чтобы их мнение по таким вопросам хотя бы выслушивали. А поскольку широкая публика приказа, о котором говорил глава МВД, в глаза не видела, Нургалиеву поверили. Позже выяснилось, что зря.

22 января журналисты «Коммерсанта» написали, что им удалось получить проект приказа номер 25. Проект — это, конечно же, еще не сам приказ, но, по утверждению издания, от подписанного документа он практически не отличается. После сравнения этого приказа с приказом номер 650 выяснилось удивительное — они почти идентичны. Ни о какой отмене «палочной системы» речи не идет — показатели и индикаторы работы милиционеров сохранены, и определяются они так же, как и раньше.

Что интересно, учет общественного мнения при оценке деятельности милиционеров, о котором Нургалиев говорил как о великом свершении, предусматривался и в старом приказе. О том, как это работало, известно — никак.

Одной из немногих новинок, которые появятся после опубликования приказа номер 25, станет оценка работы милиционеров по решениям судов или органов прокуратуры. Иными словами, неважно сколько протоколов составит и направит в суды милиционер — учитываться будут только те, которые не «завернут» и по которым будут приняты какие-либо решения.

Гвардейцы Нургалиева Степашина

Отмена «палочной системы» стала не единственной темой, будоражившей на минувшей неделе умы граждан и чиновников. Так, идея создания в России федеральной полиции, брошенная спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, вызвала ожесточенные споры и диаметрально противоположную реакцию у действующего и бывшего руководства МВД.

Миронов предложил лишить милицию необходимости бороться с криминалом и раскрывать преступления (по его мнению, это нужно отдать полиции) и оставить ей лишь охрану правопорядка. По мнению спикера, ребрендинг милиции, среди прочего, должен помочь сотрудникам органов вернуть утраченное ими понятие чести.

В МВД это предложение восприняли крайне негативно. «Децентрализация с нашей точки зрения не допустима», — отрезал заместитель Нургалиева Александр Смирный на заседании комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов. На этом было все обсуждение и закончилось, однако вскоре на сцене неожиданно появился бывший министр внутренних дел, ныне глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

На заседании президиума Ассоциации юристов России (сопредседателем которой он является) Степашин не преминул высказать свое мнение по поводу появления в России нового правоохранительного органа. «Создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное», — сказал бывший глава МВД, добавив, что, насколько ему известно, милиции общественной безопасности (МОБ) больше не будет.

Предполагается, что полиция, выделенная из МВД, будет заниматься наиболее опасными преступлениями — бандитизмом, коррупцией, терроризмом и экстремизмом. Милиции при этом оставляют лишь охрану общественного порядка и профилактику преступлений. По сути, речь идет о выделении криминальной милиции в отдельное полицейское ведомство и переименовании МОБ в собственно милицию.

Осведомленность Степашина, который сейчас является главой ведомства, мягко говоря, не силового, удивила многих. Как удалось узнать «Ведомостям» от близкого к администрации президента источника, это связано с тем, что Нургалиев и Степашин в скором времени поменяются местами — один уйдет руководить Счетной палатой, а другой МВД.

На фоне этого слуха идея создать в России национальную гвардию уже не кажется такой необычной. По данным «Ведомостей», в случае принятия обсуждаемого «в верхах» приказа, гвардейцами должны стать ОМОНовцы и бойцы внутренних войск.

Вас тут не стояло

В рамках реформы МВД только ленивый еще не посягнул на целостность этого ведомства — предложения о лишении МВД некоторых функций и выделении кусков министерства в отдельные структуры звучат со всех сторон.

Частично руководство МВД на предлагаемые изменения согласно — недаром президент Дмитрий Медведев, подписывая указ о реформе, заявлял о необходимости избавления министерства от несвойственных ему функций. МВД, например, давно пытается отдать Федеральной службе судебных приставов (ФССП) функции по защите свидетелей. Теперь же ФССП хочет забрать у министерства еще и полномочия по принудительному приводу людей в судебные учреждения — то, чем сейчас занимаются и приставы, и милиционеры.

Кроме того, МВД надеется избавиться от медицинских вытрезвителей и всучить их наконец Минздравсоцразвития, против чего, вроде бы, выступает подконтрольное Татьяне Голиковой ведомство.

А вот к идее создания в России единственного следственного органа (что-нибудь вроде «Федерального следственного комитета») руководство МВД относится категорически отрицательно. За объединение следственных полномочий в одних руках активно выступает Генпрокуратура РФ: как заявил на заседании Ассоциации юристов России замгенпрокурора Александр Буксман, почти половина совершаемых в России преступлений — это нетяжкие преступления, которые могут расследоваться путем милицейского дознания. При этом функции собственно следствия, по его словам, логично было бы передать в единый следственный комитет.

Как пишет «Коммерсант», слово «единый» в этом случае подразумевает объединение следственных функций и МВД, и СКП, и даже ФСКН с ФСБ. Однако в этом случае можно натолкнуться на полное непонимание не только со стороны МВД, но и других «объединяемых» ведомств. В качестве одного из аргументов против приводится то, что управлять махиной из 120 тысяч следователей эффективно не сможет никто.

Впрочем, о том, что к Следственному комитету при МВД присматриваются в Кремле, свидетельствует подписанный недавно Медведевым указ о передаче полномочий выбора главы СК МВД от министра внутренних дел к премьер-министру. То есть, от Нургалиева к Владимиру Путину.

В связи с этим становится все очевиднее, что к «ручному управлению» реформой МВД президенту и премьеру придется прибегнуть не один раз. Им (в первую очередь, Медведеву) придется каким-то образом направлять мысли руководства МВД и связанных с ним ведомств, дабы не пугать простых милиционеров и россиян странными маневрами государственной важности. Так или иначе, каких-либо кардинальных подвижек в «модернизации» министерства стоит ждать ближе к середине февраля, когда состоится ежегодная коллегия МВД. На нее, как предполагается, съедутся все действующие лица, включая Дмитрия Медведева.