Поперёк модернизации: социальные взносы выросли

Власть существенно повысила социальные взносы — с 26% до 34%. В результате налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую систему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) и на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), возрастет в 2,4 раза. Нет сомнений, что столь существенное повышение социальных налогов нанесет удар по планам развития несырьевой экономики. Особенно трудно придется тем, кто занимается инновациями.

Средства на социальные нужды необходимы. Эти средства могут быть получены более простыми и эффективными способами.

Во-первых, следует отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Если отменить эту льготу, то бюджет дополнительно получит не менее 2 трлн. руб. Во-вторых, существенный дополнительный вклад в бюджет России может дать введение разработанной ИСЭПН РАН прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ). Расчеты показывают, что реализация этой меры позволит получить в бюджет дополнительно более 3,0 трлн. руб. В-третьих, существенным резервом могло бы стать повышенное налогообложение дивидендов акционеров крупных компаний. При нынешней системе налогообложения сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), то дивиденды их владельцев налогами в нашей стране почти не облагались.

Но Минфин ничего не хочет менять. Его аргументация предельно проста и лаконична: сейчас кризис, поэтому никаких «резких» шагов в налоговой сфере предпринимать нельзя; налоги у нас в среднем — «по мировому стандарту» — невысокие, а система налогообложения — вполне современная; сохранение существующей налоговой системы в ее неизменном виде необходимо для выполнения «социальных обязательств» государства. Но эти аргументы не выдерживают критики.

Во-первых, как показывает мировой опыт, именно в периоды кризисов (а иногда и благодаря кризисам!) в разных странах как раз и проводились наиболее успешные реформы.

Во-вторых, в результате проводимой в РФ налоговой политики блокируется переход страны от сырьевой к промышленно-развитой и инновационной экономике.

Одной из причин низкого качества налоговой системы является отсутствие в России организации, которая бы на постоянной основе системно и профессионально занималась её разработкой и непрерывным совершенствованием. Частными проблемами налогообложения занимаются несколько организаций — Институт экономики переходного периода (ИЭПП), Экспертная экономическая группа при Минфине (ЭЭГ), Высшая школа экономики (ИУ—ВШЭ) и др.

Все они не только поддерживают налоговую политику Минфина, но и формируют ее. Однако рекомендации этих организаций недостаточно эффективны. Их оценки не всегда отражают реальное положение дел, а рекомендации порой не способствуют улучшению ситуации в России. Эти организации принято выдавать за центры «либеральной экономической мысли», но существо многих выдаваемых ими рецептов показывает их приверженность концепциям государственно-олигархической системы. Налицо их стремление закрепить и легализовать результаты пресловутых залоговых аукционов, противодействовать идеям социализации природной ренты, смягчению социального неравенства средствами налогового регулирования и т.д.

К примеру, представители ИЭПП уверяют, что правительству якобы удается резко повысить «справедливость» и «эффективность» налоговой системы именно за счет введения «плоского» подоходного налога и регрессивной шкалы обложения зарплаты со стороны социального налога. «Плоскую» шкалу НДФЛ считает «большим благом» для России и ИУ-ВШЭ. Между тем давно доказано, что наличие «плоской» шкалы и регрессии социальных налогов при большом социальном расслоении населения исключает возможность экономического развития. Однако именно рекомендациями Высшей школы экономики, Института экономики переходного периода и т.п. руководствуется Минфин. А их плоды пожинает вся наша страна.