Правительство готовит реформу системы общественного транспорта

Сразу же после мартовских взрывов в московском метро президент Дмитрий Медведев поручил разработать национальную систему транспортной безопасности. Документ почти готов, уверяют в Минтрансе: в конце месяца он будет представлен в правительство. Кроме борьбы с терроризмом проект призван покончить с разваливающимися на ходу маршрутками, автобусами, переделанными из грузовиков, и электричками без окон и дверей. «Известия» разузнали подробности.

Система, которую разрабатывают в Минтрансе, станет своего рода развитием федерального закона о транспортной безопасности, действующего в России уже три года. По признанию Левитина, главная проблема — городской общественный транспорт, где в отличие от авиационных, морских и речных перевозок сложно разглядеть уязвимые места.

В Минтрансе пока не афишируют подробности документа. Но, по информации «Известий», в нем будет сделан акцент именно на противодействии террористическим угрозам. Инструментарий довольно широк: от «тревожных» кнопок и металлодетекторов до видеокамер. При этом система безопасности будет разбита на несколько уровней: от федерального до муниципального.

Главное теперь понять: откуда взять деньги? По словам министра, ответственность за безопасность несут владельцы общественного транспорта и инфраструктуры — муниципалитеты. Или же частные компании, если городские власти акционировали автопредприятия.

Так или иначе, без госрегулирования не обойтись, подчеркивает заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров.

— Если частник будет в первую очередь думать о прибыли, вряд ли вопросы безопасности будут сильно его занимать.

Чиновники в муниципалитетах об этом думать обязаны. Но с ужесточением требований безопасности у них может не хватить ресурсов, чтобы соответ-ствовать новым требованиям.

— Скорее всего, предприятия будут акционированы, — считает консультант компании «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский.

Следующий шаг — создать национальную систему проверки общественного транспорта. Предполагается, что этим займется Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Правда, практика показывает, что подобные ведомства могут напортачить. На днях Генпрокуратурой было выявлено, что Росавиация незаконно перепоручила свои полномочия по аккредитации испытательных центров другому учреждению. В результате заключения о летной годности получили самолеты, которые впору сдавать в утиль.

Национальная транспортная безопасность — это не только защита от террористов, но и качественные, современные автобусы и микроавтобусы. В связи с этим чиновники намерены дать бой пассажирским «Газелям», заполонившим улицы мегаполисов. И предъявить повышенные требования к шоферам.

— Так называемые маршрутки являются источниками повышенной опасности, учитывая, что там гастарбайтеры в основном работают. Люди приехали со всех уголков бывшего Советского Союза, никакого режима труда они не соблюдают. Живут по двадцать человек в комнате, у них задача одна — заработать денег и отослать семье, — рассказывает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

В будущем маршрутки должны остаться только в спальных районах — чтобы довезти людей до метро, настаивает эксперт. В центре подобного транспорта быть не должно.

Другая проблема — междугородные автобусы. После серии громких аварий Минтранс начал ужесточать требования к этим перевозкам. Кресла в автобусах теперь должны быть оснащены ремнями безопасности, а в будущем, возможно, будут запрещены ночные рейсы.

Тем временем компании и ведомства проводят собственную «транспортную» политику. Так, РЖД торжественно обещает оборудовать вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга рамками-металлоискателями и «доверить» спутникам следить за состоянием путей. А авиакомпании давно уже ограничили перевоз жидкостей в ручном багаже.

Америка нам поможет

Для того чтобы обеспечить транспортную безопасность в России, пригодится американский опыт, говорят в Минтрансе. В США никогда не экономили на этой статье расходов. Например, в новых автобусах установлены две видеокамеры. Одна из них направлена на входную дверь, другая — в салон автобуса. На железнодорожных вокзалах за пассажирами неустанно следят переодетые в штатское полицейские. Правоохранители проводят выборочные проверки багажа и спрашивают у наиболее подозрительных пассажиров удостоверения личности.

А в Хьюстоне к вопросу безопасности подошли глобально. В этом городе в метро установили так называемую Breathe Safe System — бактериологическое устройство, способное уничтожать до 99% некоторых типов бактерий. В Чикаго, Вашингтоне и ряде других крупных городов на станциях метро размещены специальные телефоны. С их помощью пассажиры могут связаться со службой быстрого реагирования. Удивительно, но в нью-йоркской подземке дела обстоят гораздо хуже. Здесь лишь на некоторых станциях установлены камеры видеонаблюдения, а половина из них не работает.

Город автобусов

В качестве образца правильного решения проблемы общественного транспорта в России может послужить Казань. Там в 2007 году началась реформа отрасли, в результате которой столица Татарстана получила новую маршрутную сеть, разработанную в Институте проблем транспорта в Санкт-Петербурге. Результат впечатляет. Из почти трехсот перевозчиков на рынке осталось около пятнадцати. Они работают на основе государственно-частного партнерства.

— Ведь раньше было как? Существовали маршруты, на которых половина автобусов принадлежала одному «ичеписту», половина -другому. Понятно, что нормативы там толком не соблюдались. Зато после реформы мы получили сорокапроцентное снижение аварийности, — рассказывает первый заместитель главы исполкома города по экономике Рустам Нигматуллин.

Любопытно, что официальных маршруток в Казани при этом не осталось, только автобусы, причем большие. Все они в равной степени доступны для льготников, оснащены навигационным оборудованием на базе спутниковых систем ГЛОНАСС-GPS и имеют «тревожную кнопку».