Проект «Электронное правительство» с треском проваливается

До 1 июня Минкомсвязи должно представить на суд экспертов третий вариант системного проекта инфраструктуры электронного правительства. Такой дед-лайн установил для разработчиков глава президентской администрации Сергей Нарышкин на заседании президиума Совета при президенте по развитию информационного общества, прошедшем 27 апреля. Совет постановил разобраться с должностными лицами, «ответственными за срыв сроков выполнения поручения».

Вторая попытка родить детальный план строительства главного веб-сервиса страны совместными усилиями Минкомсвязи, Ростелекома, Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства провалилась. Ребенок появился на свет почти с месячным опозданием и в очередной раз был единогласно признан неработоспособным. Совет признал, что уровень проработки нового документа очевидно недостаточен и не системен, прежде всего, в технологическом и информационном плане. Одним словом, «многа букафф», и никакой конкретики.

Глава президентской администрации немного подсластил пилюлю, указав на то, что в обновленном тексте «уже отсутствуют глупости», но на общую картину это не повлияло. «Двойка», конечно лучше, чем «кол», но «неуд» есть «неуд», об этом знает любой школьник. Члены президиума сошлись во мнении, что никакой основательной работы над ошибками проделано не было, подрядчики ограничились легкой лакировкой исходного документа. Все принципиальные недочеты, выплывшие на февральском заседании, без потерь перекочевали в нынешнюю версию. Как и прежде, результат вызывает как минимум удивление, а подчас и возмущение.

«То, что было представлено в президиум, мягко говоря, не соответствует названию. Ничего построить по этому «проекту» нельзя, поскольку он в принципе не имеет отношения к проектной работе. Это определенного рода рассуждения на тему электронного правительства, рассуждения довольно сильно устаревшие, так как мир ушел уже далеко вперед», — поделился с «Веком» впечатлениями член Комитета Госдумы по информационной политике Илья Пономарев.

«В документе предлагается так называемый лобовой механизм информатизации, когда приходят в каждое ведомство, смотрят, какие процессы там имеют место и переводят это в электронную форму. Во-первых, нельзя автоматизировать хаос. От этого получается только автоматизированный хаос, а не порядок. Кроме всего прочего, это порождает еще и сопротивление каждого ведомства, которое никого не хочет пускать в свою внутреннюю кухню. Например, в США или в Евросоюзе ничего лобовым способом внедрить не удалось. И они пошли другим путем: каждое ведомство занимается автоматизацией само по себе, но оно обязано представить по определенному протоколу доступ к своим данным, а дальше участники рынка – условно компании – на основе доступа к данным сами разрабатывают необходимые сервисы. Тогда электронное правительство будет работать», — объяснил Илья Пономарев.

Реакция Минкомсвязи оказалась вполне предсказуемой. Чиновники в который раз сослались на острейший цейтнот и посетовали на межведомственную волокиту. «Установленные сроки для разработки проекта действительно были крайне амбициозными. Для того, чтобы уложиться в них, необходимо было установить плотное интерактивное взаимодействие не только с ведомствами, но и с субъектами РФ. Однако со многими ведомствами так и не удалось установить такое взаимодействие в конце года», — приводит слова пресс-секретаря министерства Елены Лашкиной RBK-daily. «В данном случае это коллективная работа и, как следствие, коллективная ответственность», — отметила она.

По-человечески и чиновников из Минкомсвязи, и их критиков из президиума Совета можно понять и даже пожалеть. Никому из них не улыбается роль главного козла отпущения в большой политической игре под названием «e-government». И очередной перенос сроков есть ничто иное, как попытка надышаться перед смертью, оттянуть как можно дальше официальное признание уже очевидного для всех факта – системного проекта инфраструктуры электронного правительства как не было, так и нет. Такая постановка проблемы тянет за собой целый паровоз соответствующих оргвыводов и вопросов. Например, куда ушли 120 млн. рублей бюджетных средств, выделенных Минкомсвязи на «исследование» и «разработку»?.

Под занавес – немного статистики. В прошлом месяце Организация Мирового экономического форума совместно с INSEAD опубликовала свой очередной доклад по развитию информационного общества в мире за 2009-2010 гг. По индексу готовности РФ к информационному обществу (NRI – Network Readiness Index) Россия на постсоветском пространстве уступает не только странам Балтии, но и Азербайджану с Казахстаном. При этом за последний год Россия потеряла шесть пунктов, переместившись с 74-го на 80-е место в списке из 133 стран.