Наука заимствования? Наука и заимствования? Научный плагиат!

Притягательность плагиата — в простоте процесса. Зачем думать, если можно списать? Перед таким искушением порой не могут устоять не только студенты, но и профессора. Как не стать жертвой плагиата и эксплуатации в науке?

В 2006 году в академической среде Германии разразился громкий скандал. Дармштадтский профессор юриспруденции издал комментарии к Гражданскому кодексу ФРГ и был уличен в плагиате. Он попытался умыть руки, заявив, что многие главы писал не он лично, а его ассистент. К списку обвинений в нарушении научной этики добавилось еще одно: профессор публиковал тексты своих подчиненных под собственным именем.

Идеи и мысли — в свободном падении в Сети

профессор права Мюнхенского университета Фолькер Рибле (Volker Riebe) Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Фолькер Рибле затронул табу — плагиат среди профессоровПрисваивать чужие идеи и выдавать их за свои — неэтично, но практично. Это явление возникло, пожалуй, одновременно со способностью человека оформлять свои мысли в слова. Однако интернет и две элементарные функции компьютера сopy&paste — «скопировать и вставить» — сделали плагиат массовым явлением, считает профессор права Мюнхенского университета Фолькер Рибле (Volker Rieble), написавший книгу «Научный плагиат. О провале системы» (Das Wissenschaftsplagiat: Vom Versagen eines Systems).

В ней автор исследует феномен плагиата не в абстрактной плоскости, а разоблачает нарушителей поименно — главным образом, профессоров. По мнению Рибле, речь идет не об отдельных случаях, а о систематических нарушениях. По его словам, в Германии этой проблеме уделяется недостаточно внимания: посвященные стараются не выносить сор из избы, и нарушители, как правило, остаются безнаказанными.

«Праффесар, выпей йаду!»

«Почему-то у нас принято разоблачать только списывающих студентов и аспирантов, хотя ученые этим тоже не брезгуют, — возмущается юрист. — То, что плагиат стал настолько расхожим явлением, связано не только с распространением интернета, но и с отсутствием у авторов личной ответственности за написанное. Образно выражаясь, можно сказать, что сейчас списывается все, что не прибито гвоздями».

Почему же профессора — казалось бы, уважаемые люди — поддаются соблазну рядиться в чужие перья? Фолькер Рибле называет две причины: «Во-первых, недостаток собственных идей и интеллектуального потенциала. В науке ведь как? Ты существуешь, пока издаешься. И, во-вторых, это цейтнот. Не успевая вложиться в сроки, установленные издательствами, авторам не остается ничего другого, кроме как списывать».

ПавлинBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Не профессорское это дело — рядиться в чужие перьяОмбудсмен при Немецком научно-исследовательском сообществе (DFG — Deutsche Forschungsgemeinschaft) Ульрике Байзигель (Ulrike Beisiegel) следит за соблюдением научной этики. Она объясняет плагиат в научной среде Германии еще и финансовым прессингом. «Дело в том, что бюджеты вузов в Германии распределяются по так называемому «стимулирующему принципу», — разъясняет Байзигель. — Скажем, медицинским факультетам гарантируются 70 процентов финансирования, а оставшиеся 30 факультет должен заработать с помощью дополнительных очков, которые, среди прочего, присуждаются и за публикации. Поэтому чем больше публикаций у профессора, тем больше пунктов и, соответственно, денег у кафедры».

Горькая наука: пиши и молчи!

Зачастую жертвами нерасторопности или тщеславия профессоров становятся именно молодые ученые. Понятие «литературный негр» (ghostwriter) — то есть автор, пишущий речи, статьи и книги за другого, — хорошо знакомо в научной среде. Карьера аспирантов и начинающих ученых в большинстве случаев напрямую зависит от благосклонности и поддержки научного руководителя или директора института, и выяснение отношений нежелательно. Поэтому при соответствующей просьбе молодому «подневольному интеллекту» приходится писать для начальства молча, оставаясь для читателей невидимкой.

Символический снимок: депрессия, страхBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Проблемы с руководителем проекта? Молчать не стоитПо утверждению омбудсмена Ульрике Байзигель, случаи такой эксплуатации редко всплывают на поверхность, да и то, в основном, задним числом — слишком сильна академическая иерархия и велик страх начинающих ученых совершить ошибку, вступив в неравный борьбу с профессором. Однако, по словам Ульрике Байзигель, анонимность жалобщику гарантируется, его имя может быть оглашено только с личного согласия. Правда, доказать факт злоупотребления служебным положением со стороны профессора, не называя имени пострадавшего, достаточно сложно. А вот разоблачить плагиат гораздо легче, говорит Ульрике Байзигель.

Омбудсмен придет на помощь

«Нужно просто написать нам и предоставить оригинал текста и публикацию-плагиат, — уточняет эксперт. — В большинстве случаев обвинения подтверждаются. После этого мы обращаемся к нарушителю, не называя при этом источника информации». Если молодые ученые попадают в Германии в щекотливое положение, им все же не стоит молчать. Со своей проблемой можно обратиться к омбудсмену при учебном или научно-исследовательском заведении или — при наличии серьезного конфликта — к одному из трех омбудсменов Немецкого научно-исследовательского сообщества (см. ссылку под статьей — прим. ред.).