Похождения Никитина в «Вконтакте»

Алексей Никитин: «Мне хочется, чтобы на мои требования по защите прав авторов и исполнителей была какая-то реакция»

Информационная волна вокруг скандала «Никитин против пользователя «Вконтакте» позавчера должна была подняться благодаря интервью, которое дал Алексей Никитин журналу «Афиша». Публика интервью восприняла в штыки.

Напомним, в конце января пресс-атташе компании «Вконтакте» Владислав Цыплухин сообщил, что управление «К» распространило пресс-релиз, в котором сказано, что в отношении какого-то 24-летнего москвича, залившего на свою страницу «нелегальный» контент, заведено уголовное дело: контент скачали 200 тыс. раз… При этом не сообщалось ни имени пользователя, ни адреса его страницы. По закону в России за контент несёт ответственность тот, кто его размеcтил. Стало быть, неизвестный 24-летний москвич может отправиться в тюрьму. Однако официального запроса на доступ к данным страницы какого бы то ни было пользователя «Вконтакте» не получали, хотя это стандартная процедура в подобных случаях.

В официальном сообщении компании грамзаписи «Никитин» (правообладатель, возмущённый фактом незаконного оборота контента, в данном уголовном деле он выступает, видимо, потерпевшим. — З.Т.) подтверждается, что компания имеет претензии к социальной сети, она неоднократно отправляла запросы «Вконтакте», но ответов не дождалась.

Ещё в конце января пресс-атташе социальной сети сообщал «Частному корреспонденту», что существует отлаженная схема работы с правообладателями, но договор на авторский мониторинг контента с компанией «Никитин» они не подписывали и не понимают, откуда г-н Никитин взял информацию об аплодере и статистику. А в ответ на один из первых запросов правообладателя Никитина, они отправили ему список документов, которые необходимы для заключения договора об авторской модерации.

Чтоб разговор не канул в Лету, выдержав вынужденную паузу, связанную с более важными новостными событиями, г-н Никитин позавчера снова напомнил о себе и законе, перед которым все должны быть равны, и дал большое интервью журналу «Афиша». Он явно озабочен судьбой всех потенциальных узников копирайта и твёрдо намерен донести до общественности мысль о том, что за всё в жизни нужно платить.

Задавая один из первых вопросов, Александр Горбачёв привёл широко известный в Европе и Америке пример авторского мониторинга, когда правообладатель сам отслеживает нелегальный контент и, если находит, высылает пользователю предупреждение. После удаления контента преследования прекращаются. Но г-н Никитин не совсем представляет, как можно организовать такого робота: «То есть вы хотите сказать, что мне надо обратиться ко всем 110 млн пользователей «Вконтакте» с просьбой убрать этот контент? Я обратился к сети, я послал претензии по электронной почте, затем бандероль, затем DHL. И не получил почти за год ни одного ответа!»

Зато опытный правообладатель прекрасно знает, как организовать судебное заседание, и потому сообщает: «Есть новые иски, они будут переданы в делопроизводство. Мне не хочется сажать этих молодых ребят. Мне хочется, чтобы на мои требования по защите прав авторов и исполнителей была какая-то реакция», — предупредил он, подчёркивая, что «пока её нет».

В понимании г-на Никитина в создавшейся ситуации виноват закон: он не правильно написан – это раз, и его никто не слушается – это два. И из-за этой чертовщины у г-на Никитина сгорают капиталовложения, и надо срочно сделать наш и без того далёкий от совершенства закон ещё более бредовым, чтобы их спасти. Люди, знающие, сколько законов было написано и переписано в России, для того, чтоб спасти чей-то бизнес, к такой позиции относятся с глубоким пониманием.

Педагогическая доктрина г-на Никитина проста как гильотина, и он уже всё посчитал: «Сейчас 1 процент легальных скачиваний. Будет сидеть один человек — будет не один процент, а 2–3. Сядут 10 — будет уже 20–30 процентов. Сядут сто человек — будут миллионы людей, которые откажутся от нелегального распространения музыки в интернете. Каждый процент — это огромная аудитория. Еще один миллион легальных пользователей — это уже цифра, с которой можно дальше писать пластинки, писать песни» — говорит он.

