О событиях на Манежкой в Москве. Россия болеет

Не люблю воскресным вечером в Вашингтоне ездить в метро по красной ветке: на остановке Gallery Place — Chinatown в вагон как сельди в бочку набивается несметная толпа хоккейных фанатов в форменных свитерах местного клуба Capitals с надписью Оvechkin. Ведут себя «овечкины», впрочем, пристойно: возбуждены, громко разговаривают, создают тесноту, но не более того. Не могу вообразить, что должно произойти, чтобы они учинили что-то хоть отдаленно напоминающее московское побоище.

Последнее правонарушение на спортивной почве имело у нас место в апреле прошлого года. Во время матча взбесился из-за сухого проигрыша главный тренер New York Rangers Джон Торторелла: швырнул в местных фанатов бутылку с водой, а потом погрозил им клюшкой. За это Национальная хоккейная лига запретила ему присутствовать на следующей игре. В августе того же года в Чикаго фанат местной команды бросил банку из-под пива в бейсболиста команды Philadelphia Phillies Шейна Викторино как раз в тот момент, когда тот в прыжке ловил высокий мяч. Несмотря на удар по голове, мяч он поймал, а фанат пошел под суд.

Вожди российских фанатов небось скажут, что у американцев кишка тонка — то ли дело европейцы. И впрямь: бесчинства европейских футбольных фанатов, особенно английских, у всех на виду и на слуху. Когда-то ведь в футбол играли отрубленной головой — по крайней мере есть такая версия. Неконтролируемые эмоции игроков и болельщиков игры в ножной мяч настолько беспокоили короля Эдуарда II, что он издал в 1314 году указ: «Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».

Но историческую аналогию нынешним зверствам, возможно, надо искать не в средневековой Англии, а в Византии, где знаменитые гонки колесниц на константинопольском ипподроме стали поводом и формой искусно оркестрованной политической борьбы. В том числе и на религиозной почве: фанаты «синих» (по цвету колесниц) были монофизитами, «зеленых» — православными фундаменталистами.

В январе 532 года столкновения фанатов вылились в мятеж Ника. Как отмечает крупнейший российский византинист Федор Успенский, министр юстиции Трибониан «ради наживы жертвовал всем, не затрудняясь толковать закон вкривь и вкось и применять статьи не в пользу правой стороны, а в пользу той, которая предложила взятку».

В итоге казнены были не истинные зачинщики насилия, а назначенные таковыми. В городе вспыхнул невиданный бунт, император Юстиниан и императрица Феодора, сама в молодости принадлежавшая к партии «синих», готовились к бегству, а мятежники избрали нового царя.

Хотел я было пересказать здесь свой давний спор в ЖЖ с известным социальным антропологом о феномене футбольного фанатства (он утверждал, что спорт — это современный «симулякр войны», сублимирующий агрессию, изначально присущую виду homo sapiens), но потом решил, что хватит академических рассуждений и исторических экскурсов — много чести. Вот рассказ, куда лучше характеризующий происходящее сегодня в России:

Кто-то из них, наверное, искренне верит в то, что он такой смелый и крутой мститель… раз он не ходит на дело один и трезвый.

А дальше — влезаем в количестве плюс-минус пять чел. в набитый, допустим, маршрутный автобус (в состоянии достаточно нетрезвом, чтобы те, кто их не видел, могли учуять), прикапываемся к водителю нерусской национальности матом (по сценарию «почему без шляпы?!»), например, из-за денег. Типа ты чо, чурка, считать не умеешь? Че мы тебе тут должны? Че, сразу сказать не мог, сколько с нас?

Ну, потом объясняем ему великим нецензурным русским языком, что его и детей его будут резать по десять человек за каждого русского (главное — в процессе держать себя в руках и не двинуть в пьяном азарте по морде кому-нибудь из тех, во имя кого якобы сыр-бор — сиречь русских, требующих прекратить материться)…

Лучше всего, конечно, полезть мочить водителя набитого автобуса прямо во время движения посреди дороги…

Место действия — Питер. Среди пассажиров маршрутки была и автор этого рассказа, существо утонченное, специалист по истории Великой французской революции. Когда водителю удалось остановить автобус, пассажиры поспешно разошлись. «Не сразу, — уточняет автор. — Не все. Некоторые, пронаблюдав за пошедшим в ход ломиком, оторванными дворниками и разбитым лобовым стеклом, ушли только после того, как поняли, что дальше их не повезут, а будут ждать милицию на месте происшествия». Остались четверо, в том числе автор с приятелем. Остались, чтобы стать свидетелями для милиции.

Вот что такое эти фанатские беснования. Единственная параллель, которая приходит в голову, — с нацистским штурмовиком, который на глазах у «честных немцев» поставил еврея на колени и мочится ему на лицо. А «честные немцы», мысленно возмущаясь, стыдливо отводят взоры и безучастно пробегают мимо.

Нынешним бесчинствующим в России молодчикам не хватает только фюрера, который освободит их от химеры под названием «совесть» — возьмет ответственность на себя. Теперешние отцы нации для таких заявлений слабы в коленках. Но пролог к сочинской Олимпиаде и чемпионату мира по футболу впечатляющий.

Проводить в нынешней России международные спортивные состязания — все равно что проводить их в нацистской Германии. Тогда основатель олимпийского движения барон де Кубертен получил от нацистов за свое согласие 10 тысяч рейхсмарок — полмиллиона долларов по нынешнему курсу. Сумма смешная для нынешних членов МОК и ФИФА.

Ну а таблички «инородцам вход воспрещен» можно будет и убрать на время, как это сделали нацисты на Олимпийских играх 1936 года в Гармиш-Партенкирхене и Берлине. И даже включили нескольких евреев в свою сборную.