О причинах визитов Патриарха Кирилла в Украину

Украинцы всегда отмечались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли, они могут ответить так, как ответили во времена той же Гайдаматчины, Хмельниччины, УНР, УПА…

Дмитрий Степовик — доктор богословских наук и философии, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклоризма и этнологии имени Максима Рыльского НАНУ, профессор истории искусства Киевской духовной академии. В интервью УНИАН Дмитрий Власович рассказал, почему предстоятель Российской православной церкви Кирилл так зачастил в Украину и когда ожидать создания украинской поместной церкви.

ПОЧЕМУ АЛЕКСЕЙ ІІ НЕ ПРИЕЗЖАЛ В УКРАИНУ

Дмитрий Власович, патриарх московский и всея Руси Алексий II побывал в Украине лишь дважды. Его преемник, предстоятель РПЦ Кирилл приезжал в Киев уже четыре раза. Чем вызвана такая заинтересованность нынешнего российского патриарха Украиной?

Дмитрий Степовик Алексий II Ридигер так редко был в Украине, потому что он был довольно больной, старый. Но это все же не основная причина.

В 1990 году, когда он впервые приехал и хотел доказать нам, что мы — часть российского народа (я не знаю, почему он — эстонский еврей — вдруг решил сделать нас частью российского народа), ему устроили тут большую обструкцию, едва пустили в Софиевский собор, но он как-то с черного хода пробрался…

Второй раз он приехал уже перед своим уходом в вечность. Это было празднование 1020-й годовщины Крещения Руси — Украины. Почему-то наше политическое руководство тогда решило, что наше Крещение должны отмечать чужие патриархи. А нашим было запрещено принимать участие. В частности греко-католической церкви, автокефальной церкви и церкви Киевского патриархата. А Вселенский патриарх Константинопольский и Российский в Киеве правили балл вместе с нашими правительственными чиновниками.

Что касается второго патриарха — Кирилла — он моложе, но тоже больной.

Почему? Он же даже в космос собирается лететь…

Он — старый человек, он седой, а такие люди никогда не бывают гренадерского здоровья, значит, болезни у него какие-то есть.

А вообще-то я имел в виду, что у него проблемы с психическим здоровьем. Будучи серьезным человеком, патриархом великой церкви, выдавать такие авантюрные новости, что он хочет в другом государстве иметь свою резиденцию (в нашей Лавре), хочет лететь в космос…

Когда его избрали патриархом, у него уже «от радости в зобу дыханье сперло», он хочет мыслить глобальными процессами, хочет посмотреть на земной шар из космоса, быть православным Папой Римским. Он может объявить себя кем угодно, и императором пекинским, бухарестским и варшавским, пусть говорит что угодно, становится великим, но великим без Украины.

Кирилл приезжает сюда в Украину, делегированный Кремлем. Это же традиция Российской церкви быть спикером раньше царей, великих князей, императоров, потом генсеков и теперь президентов и премьеров. Менялась власть, но суть российского империализма и шовинизма не меняется.

Он приехал сюда с той же целью, с которой приезжал Алексий II. Кирилл (Гундяев) приезжает пропагандировать российский шовинизм и империализм в новой бумажной обложке под видом «Русского мира», к которому он отнес не только славянские государства, такие, как Украина и Беларусь, а почему-то и Молдову, хоть это народ романской группы. Ему очевидно самому не ясно, что подразумевается под «русским миром». Если речь идет о том, что люди разговаривают по-русски, так, скажем, на английском языке сегодня говорит целый мир, следовательно, архиепископ Кентерберийский, глава англиканской церкви, должен сказать, что вся Европа и Америка, где говорят по-английски, — это английский мир. Логики тут нет никакой.

Конечно, все это завернуто в благочестивые разговоры о единстве веры, что православие одно. И здесь он, как православный иерарх, должен был бы знать, что есть большая разница в каноническом праве между католической церковью, которая является церковью монархической, там есть один предстоятель — Папа Римский, и православием, где есть принцип поместности, заложенный в священном писании. В частности, в первых главах последней книги Библии «Откровение Ивана Богослова», все ее знают под названием «Апокалипсис», есть послание ангела семи церквям Малой Азии. И нигде не написано, чтобы эти церкви зависели одна от другой или чтобы одна церковь давала право на существование, автокефалию, независимость другой.

