Почему в крупнейших вузах – недобор студентов

Только что прошла вторая волна зачисления абитуриентов в вузы по результатам ЕГЭ. Приемные комиссии в ужасе от хаоса и неразберихи, возникшей благодаря трехслойному зачислению (4-го, 13-го и 21 августа): такая схема явно не работает. Президент настаивает на создании подотчетной ему лично специальной комиссии по ЕГЭ. По тому, какие выводы будут сделаны по результатам очередного эксперимента над российским образованием, можно будет судить о дальнейшей судьбе Единого госэкзамена.

Президент создает комиссию

По словам Дмитрия Медведева, результаты ЕГЭ неоднозначны. «На мой взгляд, — сказал он на недавней встрече с главами фракций Госдумы, — есть и позитивные, и негативные моменты. В целом я считаю, что в этой теме мы должны продолжить разбираться. Я поддерживаю идею создать отдельную комиссию, которая проанализирует все плюсы и минусы».

Президент считает, что ЕГЭ помог частично решить вопрос коррупции: «нет взяток при поступлении в вузы». Впрочем, видимо, никто в тот момент не напомнил ему о коррупции при проведении ЕГЭ: покупке результатов (впрочем, Дмитрий Медведев заметил, что есть проблемы с некоторыми регионами, которые дали «совершенно фантастические результаты»), об учителях, которые все решали за нужных выпускников, о массовых звонках ребят прямо во время ЕГЭ с мобильных телефонов, об ответах, выложенных в Интернете… Не случайно, даже глава Рособрнадзора Любовь Глебова была вынуждена признать, что в республике Адыгея была проведена перепроверка результатов ЕГЭ по истории и биологии, по итогам которой половина (!) высоких оценок не подтвердилась. И вообще: чем дальше от столиц, тем больше стобалльников (кстати, четверть из них при выборочной проверке Рособрнадзора тоже не подтвердила своих результатов).

Председатель Совета вузов, ректор Санкт-Петербургского института точной механики и оптики Владимир Васильев сомневается в достоверности результатов ЕГЭ из регионов. Ведь, если им верить, получается, что Петербург находится на последнем месте в Северо-Западном федеральном округе! Кстати, именно поэтому в СПбГУ на первом курсе будет учиться две трети иногородних.

И все же кажется, что пока Президент скорее положительно оценивает ЕГЭ как процедуру: «Если университеты смогут переварить такой поток — это все-таки, на мой взгляд, благо».

Проблема в том, что вузы как раз и не в состоянии этого сделать.

Вузы в ужасе

Большинство абитуриентов подали дубликаты своих документов во множество вузов. Часто неважно, куда — лишь бы на бюджет. Стремление поступить на бюджет понятное: страна практически перешла на платное образование, и все это усилилось кризисом (в то время, как и Франция, и Германия, и Австрия давно предоставляют бесплатное высшее образование).

Начальник управления по организации приема обучающихся в СПбГУ Сергей Кулик утверждает, что абитуриенты-2009 подавали как минимум на четыре специальности. Только на одну в Санкт-Петербургском госуниверситете подал заявление 41 человек, на две специальности — 30, а на четыре — счет идет на тысячи. Внутри факультетов МГУ абитуриенты отправляли документы на все отделения сразу.

Сложнее всего работать приемным комиссиям наиболее сильных и крупных университетов (особенно, их гуманитарных факультетов). Как рассказал ректор Финансовой академии при Правительстве России Михаил Эскиндаров, 4 августа он открыл сайты всех крупнейших вузов: экономического факультета МГУ и факультета Госуправления, МГИМО, Высшей школы экономики, Плехановской Академии, Университета управления, и посмотрел, насколько совпадают фамилии абитуриентов, подавших туда заявления до 25 июля. «Так вот, примерно 50% — одни и те же. И, конечно же, 4 августа ни один из названных вузов не смог закрыть свое поступление. Причина такова: у всех были самые высокие баллы, и все они рассуждали, куда пойти. Техническим вузам в этом смысле легче, — считает ректор Финансовой академии».

