Путь контрабандиста

Сенатор от контрабандистов

Летом 2005 года с Эрнестом Бахшецяном встречается сенатор от Приморского края Игорь Иванов. Инициатором этой беседы выступает бывший первый заместитель федеральной таможенной службы Шамахов. Разговор идет о создании нового чистого канала провоза товаров из Китая в Россию.

Эрнест Бахшецян подтверждает факт этой встречи: «Да, сенатор Иванов действительно приходил ко мне летом 2005 года. Он до занятия должности сенатора был вице-губернатором Приморского края. Курировал внешнеэкономическую деятельность. Соответственно, он был совершенно в теме. Более того, он и не скрывал, что является лоббистом той группы лиц, которые обеспечивают логистику поставок порядка 80 процентов товаров народного потребления».

Сенатор Иванов, предваряя суть своей просьбы, пояснил, что те люди, которых он представляет, не могут больше нести такие потери от этого жесткого административного прессинга. И сказал, что они решили согласиться с требованиями, которые предъявляет ДВТУ и начать «высветлять» потоки. Высветлять потоки контрабандисты решили с помощью трех фирм: «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау». Все три компании были с чистой историей – «Фрибур» специализируется на товарах народного потребления, «Сэнкант» – на строительных материалах, «Аргау» – на товарах хозяйственной группы. Объемы запланированных грузоперевозок были впечатляющими.

Но для начальника ДВТУ главным было не это, а таможенные платежи, которые обязаны платить эти фирмы. «Иванов предоставил мне расчет платежей, исходя из той номенклатуры товаров, который заявлялся, 18 тысяч долларов. Я проверил и согласился, что уровень налогообложения исчерпывающий. – продолжает Бахшецян. – Иванов попросил одного: конвертировать достоверность декларирования с их стороны на скорость таможенного оформления с моей стороны. Это одна из прямых задач таможенной службы, конечно, я согласился».

Работать эти три фирмы начали с октября 2005 года. Ежемесячно через границу они ввозили около 330 контейнеров. При этом «Фрибур», возивший китайский ширпотреб, платил в бюджет официально установленную таможенную ставку в 18 тысяч долларов за контейнер, «Сэнкант» за строительные материалы – 8 тысяч долларов, «Аргау» за хозяйственные товары – 6 тысяч.

Важная деталь: примерно из 330 вагонов около 200 приходилось на китайский ширпотреб, а значит, и таможенные платежи в первый месяц работы этого официального канала были самыми большими. Но дальше начинает происходить что-то странное. Олег Елисеев, отслеживая ситуацию в своем аналитическом отделе, одним из первых замечает, что уже в ноябре количество контейнеров двух основных фирм, «Сэнкант» и «Фрибур», сначала уравнялось. А в декабре ситуация меняется наоборот.

«У «Сэнканта» контейнеров стало больше, значительно больше, и соответственно за них были по 8 тысяч платежи, а у «Фрибура» количество контейнеров резко сократилось, – говорит Елисеев. – И здесь надо отдать должное Бахшецяну. Он остановил 42 контейнера, следующих в адрес вот этого «Сэнканта», видимо, логически понимая, что там никакие не строительные материалы, не товары хозяйственных групп, а там другие товары. И эти 42 контейнера остановил, во всех контейнерах – товары народного потребления».

Когда первый заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев по указанию Эрнеста Бахшецяна арестовал контейнеры с ширпотребом, за которыми стоял сенатор Иванов, контрабандистам стало окончательно ясно – проблему нужно решать жестко.

Начальник службы собственной безопасности ДВТУ Игорь Литвинов вспоминает об аналитическом докладе, подготовленным Олегом Елисеевым. В этом документе профессиональный аналитик Елисеев, опираясь исключительно на статистику, делает недвусмысленный вывод – несмотря на резкий рост таможенных платежей, контрабанда в Дальневосточном регионе продолжается, и деятельное участие в этом принимает ряд высокопоставленных руководителей таможенного управления.

О новом руководителе ДВТУ там не было сказано ни слова. «Я знаю, что Литвинов, получил результаты нашего анализа в декабре месяце и увидел, что действительно пошли платежи, но нами было установлено, что там платежи должны быть еще больше. Вот эту всю ситуацию он использовал, чтобы сделать крайним Бахшецяна, – убежден Олег Елисеев. – Он доложил об этом Завражнову, тогда еще начальнику службы собственной безопасности ФТС. И они вдвоем приняли решение, что эту ситуацию нужно использовать».

Удар в спину

Март 2006 года. Эрнест Бахшецян на коллегии Федеральной таможенной службы в Москве. За результативную работу и большой вклад в наполнение государственного бюджета премьер-министр Михаил Фрадков награждает его именными часами. Бахшецян еще не знает, что во Владивостоке начальник оперативной таможни Сергей Мурашко и руководитель службы собственной безопасности таможенного управления Литвинов уже написали рапорта в управление ФСБ по Приморскому краю. В них они обвиняют своего начальника в содействии контрабандистам.

«Ситуация закрутилась. Она легко была поддержана Юрием Алешиным, – говорит Олег Елисеев. Я знаю, что он лет десять возглавлял находкинское ФСБ. И ему все это не видеть, и его сотрудникам, что творится с нелегальным ввозом – это нереально. Конечно, он все видел».

