Наркотики. Россия в опасности

Сегодня специалисты из управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) опубликовали содержащее тревожные данные сообщение, согласно которому в период с 2005 года количество афганцев, подверженных наркотической зависимости от героина и опиума удвоилось, и теперь почти миллион афганцев постоянно употребляют эти вещества. Но проблема опиатной аддикции выходит далеко за пределы Афганистана. В октябре прошлого года был опубликован документ УНП ООН, авторы которого пришли к выводу: ежегодно во всём мире сто тысяч человек становятся жертвами мака, выращиваемого в Афганистане и перерабатываемого в такие тяжёлые наркотики, как героин и опиум. По данным российских властей, от тридцати до сорока тысяч из этих погибших — российские граждане, что превышает количество российских солдат, погибших за всё время войны в Афганистане, шедшей в 1980-х годах. Согласно этим данным, афганские опиаты — самый смертоносный наркотик в мире, причём больше всех от него страдают русские.

Учитывая это, не приходится удивляться, что в начале июня в Москве была проведена первая международная конференция на тему «Производство наркотиков в Афганистане как вызов, брошенный международному сообществу». Российские власти воспользовались форумом, на котором были представлены не только страшные образы наркоманов и уловок, к которым прибегают наркокурьеры, но и подробные аналитические совещания, и сделали акцент на том разрушительном эффекте, который афганские наркотики оказывают и на их страну, и на прочие страны Европы и Азии. Российские участники, составлявшие самую многочисленную делегацию (присутствовали сотни политиков, специалистов по борьбе с наркотиками и журналистов из сорока с чем-то стран, включая Иран, Колумбию и США), также попытались побудить альянс НАТО занять более агрессивную позицию в связи с проблемой, которую главный из выступавших — российский президент Дмитрий Медведев — назвал одной из серьёзнейших угроз, стоящих перед страной сегодня.

По оценкам функционирующей при российском правительстве Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков, свыше двух миллионов россиян находится в наркотической зависимости от поставляемых из Афганистана наркотиков; эта цифра превышает аналогичный показатель любой другой страны и продолжает расти. Большая часть наркоманов входит в возрастную группу от восемнадцати до тридцати девяти лет; таким образом, страдает самая продуктивная группа населения России. Вдобавок к смертельным исходам от передозировки существует проблема заражения вирусом СПИДа: более миллиона россиян заразились им через грязные шприцы, которыми они пользуются при инъекции героина.

Глава службы по контролю над оборотом наркотиков Виктор Иванов и прочие российские делегаты подвергли огню критики так называемые Международные силы содействия безопасности, которые, находясь в Афганистане, оказались не в состоянии взять под контроль бурно растущее производство опиума в этой стране. С тех пор, как коалиционные войска осуществили вторжение на территорию Афганистана (случилось это в конце 2001 года), выращивание опиума увеличилось на 40 000 процентов (цифра прозвучала на презентации, проведённой Ивановым). Российские официальные лица утверждают, что, оккупировав Афганистан, НАТО тем самым взяло на себя ответственность за борьбу с наркоторговлей и прочей транснациональной преступной деятельностью, осуществляемой на территории страны. Хотя отдельные представители России признают, что НАТО справедливо опасается временного роста численности повстанцев в случае начала прямой борьбы с производством наркотиков, — всё же официальная Россия утверждает, что проблемы наркотиков и повстанцев являются взаимосвязанными, а НАТО не сможет разгромить повстанческое движение талибов, покуда оно способно самофинансироваться за счёт миллионов долларов, которые, по оценкам УНП ООН, талибы получают благодаря участию в индустрии производства наркотиков. Также Иванов презентовал пользующийся поддержкой правительства проект «Радуга-2», ставящий целью решение проблемы наркотиков для Афганистана.

Значительная часть дебатов на форуме была связана с сомнениями в разумности такой меры, как опрыскивание маковых полей химикатами с воздуха (многие официальные представители России выступают за то, чтобы совершить подобный шаг). В настоящее время политика НАТО заключается в том, что физическим уничтожением маковых полей должны заниматься сами афганские службы по борьбе с наркотиками, а они действуют вручную, например, распахивают опиумные поля с помощью тяглового скота, а также бьют маковые кусты палками. Согласно данным, представленным на презентации Иванова, в 2008 году афганцами было уничтожено механическим способом всего три процента всего опиумного мака, выращенного в стране, тогда как в Колумбии в этом году разбрызгиванием гербицидов с воздуха было уничтожено 75 процентов всех посевов коки.

Но официальные представители НАТО, присутствовавшие на форуме, заявили, что лучший способ остановить экспорт наркотиков из Афганистана — это победа над повстанцами и восстановление в Кабуле сильного правительства, способного обеспечивать правопорядок и соблюдение закона по всей стране, а также восстановить национальную экономику, чтобы афганцы сами могли зарабатывать себе на жизнь, не усугубляя проблему наркомании. В то же время представители НАТО приводили такой довод, что коалиционные силы могли бы добиться большого успеха в области перехвата крупных грузов наркотиков и задержания главных афганских наркобаронов, в то же время способствуя усилению правоохранительных органов Афганистана и осуществляя ряд других социально-экономических программ, направленных на искоренение основных причин производства наркотиков.

На это российские эксперты ответили, что если афганское правительство не в силах возглавить общенациональную кампанию по борьбе с наркотиками, то операции по перехвату приведут к задержанию лишь небольшой доли наркокурьеров, а программы стимулирования альтернативных заработков не помогут, если только не будет активизированы и программы стимулирования отказа от выращивания опиума. Отдельные присутствовавшие на московском форуме официальные лица из России обвиняли официальный Вашингтон в применении «двойных стандартов» — приток кокаина в США они сдерживают всеми силами, а страдания России, проистекающие из нестабильной ситуации в Афганистане, по сути дела игнорируют.