По правилам, если абитуриента рекомендуют к зачислению, он должен подтвердить свое согласие оригиналом аттестата. Принеся оригинал в какой-то вуз, абитуриент остается в списках многих других учебных заведений, куда он отправил документы. Эти «мертвые» души заполонили списки престижных столичных вузов, и многие будут висеть там до окончания третьей волны зачисления.

«И вторая волна не закрыла и не закроет ни в одном вузе поступление, — считает Михаил Эскиндаров. — Поэтому мое предложение таково: как в Великобритании, ограничить число вузов, куда можно посылать свои документы до пяти. Внутри самого вуза можно хоть на все — но по приоритету. Контроль можно осуществить через федеральный центр ЕГЭ и приемные комиссии вузов. Они просто обязаны проверять результаты ЕГЭ в федеральном центре, и сделать это несложно».

Это Москва. Но то же самое происходит и в северной столице. Как рассказал ректор Российского государственного педагогического университете (С-Петербург), Геннадий Бордовский, «по первой волне в Санкт-Петербурге из 50 вузов, имеющих бюджетный прием, 26 сразу закрыли прием. Во вторую волну дополнительно закрыли еще 17. Порядка одной четверти вузов продолжают свой прием. Причем, это далеко не слабые вузы. В их число входят СПбГУ, Политехнический университет, наш университет. То есть, университеты с крупным приемом не могут завершить его. Потому что этот хвост (из тех, кто подал документы во многие вузы — Н.И-Г) очень длинный».

Многие наблюдатели боялись, что все бюджетные места в ведущих вузах займут победители 120 олимпиад (21 тысяча человек, для которых результаты ЕГЭ не учитываются). Можно догадаться, что не все олимпиады проводились честно. И потому, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, считает, что их количество нужно сократить до Всероссийской олимпиады по конкретным предметам, и 15-20 олимпиад вузов, которые этого действительно заслуживают. Причем, по его мнению, результаты такой олимпиады должны засчитываться только вузом, который ее проводит. Иначе, олимпиаде просто нельзя доверять: «к нам пришли 402 победителя олимпиад (в основном по математике), у которых по ЕГЭ — всего 50-60 баллов».

Михаил Эскиндаров и за ограничение числа льготников (сирот, инвалидов), тоже имеющих право на внеконкурсное зачисление: для этого достаточно иметь «тройку» по ЕГЭ. В прошлые годы было проще: вузы сами устанавливали свой уровень «тройки», «четверки», «пятерки», да и собственные, вузовские экзамены препятствовали проникновению туда троечников-инвалидов. «Я не имею ничего против инвалидов, но когда к нам из маленькой республики приходит 19 инвалидов, возникает вопрос… Нужно ограничить число людей, имеющих право на внеконкурсное зачисление. Я посмотрел справки: они действительные. Но они получены накануне сдачи документов. И с 1 сентября эти люди все снова станут не инвалидами». (Заметим, что министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании рабочей группы, где анализировались результаты 2-й и 3-й волны приема, высказался против сокращения числа олимпиад, и против ограничения категорий льготников).

Засилье слабых льготников, по мнению ректоров, способно сильно понизить уровень студентов в хороших вузах. Так, средний балл льготников в Северо-Западной академии госслужбы — 163, а среди тех, кто поступал по ЕГЭ — 254. Разрыв — почти в100 баллов! В итоге сильные ребята вынужденно поступали на коммерческие отделения.