Не видя иного способа борьбы с пиратством, даже не рассматривая возможность поиска бизнес-моделей для дальнейшего собственного развития, попытки как-то работать с информацией; не желая технически усовершенствовать свой бизнес, для решения существующих проблем, господин Никитин хочет перевернуть мир. Ему даже рождение сакрального духа артистического и композиторского вдохновения видится в посадках пользователей. Верное ж дело!

Комментаторы интервью обругали всеми невозможными в СМИ выражениями, и можно смело утверждать, что часть покупателей «интеллектуальной собственности» упрямого правообладателя отвернётся от коллективов, находящихся под патронажем компании «Никитин». Даже сторонники копирайта согласились, что это интервью — большая рекламная ошибка.

Имён авторов, чьи песни стали нелегальным контентом, можно и не раскрывать, опасаясь отбросить на них тень махрового жлобства. Пытливый сетевой пользователь уже посетил официальный сайт фирмы грамзаписи «Никитин» и очень разочаровался, обнаружив в копирайт-списках имена своих кумиров. А если учесть, что обнаруженные кумиры давно не жгут, публика готова от них безжалостно отвернуться и обещает, что платить деньги людям, дающим такие интервью (покупать альбомы, выпускаемые такими лейблами), слушатели больше не станут.

На главной странице его сайта в разделе «Новинки» — сборники диско-хитов 90-х, сборник тоже хитов «Город не спит», группы «Слот», Amatory и похороненный под горами нафталина цвет российской эстрады, включая её рокерские и панковские оттенки.

Владислав Цыплухин рассказал, что практика общения с правообладателями предельно проста: правообладатель обращается к администрации ресурса с документами, подтверждающими его права на тот или иной контент, если документы не вызывают сомнения, с правообладателем подписывается договор, благодаря которому он получает доступ к модерации. Иными словами, после подписания договора он может заходить на ресурс, создавать нужный запрос по аудио- или видеозаписям и удалять всё, на что распространяются его юридические права. С компанией «Никитин» такой договор руководство «Вконтакте» не подписывало.

«Вконтакте» — за свободу информации

Из интервью очевидно, что г-н Никитин настроен идти до конца, для него это почти социальная миссия. Парней, конечно, жалко, но деньги жалко ещё больше. На умении отстаивать свои сожаления в профессиональных качествах г-на Никитина можно ставить точку. Кроме них, хочешь не хочешь, отметишь в высказываниях явное непонимание современных не только информационных, но музыкальных процессов вообще, непонимание природы творчества, явное её отрицание. А это мало увязывается с образом грамотного продюсера. Комментаторы недоумевают, как артисты могут доверять судьбу своих будущих пластинок такому неподходящему субъекту, называя его попросту «барыгой».

Администрация «ВКонтакте» сегодня сообщила нам, что за прошедшие пару недель г-н Никитин ни разу не напомнил им о себе и своём контенте — он выступает исключительно в СМИ.

Если «Никитин» и компания так страстно желают общественной дискуссии, мы не откажем себе в удовольствии процитировать все самые яркие её моменты. Вернее всех интервью охарактеризовал Алексей Иванов: «Отличное интервью. То есть читать его невозможно после первого десятка абзацев, и именно поэтому оно прекрасно чуть более чем полностью» — это удивительно точное и справедливое утверждение, и мы не поленимся ещё раз дать ссылку на страницу «Афиши».

Andrey Fetiso:
«Очень показателен вид нашего шоу-биза, в котором, например, группа «Король и Шут», позиционирующие себя как панки, могут идти на поводу у корпораций и судить их поклонника. Сказали бы Сиду Вишезу про то, что его нелегально качают…

<…> Я лично в своё время накопил багаж из более чем 3000 оригинальных «забугорных» дисков, потому что было приятно купить. Посмотрите, как оформлялись диски, возьмите в руки синглы Pink Floyd, альбомы Pet Shop Boys да боксы Depeche Mode, в конце концов! А что нам впаривают сейчас? Плохую полиграфию, неадекватную цену, 30-минутные альбомы. И потом вы хотите, чтоб это покупали? Я не могу понять, почему раньше хорошо оформленный альбом стоил 10—14 долларов, а сейчас столько же стоит цифровое скачивание? А что, диск и полиграфия ничего не стоят? Почему раньше за эти деньги мы получали CD-качество, а теперь MP3?»

