Пригородные перевозки перестанут быть убыточными

Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение, в соответствии с которым регионы будут получать компенсации из федерального бюджета на организацию пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

«Минфин и Минтранс обязаны предусмотреть при формировании федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов бюджетные ассигнования на предоставление компенсаций», – говорится в документе. Дотации будут распределяться между регионами, исходя из выпадающих доходов перевозчиков, определяемых как разница между доходами от продажи билетов пассажирам и реальной себестоимостью перевозки.

Федеральной службе по тарифам (ФСТ) поручено разработать и утвердить до 1 октября 2010 года методику расчёта экономически обоснованных затрат для формирования тарифов на перевозку пассажиров пригородными поездами в субъектах РФ. Кроме того, ФСТ должна установить до 1 ноября 2010 года тарифы на услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» для пригородных перевозчиков.

Также правительство сформировало специальную рабочую группу, которая будет заниматься мониторингом уровня цен на железнодорожные пригородные перевозки. В неё вошли представители Минтранса, Минрегиона, Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, ФСТ и ОАО «РЖД». Вице-премьеру РФ Александру Жукову поручено возглавить рабочую группу и определить её персональный состав.

– Пользу от этого распоряжения в первую очередь ощутят на себе пассажиры, – говорит заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Максим Артемов. – Надеюсь, теперь в регионах будет достаточно средств, чтобы заключать полноценные договоры на обслуживание населения железнодорожным транспортом. Более того, если в этих документах будет прописана взаимная экономическая ответственность за соблюдение договорных условий (со стороны железнодорожников – обеспечивать расписание поездов, которое приведено в приложении, со стороны администрации – оплачивать эти перевозки), то в этом случае пассажир будет гарантированно защищён от неожиданных отмен пригородных поездов, которые до сих пор случаются. Потому что перевозчик – пригородная компания, – получив штраф, затем предъявит его ОАО «РЖД», и, думаю, возмещать потери придётся службе, по вине которой был отменён поезд. Считаю, что такая организация работы существенно дисциплинирует обе стороны.

По мнению руководителя, если регионам будут выделяться деньги для субсидий, то они смогут ограничить темп роста тарифов. Для сравнения: за первое полугодие тарифы на перевозку пригородными поездами, устанавливаемые регионами, выросли на 22% (с целью минимизации бюджетных субсидий), а на других видах общественного транспорта, по данным Госкомстата, только 7,4%. Конечно, в таких условиях железнодорожный транспорт по цене начинает проигрывать в конкурентоспособности, не говоря уже о том, что подобная ситуация провоцирует безбилетный проезд. Теперь есть все возможности для того, чтобы рост тарифов был более обоснованным и не превышал параметры инфляции – поскольку выделяются бюджетные деньги, цены на проезд будут расти более сдержанно. Конечно, это будет положительно воспринято населением.

Тарифы на пригородные перевозки регионы обязаны регулировать в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года. Однако на практике сложилась ситуация, что на субъекты РФ возложили обязанность за транспортное обслуживание населения, а денег в полном объёме не дали. В итоге на сегодняшний момент из 73 регионов только 63 осуществляют регулирование тарифов. При этом 8 регионов, выполняющих постановление правительства, в первом полугодии 2010 года вообще не компенсировали выпадающие доходы перевозчикам, а в остальных уровень компенсаций – в среднем не более 12%.

Для ОАО «РЖД» распоряжение кардинальным образом меняет сам подход к организации пригородных перевозок. Перевозчик будет ставить в расписание ровно столько поездов, сколько оплатил заказчик в лице региона. Это означает, что наконец пригородные перевозки станут рентабельными. Напомним, что в соответствии с логикой структурной реформы железнодорожного транспорта в 2011 году полностью прекращается перекрёстное субсидирование убытков пассажирских перевозок за счёт грузовых.

Всё это вкупе даёт импульс развитию пригородных перевозок как бизнеса. Инвесторы получат реальную возможность окупать вложения, на этот рынок могут прийти новые игроки, в том числе и част­ные. Возникнет конкуренция, которая может быть даже внутри холдинга между различными пригородными компаниями.

Регионы тоже ощутят положительный эффект от подписанного распоряжения. Субъект получит деньги под свои полномочия и наконец сможет в полной мере удовлетворить запросы собственного населения – заключить договор и реально контролировать качество услуг и расписание. А значит, жители будут довольны и лояльны к своим избранникам.

Однако даже на этом позитивном фоне у ОАО «РЖД» есть некие опасения, касающиеся качества выполнения регионами решений правительства. Недавний пример – ситуация с компенсациями из федерального бюджета регионам льготного проезда школьников и студентов. Постановление о выделении средств на эти цели вышло 31 декабря прошлого года. Но, несмотря на то что приближается начало нового учебного года, ряд регионов до сих пор не воспользовался выделенными деньгами и не заключил с ОАО «РЖД» договоры на перевозку учащихся по льготным тарифам. Наибольшее количество незаключённых договоров приходится на полигоны Северо-Кавказской (Республика Дагестан и Адыгея, Краснодарский край, Ростовская область), Свердловской (Пермский край, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ) и Дальневосточной (Приморский край) дорог.

– Если бы ОАО «РЖД» не было социально ответственной компанией и прекратило перевозки, в регионах могли бы возникнуть негативные последствия. Опасаюсь, как бы и в вопросе компенсаций среди регионов не оказалось безответственных, – говорит Максим Артемов. – Но в целом, конечно, решение правительства своевременное и, несомненно, актуальное.

Генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микае­лян согласен, что шаг правительства – правильный и нужный.
– Однако компенсации должны быть двухуровневыми – выделяться не только из федерального бюджета, но из региональных тоже, поскольку регионы сильно разнятся по уровню доходов и объёмам перевозок, и ряд из них мог бы не перекладывать всю финансовую ответственность на федеральный бюджет. И, конечно, должен быть строжайший контроль за распределением средств из федерального бюджета.

Он также отметил, что пассажиры получат несомненный плюс в виде обоснованного уровня тарифа. В некоторых регионах стоимость перевозки стремятся максимально переложить на пассажира, в результате чего цена на проезд близка к тому, чтобы парализовать транспортную подвижность населения.

Что касается перспектив развития транспортного рынка, то после того, как пригородные перевозки выйдут из разряда убыточных, по мнению эксперта, в данном вопросе любые дотации и субсидии будут играть двоякую роль – при очевидных плюсах они могут убрать у перевозчиков рыночные стимулы развиваться и искать новые возможности заработка.

– В пригородных перевозках трудно отделить социальную составляющую от бизнеса, поскольку есть как сверхвостребованные маршруты, так и соединяющие между собой отдалённые малонаселённые пункты, которые надо обслуживать, поэтому в вопросе развития и заработка нужно искать золотую середину, – резюмировал Агван Микаелян.

Справка «Гудка» Общий размер убытков холдинга ОАО «РЖД» от пригородного сообщения в 2010 году составит
36, 2 млрд руб.