Осталось неясным, много ли из участников помнит, что в 2006 и 2007 годах, после нескольких лет вызывающего смущение скачкообразного роста производства опиума в Афганистане и появления доказательств того, что повстанцы-талибы на свои доходы от наркотрафика финансируют собственное возрождение, администрация США под руководством Джорджа Буша-младшего пришла к тем же выводам, что и русские, и даже решила, что для решения проблемы наркотиков в Афганистане разбрызгивание гербицидов необходимо, тогда как применение ручных методов не только неэффективно, но и причиняет наибольший ущерб бедным крестьянам, страдавшим от нехватки средств и престижа, тогда как крупные и обеспеченные производители уходят от карательных мер наподобие перехвата грузов и уничтожения посевов путём откупа, обращения к связям во властных структурах или применения грубой силы. В результате сотрудники афганских служб по борьбе с наркотиками и их иностранные партнёры страдали от нехватки транспортных средств и прочих вещей, необходимых для противостояния хорошо вооружённым наркобаронам, а также элементам, действующим на контролируемых талибами территориях. При помощи сельскохозяйственных самолётов, пилотируемых иностранными лётчиками, можно было бы решить эти проблемы, применяя более универсальный и справедливый подход.

В начале 2007 года, однако, президент Афганистана Хамид Карзай отказался от данного им ранее согласия на осуществление пилотной программы, предусматривавшей наземное распыление гербицида глифосата. С молчаливого одобрения европейцев, озабоченных ростом общественного недовольства в связи с ростом потерь НАТО в Афганистане, Карзай заявил, что даже наземное распыление вызовет возмущение местных крестьян, само выживание которых зависит от выращивания мака, а значит, тем самым будут заложены ростки будущих мятежей. Часть представителей военного командования США согласилась с этим.

Разворачивающиеся споры о преимуществах опрыскивания маковых полей в Афганистане химикатами отражают всё те же разногласия, лежащие в области расстановки приоритетов. В соответствии со стратегией борьбы с повстанческим движением, реализуемой командующим войсками США и НАТО в Афганистане генералом Стэнли Маккристалом, войска коалиции и их афганские союзники стремятся в первую очередь завоевать сердца и умы афганцев. Распылением химикатов над полями они только повредят делу, так как талибы будут обвинять коалицию в злонамеренном отравлении еды, воды и природы.

Россия, однако, не держит войск в Афганистане, и абсолютно все присутствовавшие на форуме россияне категорически заявили, что не имеют желания отправлять их туда. Тем не менее, жертвами войны стали и они. Вне всяких сомнений, для них важно остановить поток афганского опиума, разрушающий их общество таким же образом, каким приток таких наркотиков, как «крэк» и кокаин, вызвал настоящую эпидемию наркомании в некоторых частях США в 1980-х. С точки зрения России гибель какого-то количества солдат НАТО — вполне приемлемая цена за то, чтобы остановить афганских наркокурьеров, потому что, как заметил Иванов, долг солдата заключается именно в том, чтобы защищать мирных людей. Как указал он сам и другие выступавшие на форуме российские делегаты, специалисты из УНП ООН подсчитали, что каждый год от передозировки афганским героином умирает большее количество граждан стран НАТО, чем погибло солдат в Афганистане за всё время, прошедшее после событий 11 сентября и начала боевых действий в этой стране.

Возможно, будет более разумно, если НАТО и Россия воплотят в жизнь высказанную ранее Россией, но удивительным образом не озвученную на презентации Иванова идею: улучшить схему интеграции многостороннего реагирования на проблему Афганистана и наркотиков. В течение долгих лет официальная Россия предлагала НАТО начать напрямую сотрудничать с возглавляемой Россией Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по проблемам, связанным с Афганистаном и прочими вопросами безопасности в Евразии. Среди прочих видов деятельности ОДКБ, в последнее время получившая чуть более широкую известность на Западе благодаря своему возможному руководящему (и легитимизирующему) участию в военной интервенции России и прочих стран в Киргизию, проводила так называемые операции «Канал», направленные на перехват наркотиков в сопредельных с Афганистаном районах.

Хотя отдельные входящие в НАТО страны, в том числе и США, направляли своих наблюдателей для ознакомления с операциями «Канал», официальные представители НАТО и государств, входящих в альянс, отказались устанавливать официальные межинституциональные контакты с ОДКБ, опасаясь этим усилить примат Москвы в вопросах безопасности прочих стран, входящих в эту организацию, то есть Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Но не исключено, что НАТО придётся пересмотреть этот принцип, по крайней мере в том, что касается Афганистана, так как резкое недовольство России в связи с проблемой наркотиков и Афганистана может затормозить развитие двустороннего сотрудничества между Россией и НАТО по вопросам безопасности в Евразии, в том числе и в вопросе предоставления Россией альянсу НАТО права осуществлять перевозки военных грузов по её территории, а также в недавно приобретшем актуальность вопросе принятия совместных российско-американских мер по восстановлению стабильности в Киргизии.

Выступая на московском форуме, министр иностранных дел Сергей Лавров объявил, что на предстоящей в июле международной конференции в Кабуле российское правительство поставит вопрос о наркотиках как один из ключевых. Эта встреча станет подходящей площадкой, на которой делегация НАТО сможет объявить о применении нового подхода и о придании большей последовательности своей политике борьбы с наркотиками в Афганистане.