Официальная позиция одного из клиентов компании «Никитин» Светланы Сургановой (группа «Сурганова и оркестр») была опубликована на сайте коллектива:

«<…> Мы считаем, что в наш век свободного доступа к информации она, в т.ч. и музыка, должна распространяться свободно. Правообладателям же, желающим получать плату за скачивание муз. произведений в Сети, следует совместно с владельцами веб-сайтов создать условия для того, чтобы конечный пользователь мог эту плату легко внести — посредством СМС, например, т.к. в нашей стране по известным причинам люди не любят платить в интернете банковскими картами. До тех пор пока эти условия не созданы и пока муз. произведения, выложенные в Сети, может бесплатно и в любом количестве скачать любой желающий, судить человека за это — значит расписываться в собственной беспомощности.

Добавим, что поклонник, любящий и уважающий своего артиста, диск всё равно купит, даже предварительно скачав его.

А компании «Никитин» мы бы рекомендовали усилить внимание к дистрибьюции дисков в регионы, где, например, наших днём с огнём не сыщешь и люди просят привезти их хотя бы на концерты, где сметают за считанные минуты. Заметьте, имея возможность скачать их в Сети.

С уважением, Сурганова и Оркестр».

Roger Ebert:
«Аукцыон и Фёдоров в состоянии всё удалять. Хотя, конечно, неприятно, когда ваш труд тиражируют и бесплатно раздают, но тем, кто ничего сам не издаёт, этого не понять».

vremennoi:
«Можете пояснить, о чём речь? Был прецедент с Аукцыоном и Фёдоровым?»

Александр Горбачёв:
«Не то что был, а постоянно происходит. Директор Аукцыона Васильев зачастую самолично требует всё поудалять — ну и удаляют. Но он в тюрьму никого не сажает и не собирается, насколько мне известно».

pablomedok.:
«Если Чайфы с ними — то извини, Вова, я как-нибудь без твоих поскучневших песенок. Чувак рубится за свои бабки. Когда была грамзапись и радиостанции, в этих посредниках ещё была какая-то экономическая необходимость, чтобы делать логистику до магазина с пластинками, но теперь, в цифровую эпоху, вместо того чтобы создавать новые модели продаж и бизнеса в целом, такие чувачки пытаются грести бабло по-старому.

ЗА ЧТО Я ЕМУ ПЛАЧУ? Пусть обоснует».

На втором круге скандала публике по-прежнему неясно несколько моментов. В чём виноват пользователь социальной сети «Вконтакте», разместивший у себя на странице контент, принадлежащий компании «Никитин»? Как можно доказать, что именно «данное лицо совершило данное правонарушение», и не пора ли пересмотреть ту часть закона об авторском праве, которая касается условий публичного прослушивания и трансляции музыкальных произведений?

myrena:
«Если допустить, что человек легально получил музыкальный контент (например, купил диск или воспользовался официальным интернет-магазином) и выложил его в социальную сеть, с которой формально запрещено скачивание, для ознакомления его друзьями (и, возможно, побуждения их к покупке), то в чём именно состоит его правонарушение?»

Stainlesslove:
«Не знаю, что там написано на данный момент в законе, но считалось, что ты покупаешь музыкальный контент только для личного прослушивания в присутствии ограниченного круга лиц: семья, друзья. То есть публично ты крутить содержание диска не можешь. Если ты выложил в социальную сеть — это явно круг лиц больший, чем семья, друзья. Описывается ли подобная ситуация в законе, вопрос к юристам.

По закону если вы купите лицензионный диск и поставите его у себя в кафе, то вы нарушите авторские права. Насколько мне известно, для публичного воспроизведения вам необходим чуть ли не договор с правообладателем!»

mookie:
«Ох, вы бы видели контракт, который он предлагал подписать нашей не существующей ныне группке. Такой Освенцим, что какой там Геббельс! Мне уже тогда про этого мудофла было примерно всё понятно.

Кстати, о фашистах: приведённая им фраза про трагедию и статистику — классическая цитата из ремарковского «Чёрного обелиска» — при чём тут Геббельс — ума не приложу.