В так называемых апостольских правилах зафиксировано, что каждый народ знает своего первого епископа. Где есть предстоятель церкви, там есть церковь независимая. Они могут общаться в молитвенном отношении с другими церквями, но не должны выполнять волю или подлежать другой церкви.

В то же время Гундяев придумал правило, которое, в сущности, является не православным, а католическим. Он считает, что Московский патриархат должен давать право другим церквям на существование. Это — выдумка, причем еретическая.

По традиции в православии, документ о признании церкви предоставляет Константинопольский патриархат. Потому что это одна из поместных церквей мирового православного сообщества. И то это не является обязательным. Потому все церкви Балканского полуострова — сербская, болгарская, греческая, кипрская и другие — сами провозгласили свою независимость, хотя была борьба, и Константинополь их долгое время не признавал. Как 141 год не признавал независимости Московской церкви. Но в конце XVI века тогдашнего Константинопольского патриарха заманили в Москву и откуда не выпускали, пока он не дал им права на независимое существование. Он дал. И с того времени они считают, что уже Москва должна давать такие ярлыки, которые на греческом называются «томосы».

С тех пор, как Украина стала независимым государством, в ней должна быть независимая церковь. Это подтверждается 34-м апостольским правилом: каждая независимая церковь должна знать своего первого епископа. У нас первым епископом в православии является Святейший патриарх Киевский и всея Руси — Украины. Их за годы независимости было три: Мстислав (Скрипник), Владимир (Романюк) и нынешний Филарет (Денисенко).

Но это не устраивает Кремль и, соответственно, его спикера по церковной линии Гундяева, потому он зачастил сюда. Но с чем он приезжал, с тем и уехал — он своей цели не добился и задания Кремля пока еще не выполнил. Но он предпринимает шаги. Даже заявил, что хочет изменить свой титул: быть не Московским патриархом и всея Руси, то есть РФ, а Московским и Киевским патриархом всея Руси. Ни с государственнической, ни с канонической, ни с православной, ни с христианской точки зрения он не прав.

КОГДА ГОВОРЯТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ, ТО ХОТЯТ НЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, А ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СЕБЕ

Даже в окружении патриарха говорят, что украинская поместная церковь — это вопрос времени. Как вы считаете, сколько нужно времени на объединение?

Они правильно говорят, что для этого нужно время.

Как уже говорил, Российская церковь не признавалась 141 год. С украинской церковью будет по-другому.

Сколько Господь захочет дать нам испытаний и проверить нашу стойкость как отдельной автокефальной независимой поместной церкви, знает только он один. Но я на сто процентов убежден, что это произойдет. И верю, что это будет скоро. Сейчас все политические, экономические, церковные события развиваются в ускоренном темпе. Думаю, признание может быть достаточно быстро — при жизни нынешнего поколения среднего возраста.

Невзирая на формальную отделенность государства от церкви, сейчас можно наблюдать тенденцию сближения церковной и политической верхушки. Каковы последствия такого сближения?

Я слабо верю в то, что на верхах можно о чем-то договориться. Тут действует греховность людей, даже одетых в митрополичьи, архиепископские или епископские ризы с митрой на голове. Отрицая свою причастность к гордыне (это — большой грех, и он идет от дьявола) они где-то тайно его имеют, и когда говорят об объединении, то добиваются не объединения, а присоединения к себе.

У нас есть автокефальная церковь которая имеет своего предстоятеля Мефодия Кудрякова. Церкви Киевского патриархата и автокефальная — одного направления. Они декларируют свою демократическую линию, свою независимость, но когда дошло дело до объединения, они захотели кадровых изменений, захотели в верхушку, хотя их намного меньше чем КП, в 5-6 раз по числу епархий, парафий, священников, диаконов. Им обещают сохранение тех же мест. Но им не нравится Филарет. Хочу другого. Но и другой может не понравиться. Они себя видят во главе.

Московский патриархат постоянно отмечает, что они канонические, а мы — неканонические, потому должны каяться и присоединяться.

Приезжал к нам Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей. И они зондировали через Администрацию президента, как настроен Киевский патриарх. Были даже предложения отречься патриаршего управления и стать митрополией, зависимой от Константинополя, а тогда они будут думать, когда нам дать независимость. Когда мы спросили, сколько они будут думать, то они не дали ответа. Может, год, два, может, десять или больше. Так мы сказали: мы готовы пойти на такой хирургический шаг, но чтобы на протяжении календарного года получить независимость, и тогда мы снова вернемся к патриаршему управлению. Они не согласились.