Но опасения, что победители олимпиад и льготники займут все бюджетные места, все же оказались преувеличенными: когда стало нужно приносить оригиналы документов (что означает: этот человек подтверждает свое желание учиться в вузе, рекомендующем его к зачислению), выяснилось, что далеко не все олимпиадники и льготники согласились учиться даже на том или ином факультете МГУ. И что даже в лучшем вузе страны пока недобор. Это можно увидеть на сайте Центральной приемной комиссии МГУ, где и после второй волны зачисления буквально на всех факультетах — недобор. «Мертвые души», которые послали свои результаты во множество мест, продолжают занимать место в списках рекомендованных к зачислению.

То же самое происходит везде. Поэтому, во второй волне, на многих факультетах МГУ было рекомендовано к зачислению абитуриентов раза в 4 больше, чем существует мест. Так же точно поступили в Высшей школе экономики: расширили во много раз число рекомендованных к зачислению (зеленый коридор), понимая, что все не придут.

В итоге получится, что учиться в этих вузах будут не те сильные студенты, на которых они рассчитывали, а обладатели гораздо более низких баллов (заполнить-то места нужно).

Приемные комиссии даже лучших вузов боятся недобора. Что уж говорить о середняках! И если так произойдет, набор студентов продолжиться и в сентябре.

Почему все так

Что нас ожидает? Достаточно низкий уровень первокурсников 2009-2010-го учебного года. Ребята подавали документы без разбору, и шли туда, где было достаточно их баллов.

В связи с тем, что наиболее высокие результаты по ЕГЭ дает провинция (в частности, кавказские регионы), скоро молодые жители двух столиц перестанут учиться в университетах. Они, видимо, пойдут в техникумы и ПТУ.

В итоге всего этого уровень высшего образования в стране сильно понизится. Студенты будут слабо мотивированы на получение будущей специальности (главное — на бюджет, а куда — неважно).

А ЕГЭ не выполнит ни одной из предписанных ему функций: не искоренит коррупцию и сделает образование более недоступным.

Что немцу здорово, то русскому — ?

Из этого не следует, что старая система поступления в вуз была хорошей. Но существуют ведь и другие.

Вот что мне рассказала приятельница — бывшая москвичка, уехавшая лет 10 назад в Германию. Ее дочь в этом году закончила гимназию. Класса с 5-го она начала зарабатывать свой итоговый школьный балл. Учитывались годовые оценки, и даже контрольные работы. В итоге, по окончании последнего 13-го класса ей вывели средний суммарный балл за учебу в школе.

После этого она начала сдавать экзамены (аналог нашего ЕГЭ). Их было пять: четыре письменных и один — устный. Например, по истории, пришлось отвечать на вопрос: что происходило в Европе в 1917-м году (она написала страниц 25). Эти работы отсылают в некий централизованный орган этой немецкой земли, где и проверяют в течение месяца. Результаты, полученные за «ЕГЭ» суммируются вместе со средним баллом за учебу в школе. Причем, если оценки по «ЕГЭ» резко отличаются от тех, которые школьник заработал за годы учебы, они не засчитываются. И выпускник пересдает «ЕГЭ».

После того, как баллы получены (а у нее — высокий балл: 1,4), дочь подруги отправила свои результаты в некий центральный орган, указав 6 вузов, в которые она хотела бы поступить (в порядке убывания по предпочтительности). Она поедет в первый, куда пройдет по своему баллу.

Если ей будет немного не хватать «очков», она окажется на листе ожидания, и вполне возможно, что после первой сессии ее примут в выбранный вуз.

Высшее образование в Германии бесплатное.

Понятно, что такая система поступления в вуз гораздо справедливей, чем наша. Но, как всегда, пугает известная поговорка: что немцу здорово, то русскому — смерть. Сразу начинаешь думать: чтобы заработать высокий суммарный балл за годы учебы в школе, в России в ход пойдут взятки учителям, подкуп директора и т.д. Все то, что для нормального европейца неприемлемо.

Тем не менее, попробовать стоило бы. Ведь скопировало же когда-то русское школьное образование систему немецкой классической гимназии. Да и советская школа была построена по немецкой модели.

ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?