А вообще, он сдохнет, конечно, а парня никто сажать не будет. Думаю, даже кровь ему никто особо портить не станет. И на то есть свои причины, куда более веские, чем опереточный гнев странноватого дяденьки в кудрях».

Pavel Ovchinnikov:
«Я думаю, мы должны провести ответную акцию — удалить к чёрту всю ту низкопробную продукцию, которую этот лейбл выпускает. Это была бы хорошая эстетическая чистка. Я вот, к счастью, ничего из продукции этого «Никитина» не слушаю».

soundmaster:
«Ни для кого не секрет, что артисты у нас зарабатывают не на дисках, а на корпоративах. И скорее всего, им ничего и не перепадёт, это Никитин хочет нажиться сам, здесь его личный интерес, который он прикрывает артистами.

После публикации открытого письма Антона Меркурова в защиту пользователей соцсети «Вконтакте», скачивающих бесплатное кино в интернете, «Часкор» решил продолжить на своих страницах дискуссию о том, как можно и должно смотреть кино в интернете. На вопросы отвечал генеральный директор компании «Амедиа» Александр Акопов.

Александр Акопов: «Всемирное враньё закончилось»

Зря он такой негатив вызывает в свою сторону, я против пиратства и стараюсь покупать легально и софт, и музыку, так как сам работаю в шоу-бизнесе. Но почему-то после прочтения этого интервью захотелось скачать все его диски нашару и показательно их не слушать!

Кстати, перед тем как купить любой диск, я качаю его с торрента…»

533567:
«Есть такой проект: http://www.thankyou.ru/ www.thankyou.ru — каждый может заплатить деньги за скачанную музыку, по принципу «сколько дашь». Я даю — не жалко. Уже идея денег стоит как противовес м*****м никитиным. А этот ч… в смысле сажатель «ператов», говнюк.

Его подопечные ХРЕН ЧТО ОТ МЕНЯ ПОЛУЧАТ. Хотя раньше того же Макаревича покупал. Теперь — ТОЛЬКО КАЧАТЬ!!!»

Ни в коем случае нельзя обойти вниманием последнюю часть интервью, ибо в ней, собственно, сосредоточено максимальное количество смысловых экстрактов деятельности г-на Никитина. На вопрос Александра Горбачёва: «Подписывает ли лейбл новых артистов?» — ответ был впечатляющим, позволим себе его полностью процитировать:

«Хороший итог нашего разговора! Мы говорим о том, что индустрия находится в тупике, что физические носители прекратили продаваться, а в интернете сплошное пиратство, и вы мне предлагаете в этот момент кого-то подписывать? Я всё это прошёл 10 лет назад, закладывая свою собственность, говоря жене, что я беру кредит на то, чтобы сделать лейбл. Вы мне предлагаете заново сейчас заложить квартиру и начать подписывать новых артистов, когда я ни копейки не имею с интернета?! Я что, похож на идиота? Нет, не покупаю. А вы бы подписывали? Заложили бы квартиру?»

iamflirting:
«Если уж г-н Никитин так много цитирует артистов в интервью, позволю и я себе ответить цитатой: «Боже, храни интернет. Забавно, но как только все эти бизнесмены и адвокаты, вся эта мерзость и слизь, придумали и подсчитали, как подчинить и контролировать музыку, появился интернет и за одно мгновение превратил все их потуги в короткий беззвучный пук» (с) Bjork».

Александр Закревский:
«Запомни, никитинская морда, — Искусство ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ! Качали, качаем и будем качать! Выкладывали, выкладываем и будем выкладывать!

Как инженер-электронщик скажу, что пиратская копия ничуть не хуже лицензионной. Достоинство — цена.

Отобрали у людей хлеб, теперь и зрелища отнимают. Не выйдет!

Мой низкий поклон аудиовидеопиратам за их нелёгкий и опасный труд! У нас, даже в наших крымских электричках, продаётся и кино, и аудио. Но я мало слушаю современное — больше ретро 1970—80-х. Купил «Землян» себе, когда ехал в Севастополь.

Убирайся, Никитин, в свою Юэсэй по хорошему! И там свои «авторские права» качай!»