Разведсообщество США (справка)

Независимые спецслужбы США и кратко об их деятельности

Независимые агентства
• Центральное разведывательное управление (ЦРУ)

Министерство обороны
• Агентство ВВС разведки, наблюдения и рекогносцировки
• Военная разведка армии
• Разведывательное управление министерства обороны
• Разведывательное управление морской пехоты
• Национальное агентство геопространственной разведки
• Национальное управление военно-космической разведки
• Агентство национальной безопасности
• Управление военно-морской разведки

Министерство энергетики
• Управление разведки и контрразведки

Министерство национальной безопасности
• Управление разведки и анализа
• Разведка береговой охраны

Министерство юстиции
• Федеральное бюро расследований
• Администрация по борьбе с наркотиками

Государственный департамент
• Бюро разведки и исследований государственного департамента

Министерство финансов
• Управление по борьбе с терроризмом и финансовая разведка

«Как известно, одним из ключевых элементов пресловутого «американского образа жизни» является культ индивидуализма и независимости. Иногда он доходит почти до абсурда. В самом деле, можно ли себе представить великую державу, не имеющую централизованной полиции? А между тем, в первые сто с лишним лет существования США дело обстояло именно так. Постепенно взявшее на себя эту роль Бюро расследований (предшественник нынешнего ФБР) было создано лишь в 1908 году. И то многие тогдашние конгрессмены расценили эту робкую попытку централизации как покушение на основы американской демократии!

То же самое и с разведывательной деятельностью. Кто только в США 20-го века не занимался разведкой — начиная от командующих родами войск и кончая министерством финансов! И при этом каждый владелец собственной разведслужбы ревниво оберегал свое детище от всяких посягательств на его независимость. Достаточно было в конце 2-й мировой войны генералу Уильяму Доновану выступить с вполне разумной идеей создания общенациональной разведывательной организации, как американские газеты тут же разразились серией инспирированных публикаций, изображавших эту инициативу как некий зловещий заговор с целью ни более, ни менее, как создания некоего «американского гестапо».

Таким образом, история американских спецслужб — это история постоянного поиска компромиссов между практической целесообразностью, требующей их централизации, и исконной американской тягой к независимости. Так, с одной стороны, созданное в 1947 году ЦРУ является той самой общенациональной разведкой, о которой мечтал Донован. Но с другой стороны, оно было образовано не путем слияния имевшихся на тот момент мелких разведслужб, а создано параллельно с ними.

Аналогичная история произошла и при создании в 1961 году Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО). Оно тоже первоначально планировалось как организация, призванная заменить собой разведки родов войск, отсутствие тесного взаимодействия между которыми стало к тому времени «головной болью» американского командования. И что же вышло на деле? РУМО было создано, но и разведки родов войск тоже сохранились.

Точно так же и УВБ [Управление внутренней безопасности] не заменит собой разношерстный набор из 40 с лишним ведомств, занимающихся вопросами внутренней безопасности, и даже не подчинит их в жесткой иерархической системе, а всего лишь будет координировать их деятельность в этой области. Подобно тому, как ЦРУ координирует деятельность всех американских ведомств, занимающихся разведкой, а ФБР — контрразведкой. Таким образом, можно сказать, что по своему положению новая структура займет примерно тот же уровень, что и ЦРУ с ФБР, хотя формально статус главы УВБ более высок, чем у руководителей последних (директор ЦРУ тоже подчинен президенту напрямую, но не имеет статуса министра, а директор ФБР подчиняется генеральному прокурору). И вопрос о том, кто из американских спецслужб «главнее», будет в основном определяться личными качествами их лидеров. Так было и раньше — попробовал бы, к примеру, кто-нибудь из директоров ЦРУ покомандовать всесильным шефом ФБР Эдгаром Гувером.

Наконец, необходимо пояснить еще один момент. Дело в том, что начальники директоратов или управлений по своему статусу одновременно являются заместителями или помощниками директоров соответствующих американских разведывательных ведомств. Так например, официальным названием должности начальника Разведывательного директората ЦРУ является «заместитель директора ЦРУ по разведке». А поскольку у руководителей столь крупных подразделений, в свою очередь, тоже имеются заместители и помощники, то в результате для обозначения должностей последних приходится использовать не слишком удачно звучащие словесные конструкции, такие, как «помощник заместителя директора» или «заместитель помощника директора». Это не издевательство, а всего лишь точный перевод терминов.

В результате, к сегодняшнему дню американское Разведывательное сообщество обладает довольно своеобразной структурой, при взгляде на которую поневоле напрашивается аналогия с некой средневековой феодальной монархией, имеющей запутанные горизонтальные и вертикальные связи между вассалами и сеньорами.

Тем не менее, следует признать, что «система работает». На протяжении второй половины 20-го века Разведывательное сообщество так или иначе, но со своими обязанностями справлялось. Более того, оно сумело обеспечить США победу в «холодной войне».

Однако, с другой стороны, если сравнить полученные спецслужбами США результаты с затраченными на их финансирование средствами, а затем сопоставить их с достижениями спецслужб менее богатых государств, например СССР, то поневоле приходится признать — КПД американской разведки весьма и весьма низок, и успехов своих она добивалась и добивается, перефразируя известную поговорку, не умением, а числом (сотрудников, денег, оборудования и т.п.).Наконец, говоря о Разведывательном сообществе, хочется еще раз вспомнить старую русскую пословицу: «У семи нянек дитя без глаза!». История американских спецслужб и раньше не раз доказывала ее справедливость, но особенно наглядно это проявилось 11 сентября 2001 года.»