Понты россиян — понты ущемленных с детства?

В один из последних дней августа на парковке при аэропорте черногорского города Тиват можно было наблюдать сцену, достойную пера Гоголя. Два джипа — Lexus и Land Сruiser — разорвали смиренную очередь из малолитражек (один — с правого, другой — с левого флангов) и едва не столкнулись друг с другом перед кассой на выезде. Лица водителей этих автомобилей претендовали на лучшую иллюстрацию афоризма Карла Крауса: «Есть люди, которые никогда не могут простить нищего из-за того, что ничего ему не подали». Конечно, не Манилов с Чичиковым, трущиеся животами со словами «позвольте вам не позволить», и даже не Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Открыв окна, они ругали друг друга в выражениях, по сравнению с которыми оскорбление «гусак» выглядело комплиментом. Наконец, тот, что постарше, улучил момент и, когда конкурент произносил грозную тираду, дерзко пролез вперед, швырнул завороженному черногорцу избыточные евро и умчался.

По данным недавнего опроса около тысячи человек на одном из английских туристических сайтов, россияне — наихудшие туристы: и шумят, и лезут без очереди, и даже дефицитные лежаки в номерах прячут. Не уверен, самые ли мы плохие. Но, по-моему, бесспорно, что ни в одной другой стране вульгарность и хамство не имеют столь ярко выпученной материальной составляющей, как в России.

Порой меня даже подмывает создать сайт, на котором публиковались бы фотографии автомобилей с хорошо читаемыми номерами, самодовольно и презрительно по отношению к другим людям оккупирующих по два парковочных места на стесненных московских стоянках. Минувшей весной у одного торгового центра антенны сразу несколько машин, нагло занимавших по два парковочных места, были украшены ленточками Дня Победы. Все — дорогие иномарки.

Феномен парковочного быдла объемен, ибо оборотная сторона хамства — трусость. С десяток водителей Land Cruiser и Lexus, наподобие мною описанных, мигом уместятся в «Оку», если почуют, что навлекли на себя гнев человека, обладающего куда большей силой по ими же выстроенной дутой иерархической шкале. И это — ужасно. Мы живем в стране, где в почете чатлане и пацаки с планеты Плюк, всегда знающие, кто, перед кем и когда должен присесть (см. фильм Георгия Данелии «Кин-дза-дза!»), и ненавидящие всех тех, кто отвергает холуйские приседания.

Русские, писал Гоголь в «Мертвых душах», «далеко перегнали» иностранцев в «умении общаться»: «…У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдут оттенки».

Октябрь 1917-го формально нивелировал все и вся. Те, кто были ничем, стали, если верить «Интернационалу», всем, хотя, как точно заметил пару десятилетий назад Никита Михалков, «кто был ничем, кем-то стать не может». Однако после советского фиаско «умение общаться» в кратчайшие сроки приобрело у нас какие-то фантасмагорические формы.

И я снова — к автомобилям. Каждый день в часы пик на отрезке от метро «Кутузовская» до поворота на Рублевское шоссе и обратно меня обгоняют по промежуточной полосе в среднем около 20 машин. Буквы на их номерах — столь замысловатая табель о рангах, что не снилась и Гоголю. Вот мчится дикий АМР, вот ЕКХ, вот АММ, вот ООО, вот ЕРЕ, вот МММ (не памяти ль Мавроди?), вот некий КОО, а вот невзрачный ТУС, но он — в тандеме с тачкой милицейской…

Стоп. Не пытается ли затесаться неправедным путем в почетную компанию джип с буквами ВВО или эта странная иномарка ОУУ? А почему не останавливают Volkswagen цвета мокрого песка, вообще без номеров, с наклейкой «У», выехавший на разделительную? Но раз никто никого не останавливает, значит, все несутся, как должно — по рангу или понятиям. Невероятна нагрузка на мозги гаишников! Перед кем подобострастно отпрыгнуть, какого нарушителя не заметить…

Согласно исследованию, проведенному Лан Нгуен Чаплин и Деборой Реддер Джон (оно было опубликовано два года назад в журнале Journal of Consumer Research), стремление обзавестись максимальным количеством материальных благ/денег и за счет этого ощутить себя достойной личностью овладевает частью людей в раннем детстве и проистекает главным образом от низкой самооценки: чем ниже она в детстве, тем свирепее жар материального самоутверждения со всеми атрибутами оного в зрелом возрасте. Как там писал Гоголь о рождении Чичикова? «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко…»

Швед Ингвар Кампрад, владелец торговой сети IKEA, когда стал мультимиллиардером и переехал в Швейцарию, продолжил летать эконом-классом. Ишь ты! Один видный российский законодатель признался мне, что «уже не имеет права» летать эконом-классом. Только первым или «бизнесом». «Почему?» — спрашиваю. «Это — статусная вещь, — говорит. — Даже если я на отдых полечу «экономом», люди неправильно поймут». — «Кто?» — «Все». В других государствах этой проблемы не существует. Там проблемы у депутатов, скорее, могут возникнуть, если они начнут увлекаться полетами первым классом за счет избирателей.

Есть старая русская поговорка: «По одежке встречают, по уму провожают». Не является ли одной из проблем современной России то, что у нас по одежке стали и провожать? Не живем ли мы в обществе, где атмосферу предопределяют ущемленные с детства? Которым для счастья надо хапать, а не созидать? И если так, то почему мы столь инертны в противостоянии алчности и чванству?

Впрочем, кто «мы»? Вот и опять пора мне заправляться. Очень много жрет бензина этот пятиметровый Chrysler 300C. Давно бы пора избавиться, но…