Нас вырастил Сталин: другая сторона медали

Не так часто реставрация очередного исторического объекта вызывает полемику — причем полемику не сугубо профессиональную, в кругу архитекторов и искусствоведов, а широкую общественную дискуссию. Но то, что происходит вокруг отреставрированного вестибюля станции метро «Курская — кольцевая», не случайно вызвало жаркие споры.

Поводом для дискуссии послужило восстановление на стене станции слов из советского гимна сталинского периода «Нас вырастил Сталин — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил» (по странной иронии судьбы, открытие станции и восстановление слов гимна совпало с кончиной автора гимна Сергея Михалкова).

Многие представители демократической общественности посчитали, что это событие вписывается в веяния нового времени, когда возрождается государственная риторика советских времен, и героизируется прошлое, якобы «оболганное» в годы демократических реформ.

Справедливость таких утверждений очевидна: достаточно посмотреть некоторые новостные, документальные и художественные программы на государственных каналах телевидения. Есть и прямые свидетельства попыток возрождения имени «вождя народов»: памятники, бюсты, барельефы Сталина установлены или готовят к установке в Мирном, Волгограде, Махачкале, Ишиме, Владимире, Челябинске, Калининграде, Сочи, Северной Осетии и других местах. Мотивация местных властей и энтузиастов, возрождающих память о тиране, различна: это и ностальгия старых коммунистов, и убеждения радикальной левой молодежи, и политические игры. И за редким исключением (как, например, установка памятника на территории санатория «Красмашевский», изображающего Сталина, Рузвельта и Черчилля, и посвященного состоявшейся в 1945 году в Ялте встрече лидеров стран антигитлеровской коалиции), новые скульптурные творения не могут вызвать ничего, кроме озабоченности и опасения за будущее: возрождающаяся память о кровавом тиране свидетельствует о глубокой болезни нашего общества.

С восстановлением вестибюля станции метро «Курская-кольцевая» несколько иная ситуация. Большинство станций московского метро — это значимые художественные комплексы, часто выдающиеся произведения искусства. Они, безусловно, несут на себе отблеск имперского и даже тоталитарного духа, о чем неоднократно писали искусствоведы, и их сооружение служило частью пропагандистской машины сталинского времени. Но от этого они не становятся менее значимыми историческими и художественными памятниками. Реставрация таких памятников требует особой тщательности, сохранения целостности и духа интерьера станции. В этом смысле стихи сталинского гимна являются ее составной частью. Их нельзя просто изъять или менять слова, как это трижды делал с гимном, на потребу власть предержащим, сервильный советский поэт. Тогда точная реставрация теряет смысл и в некотором смысле воспроизводит печальную историю гимна. Кроме того, все равно искусствоведы будут объяснять туристам, что «на этом месте когда-то были слова сталинского гимна». Из песни слова не выкинешь.

Однако есть и другая сторона медали: новое воспроизведение имени Сталина послужит для сотен тысяч и миллионов граждан знаком возрождения идеологии сталинизма, признаком ностальгии властей по тоталитаризму.

Таким образом, перед властями выбор — художественная целостность реставрируемого объекта или же четкий сигнал обществу: стертое однажды имя Сталина так и останется стертым. В ФРГ не восстанавливают памятников Гитлеру, не высекают в камне нацистские марши и цитаты тирана. Идеология нацизма в современной Германии предана анафеме, а ее последователи жестко преследуются законами этой демократической страны.

Лучше пожертвовать художественной целостностью интерьера станции, чем правом людей на веру в демократическую Россию. Иначе, следуя этой логике и думая о восстановлении архитектурных памятников, стоит возродить из пепла тысячи гипсовых и бронзовых фигур и барельефов «Усатого», его цитаты в камне. А это путь в забвение и во мрак.

ОПРОС: Нужен ли современной России Сталин?