Поражает скорость, с которой возбуждалось уголовное дело против Эрнеста Бахшецяна.

Expert.ru

Заявление, подписанное Игорем Литвиновым и Сергеем Мурашко, попадает на стол начальника УФСБ Юрия Алешина. Алешин уже за своей подписью отправляет документ в прокуратуру. Прокурор Приморского края Аникин ставит свою резолюцию и обращается в суд за согласием на арест генерала. На всех бумагах, по нашим данным, стоит одно и то же число.

Ровно день понадобился «борцам с контрабандистами и коррупционерами», чтобы подготовить материал, на который даже у самого опытного сыщика ушла бы, по меньшей мере, неделя. Но вот выдержка из стенограммы судебного заседания. Речь идет как раз о том, что начальник оперативной таможни Сергей Мурашко с самого начала обладал оперативной информацией о конт-рабандно деятельности трех фирм, подконтрольных сенатору Иванову. Знал, но четыре месяца ничего не предпринимал. Даже у судьи в какой-то момент не выдержали нервы.

Из показаний С.Н. Мурашко – начальника Дальневосточной оперативной таможни в ходе судебного заседания:

Вопрос задает судья: — Я правильно понял, что оперативная информация была, но пресекать – вы не пресекали?

Мурашко: — Да. Опять же оперативная информация поступила к нам в оперативную таможню в начале ноября.

Судья: — 4-5 месяцев у вас было. Вы же сами сказали

Мурашко: — Задержание произошло конце декабря. Считаем – декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь. Да. Я так и говорю.

Судья: — Почему не пресекалась деятельность, когда вы обладали информацией об этой деятельности?

На этот вопрос следует ответ, от которого у любого профессионального таможенника от Владивостока до Краснодара волосы встанут дыбом.

Мурашко: — Хочу пояснить, если это возможно, о том, что функциональной обязанностью оперативной таможни, правоохранительных подразделений – таможен является выявление, пресечение, предупреждение преступлений. Преступления, как мы все знаем, совершаются физическими лицами, поэтому задача правоохранительных подразделений не пресечь движение товара, не схватить этот товар, а привлечь к уголовной ответственности физических лиц.

По следам контрабандистов

После ареста генерала Бахшецяна последовали многочисленные кадровые изменения. Аналитический отдел Олега Елисеева был ликвидирован, как ставший абсолютно не нужным. Против Юрия Мельникова возбуждено уголовное дело о разглашении служебной информации. Оперативника заподозрили в широкой огласке незаконных методов работы сотрудников спецслужб и таможни. Бывший сотрудник службы собственной безопасности дальневосточной таможни Сергей Кадач умер буквально через два дня после интервью нашей программе. Не выдержало сердце. Дальневосточное таможенное управление пришлось покинуть еще нескольким десяткам сотрудников.

Вместе с тем, многие бывшие таможенники, уволенные Бахшецяном, по его словам, за коррупционную связь с контрабандистами, восстановлены в дальневосточных таможенных органах. Согласно отчету аналитического отдела службы собственной безопасности Дальневосточной таможни, контрабандные потоки в 2008 году выросли в несколько раз. «Есть информация, и она подтверждена, – рассказывает сотрудник спецслужб Александр, – о том, что после смены Бахшецяна – он был арестован в начале мая 2006 года, – уже в августе, сентябре того же года, когда исполнял обязанности начальника управления Голоскоков, близкий друг и соратник Мурашко, в месяц через находкинскую таможню проходило до десяти тысяч тонн контрабандного мяса».

P.S. На сегодняшний день громкое контрабандное дело внесло свои коррективы и в жизнь всех тех, кто имел к нему отношение. Руководитель УФСБ по Приморскому краю Юрий Алешин – получил очередное звание генерал-лейтенанта и переведен в Москву в центральный аппарат ФСБ. Начальник службы собственной безопасности ДВТУ Игорь Литвинов – стал генерал-майором и назначен руководителем Южного таможенного управления. Уволенный в апреле 2006 года по представлению Эрнеста Бахшецяна Сергей Мурашко – восстановлен в должности руководителя Дальневосточной оперативной таможни. Прокурор Приморского края Аникин, подписавший постановление на арест начальника ДВТУ, сегодня возглавляет управление по борьбе с коррупцией в Генеральной прокуратуре.

С Геннадия Лысака и Сергея Хе сняты все обвинения. А значит, точку в этой истории ставить пока еще рано.

Состоялся суд над честным таможенником Бахшецяном. Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Ветохин признал генерала-таможенника виновным в превышении должностных полномочий и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет. Надо отметить, что остальные участники так называемой преступной группы Бахшецяна, признанные виновными в контрабанде в особо крупных размерах и других преступлениях, получили значительно меньшие, условные сроки.

Kalius.ru

Как говорится, приморско-басманное правосудие показало себя в деле.

И несмотря на заявления премьера российского Правительства В.В. Путина о посадках контрабандистов, контрабандисты остались на свободе и продолжают ввозить в Россию китайский контрабандный товар, а продажные сотрудники силовых ведомств продолжают этих контрабандистов «крышевать».

Продолжение будет в статье «Путь контрабандиста-2. «Красная крыша», по материалам одноименного фильма, который недавно появился в продаже в Москве.