Развитие — это переход на новый уровень желаний

Когда мы говорим о развитии человека, то подразумеваем качественныe изменения накопленных им знаний, способностей и навыков. Процесс развития хорошо виден на примере детей, которые на наших глазах начинают ходить, говорить, пользоваться вещами, то есть приобретают знания и учатся жить в окружающем их мире. За счёт чего в детях происходят такие кардинальные качественные изменения? Ребёнку от природы дано желание расти, во всём быть похожим на взрослых. И он неосознанно реализует это желание, как правило, вначале в виде игры. Играя, дети не просто получают удовольствие, но и познают мир, его законы и явления. Что интересно, ребёнок не ставит перед собой осознанную цель чем-то овладеть или подняться на какой-то новый уровень. Его движущей силой является желание. Он просто хочет стать большим и всё делать как взрослые. Подражая взрослым, ребёнок развивается.

Но вот человек достигает определённого возраста, овладевает некоторыми знаниями и умениями. A дальше? В чём дальнейший качественный рост? При сравнении уровня развития среднего человека в 5 и в 30 лет, мы видим колоссальные отличия в желаниях и в ценностях, совершенно разный уровень запросов. А вот между желаниями человека в 30 и в 50 лет разница весьма несущественная, уровни запросов сопоставимы. Это говорит о том, что зрелый человек продолжает активно развиваться только в случае, если, как и раньше, переходит на новый уровень желаний.

Но самостоятельно перейти на такой уровень человек не может. Новые желания можно получить лишь под влиянием окружающих его людей или обстоятельств жизни. Вот, скажем, соседу зарплату повысили и уже моя зарплата кажется мне маленькой, хотя вчера я так не думал. Kоллега по работе пошёл на повышение — внутри меня всё переворачивается, тоже хочется новую должность, хотя раньше мне это и в голову не приходило. Таких примеров бесконечное множество. Только сравнивая себя с другими, человек постоянно заряжается новыми желаниями. A дальше всё реализуется по уже известной схеме: желания порождают действия, в результате которых происходит развитие.

Вывод из вышесказанного таков: развитие происходит за счёт постоянного перехода на более высокий уровень желаний. Чтобы совершить этот переход, нужно искать соответствующее окружение и впитывать его желания и интересы. Желая стать таким, как люди более высокого уровня развития, человек, даже не понимая точно, куда он стремится, должен «играть», подобно ребёнку. Другими словами, от него требуется постоянно прикладывать усилия для реализации полученных желаний. Только набрав критическую массу таких усилий, человек переходит нa новую, более качественную ступень развития, познания, существования.