Пассажиры аварийного Ту-154 вылетели в Махачкалу

Резервный самолёт «Дагестанских авиалиний» вылетел в Махачкалу из московского аэропорта «Внуково». На его борту — пассажиры Ту-154, аварийно севшего накануне в «Домодедово», точнее, те их них, кому не понадобилась медицинская помощь, всего 41 человек. Ещё более 80 остаются на попечении медиков.

Чартерным рейсом в Дагестан уже доставлены тела двоих погибших. Самолёт Ту-154 совершил экстренную посадку вскоре после взлёта, когда у него отказали сначала два, а затем и третий двигатели.

Они стараются держаться все вместе. За последние сутки эти люди многое пережили. Жесткая посадка, разрушение самолета, стресс и долгие часы напряженного ожидания. После ночи в гостинице аэропорта 40 человек с рейса Москва-Махачкала вновь проходят регистрацию. Скоро объявят посадку и такой же самолет, как и вчера, возьмет курс на Дагестан.

Неспокойной эта ночь была и для врачей московских клиник. В больнице, по последним данным, остается 55 пострадавших. Среди них командир лайнера Закаржи Закаржаев, министр юстиции Дагестана Азади Рагимов и депутат Народного собрания республики Владимир Ашурбеков. На сайте Министерства здравоохранения и социальной защиты можно узнать, в какую больницу кого из пассажиров положили.

Сегодня рано утром стало известно, что медикам не удалось спасти Гаджимурада Магомедова — брата главы Дагестана. Установлена и личность второй погибшей, это — Роза Гаджиева — мать члена Конституционного суда России.

Скорее всего, оба погибших сидели в салоне первого класса. На кадрах, сделанных самими пассажирами, видно, насколько серьезны разрушения: самолет буквально раскололся на три части. По словам очевидцев, выбраться из лайнера было сложно: надувные трапы не сработали. Возможно, механизм сломался при жесткой посадке.

Эксперты расшифровывают черные ящики. Их задача – понять, почему один за другим в воздухе отказали все три двигателя самолета, а так же отключилось навигационное оборудование. То есть пилоты сажали лайнер буквально вслепую: в аэропорту Домодедово была низкая облачность.

Диспетчеры как могли помогали летчикам. Но посадка все равно была жесткой: самолет пересек несколько полос. Обычно торможение происходит за счет обратной тяги двигателей, но так как двигатели не работали, остановить лайнер удалось не сразу.

Валерий Окулов, заместетель министра транспорта РФ: «Торможение было только тормозами, но самолет совершил посадку с максимальной массой, значительно превышающей максимально допустимую. Только взлетел и сразу сел, не выработав топливо, то есть это неслась такая махина».

Когда лайнер уже выкатился за посадочную полосу, он, по словам сотрудников аэропорта, врезался в небольшой холм и остановился. Несмотря на огромную скорость при посадке и полные баки горючего, удалось избежать самого худшего — взрыва и пожара. По мнению специалистов, в этом большая заслуга членов экипажа.

Сергей Завалкин, заслуженный летчик-испытатель России: «Отказ 3 двигателей — чрезвычайная маловероятная ситуация. Работа экипажа в этих условиях крайне сложный процесс, если экипаж сумел сохранить большинство жизней, значит, действовал прекрасно».

В сентябре летчики другого Ту-154 так же посадили неисправный самолет, с неработающей электроникой, только благодаря своему мастерству и мужеству. Тогда никто не пострадал. Эксперты уже давно говорят, что Ту-154 морально устарел, ведь его производят с 1968 года. Но во многих региональных компаниях эта модель одна из основных в авиапарке. По оценкам специалистов, в России сейчас летает около 80 Ту-154. Судно, которое вчера аварийно приземлилось, произвели в 1992 году. В 2009-м оно прошло капитальный ремонт. Чтобы доказать, что самолет был в хорошем состоянии, генеральный директора компании «Авиалинии Дагестана» сообщил, что именно на этом лайнере недавно летала сборная Бельгии по футболу из Москвы в Воронеж.

Мирза Омариев, генеральный директор компании «Авиалинии Дагестана»: «У самолета во время капитального ремонта меняется практически всё. Двигатели – нет, двигатели — отдельно. Но я могу сказать, что эти двигатели были с ресурсом 70%».

Одна из первых версий происшествия — некачественное топливо, по данным представителей следствия, уже не рассматривается.

Среди возможных причин аварии — отказ техники или так называемый человеческий фактор. Говорить точно можно будет только после завершения расследования.

По свежей информации Минздрава, трое пострадавших в результате аварии находятся в тяжёлом состоянии. Список раненых с перечнем больниц, в которых они находятся, размещён на сайте Минздравсоцразвития.

Узнать всю последнюю информацию о состоянии пострадавших, а также, в случае необходимости, получить психологическую помощь можно по телефонам горячих линий: (495) 644-40-66 — в аэропорту Домодедово;

(495) 626-37-07 — в Центре психологической помощи МЧС;

(495) 637-70-70 — в центре имени Сербского.