Потому я не очень верю в возможность договоренности на верхах. В этих договарах есть пестование каких-то личных интересов у церквей, которые окружают Украину.

Недавно в РФ приняли закон о церковной реституции. Частично собственность церквам возвращают и в Украине, хотя это законодательно не закреплено. Взять ту же ситуацию с Лаврой, откуда сейчас выселяют музеи. К чему приведет этот процесс?

Этого не нужно. Это провокация, хотя во многих странах недвижимое имущество, храмы, церковные дома, епископские резиденции являются собственностью церкви.

Недавно в Софии Киевской состоялся украинско-французский семинар. Я принимал в нем участие. Там, в частности, было двое докладчиков — квалифицированные французские чиновники, которые занимаются имущественными вопросами: что принадлежит церкви, а что французскому государству.

Франция — демократическая страна с давними традициями. Практически все самые ценные храмы, в том числе Собор Парижской Богоматери, старинные соборы в Шартре, в Реймсе и другие, построенные еще в средние века, — являются собственностью Французского государства, но даются в пожизненное пользование церкви, при условии сохранения архитектуры и всего искусства, витражей, скульптур. С одной стороны, церковь полностью распоряжается этим собором. Но с другой, знает, что это — государственная собственность и повреждать, сносить или делать какие-то перестройки она не может.

У нас есть такой же опыт. Целый ряд церквей, построенных еще при Киевской Руси, в Чернигове, Киеве являются национальными заповедниками. Та же Лавра, София — достопримечательности мирового искусства ЮНЕСКО. И эти французы говорят, когда это будет полностью передано церкви, то церковь там будет вести себя, как слон в посудной лавке.

А этого добивается МП, который сегодня завладел Нижней Лаврой и хочет достичь того же в Верхней Лавре, выселив оттуда многочисленные музеи с десятками тысяч экспонатов. Если начнутся выселения, это закончится Национальной исторической библиотекой, где хранятся миллионы томов чрезвычайно ценной литературы. Это будет их собственность и они в любое время могут выбросить эти книги на улицу.

Недавно историк Станислав Кульчицкий побывал в России на записи нового исторического телевизионного шоу, где опять ведется пропаганда: если Украина без России — значит, она против России. Некоторые украинские СМИ прибегают к контрпропаганде, появляются материалы, которые в России трактуют как русофобские. Как правильно выстраивать политику, чтобы россияне, которые проживают в Украине, не мечтали о воскрешении умершего Советского Союза, а чувствовали себя украинцами?

Россияне, которые живут в Украине, могут думать о чем угодно, даже о переселении на Луну…

Но их не так мало…

Сколько бы их не было — они не являются большинством. Титульная нация — украинцы. И хоть их много сейчас выезжает на заработки или на постоянное проживание на Запад, украинцы будут оставаться титульной нацией, и нас всегда будет большинство. И есть российское национальное меньшинство, и таким оно всегда будет. О чем бы она не мечтала, Украина уже никогда не будет российской. Хотя нынешнее руководство очень старается.

Обниматься с человеком, который плюет тебе в лицо, никто не будет. Украинцы всегда отличались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли и все пальцы на ногах прижимают другой ногой, они могут ответить так, как ответили во времена той, что Гайдаматчины, Хмельниччины, УНР, УПА…

Уже давно ведутся разговоры о постройке храма на месте остатков фундамента Десятинной церкви в Киеве. Недавно появилась новость, что на руинах таки появится храм Московского патриархата. По вашему мнению, какое здание должно было бы появиться на том месте?

Дмитрий Степовик На том украинско-французском семинаре выступал заместитель директора Института археологии НАНУ Глеб Ивакин, который доказывал, что там никакого монастыря в действительности не было.

Я за то, чтобы храм там был построен. Каждый построенный храм — это дело Божье. В храме всегда будет звучать молитва.

Земля там была освящена и поставлен крест в 2004 году Киевским патриархатом под строительство именно храма КП, но МП перехватил инициативу рэйдерскими методами.

Уже есть несколько проектов будущего храма. Один из них вызывает у меня одобрение и симпатию. Он разработан покойным архитектором и историком архитектуры Юрием Асеевым. Но постройка такого храма обойдется государству в 100 миллионов гривен.

Кому он будет принадлежать? Может, на то время уже будет объединение церквей в Украине… Думать, что он будет принадлежать Москве, неправильно. Украина его будет строить, и Украине он будет принадлежать.