Наркомания в России. Кто виноват и что делать?

Вместо эпиграфа: «Прошу вас направлять в наш адрес предложения и рекомендации. Они будут учтены при разработке следующих государственных документов, направленных на повышение эффективности антинаркотической политики» Обсуждение продолжается. Директор ФСКН России Виктор Иванов

Подробное знакомство с сайтом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) наводит на грустные размышления. По данным на 2007 год (начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН Александр Яневский), в России около 6 млн человек регулярно употребляют наркотики, а на учете в органах здравоохранения стоят около 500 тыс. наркоманов. По данным на 2010 г (директор ФСКН Виктор Иванов) наркоманов, почему-то, «примерно два с половиной миллиона, из которых 90% употребляет героин, а на учет поставлены 550 тысяч». Они что, все вымерли? Или вылечились? Представленный на сайте в декабре 2009 года проект государственной антинаркотической политики ничего принципиально нового не предлагает. Следовательно, вымирание России будет продолжаться. Статистика, приведенная на сайте, только часть правды. Эксперты ООН дают другие, более страшные цифры. Да дело и не в точности экспертных оценок. Даже по официальной статистике: «Ежегодно в России от наркотиков умирает 30000 человек, не достигших 30 летнего возраста (умирает больше 80 человек в сутки). Каждые сутки более 250 человек становятся наркозависимыми». Иными словами, ежедневно количество наркоманов в России вырастает на 170 человек (250 появляются — 80 умирают). Вновь появившиеся, «среднестатистические» 170 умрут, «в среднем», через 5-7 лет (по другой статистике через 4-5 лет) не оставив после себя детей. Алкоголизм выкашивает россиян после 30 лет, поэтому дети остаются.

За 10 лет войны в Афганистане, где погибли и ранены мои сверстники, безвозвратные потери (убитые, умершие от ран, болезней, пропавшие без вести) оценивались в 15 051 человек, афганская война в течение десяти лет уносила в среднем по четыре человека в день, наркомания ежедневно и далеко не первый год уносит по 80 молодых россиян. Это официальные цифры сайта ФСКН. На самом деле, смертей, прямо или косвенно связанных с наркоманией, много больше. Героин — страшное оружие. Не случайно чеченец Басаев грозил «посадить Россию на иглу». Наркомания для нас страшнее алкоголизма и гораздо хуже войны.

В самом названии статьи поставлены два извечных русских вопроса. Если на первый можно ответить однозначно, то второй весьма не прост.

Вопрос первый КТО ВИНОВАТ? Может быть, сами наркоманы, может быть их родители, может быть школа, милиция или наркологическая служба? Наверное, часть вины несут и родители и общественные организации и, конечно, сам наркоман. Никто не заставлял его нюхать, тем более колоться героином — попробовать решил сам. Но! Сделать героин недоступным, создать все условия, чтобы попробовать было негде — обязанность государства, с которой государство не справляется более15 лет. Поэтому основную тяжесть вины за разгул наркомании несет высшая российская власть. Бывший дважды президентом, а ныне председатель правительства, В.В.Путин в своих выступлениях этой темы избегает. А ведь именно государство призвано обеспечить безопасность своих граждан, в том числе связанную с качеством и доступностью алкоголя, табака, тем более запрета и недоступности наркотиков.

Согласно тезису обсуждаемого проекта «Президент Российской Федерации осуществляет руководство антинаркотической деятельностью». Эта похоже на готовность взять на себя ответственность. До сих пор ни Президент, ни Правительство, много лет подряд, с этими задачами не справлялись.

Наиболее активная часть молодежи, будущее страны, вымирает в ужасающих масштабах. Для сохранения власти кроме дрессированного ОМОНа, послушной прессы, желательно иметь «безмолвный» народ, безмолвие которого обеспечивает, в том числе и высокий уровень наркомании. Кто и когда ответит за это? А если бы каждый россиянин знал реальные цифры, стал бы он гражданином и возвысил бы свой голос — «доколе все это будем терпеть, доколе будем хоронить своих детей молодыми?» Но большинству граждан эти цифры не известны. Они скрываются, замалчиваются, забиваются «попсней», «Домом 2» на всех центральных каналах. В таком информационном поле каждая семья, имеющая наркозависимого, борется со своей проблемой в одиночку. Таких граждан в России около 15 млн. По словам психолога Владимира Менделевича, в итоге «образуется дисфункциональная во всех смыслах семья, преследуемая разнообразными страхами, о ее полноценном участии в жизни общества и речи не идет». Если есть какие то деньги — отправят ребенка на «лечение» в коммерческие реабилитационные центры, если денег нет — в религиозные секты, где реабилитация только на первый взгляд бесплатная. К сожалению, результата нет в обоих случаях, и тогда некоторые держат своих детей дома, иногда даже на цепи, таким образом, пытаясь сохранить им жизнь и уменьшить вред от пребывания в обществе.

Кто ответит за сокрытие от населения жизненно важной информации? Обман, уход от реальных проблем, стал основой политической риторики. Взять хотя бы последний отчет Путина перед думой. О наркомании он вообще ничего не сказал. Поэтому молодое поколение продолжает вымирать! Рыба гниет с головы, а сыплется с хвоста. Вот мы с Вами и есть тот самый «хвост»…

Деньги на «борьбу» с наркоманией выделяются? Может мало? А может это не «борьба»? А куда, простите, тратятся? Неужели так дорого стоит пропаганда здорового образа жизни вместе с лозунгами типа: «спорт против наркотиков». Попытка выяснить эти простые цифры из официальных данных бюджета кончается неудачей. Зачем простому гражданину такая подробная информация? В целом у нас все хорошо. Сейчас главное «нанотехнологии». На что конкретно уходят выделенные деньги известно тем, кто их «осваивает». Это они меняли законодательство о наркомании, закрывали ЛТП, закрывали наркодиспансеры. Формальную антинаркотическую политику планируют именно они. В данный момент за все принятые в этой области законы отвечает руководство страны и правящая партия «Единая Россия», а значит каждый ее член. В целом, ответ на первый вопрос однозначен. Кто не согласен, возразите по существу.

Вопрос второй — ЧТО ДЕЛАТЬ? Отдаю себе отчет, что с таким масштабом коррупции и административной глупости (примером чему служит сайт ФСКН), власть на решительные действия не способна. Разве только против инакомыслящих? Сейчас она всецело занята тем, чтобы остаться у власти. В этом смысле существующий уровень наркомании ей даже «на руку». Кто станет требовать свободных выборов, если самая активная часть населения занята поиском героина, а многочисленные родственники поиском выхода из свалившихся на семью проблем. Именно отсутствие свободной прессы, отсутствие выборной сменяемости власти ведет к масштабной коррупции, падению уровня жизни, ужасающей наркотизации и вымиранию населения. Наркотрафик в таких объемах не возможен без содействия сотрудников милиции, пограничной и таможенной служб, банков, и администрации на местах. Даже исследователи ВНИИ МВД России констатировали: «уровень отечественной коррупции таков, что ее можно считать не вспомогательным, а одним из основных факторов наркотизации страны». На сегодня государственная антинаркотическая политика провалена по всем направлениям.

И все же ЧТО НАДЛЕЖИТ ДЕЛАТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ? Следуя известной мудрости о том, что знание некоторых принципов избавляет от знания многих фактов — предлагаю ФСКН для создания программы руководствоваться следующими принципиальными соображениями:

1. Принцип первый — ОБОЗНАЧИТЬ ПРОБЛЕМУ. Официально, на уровне Президента, Премьера и Государственной Думы признать наркоманию национальной катастрофой. Признать, что против России ведется наркотическая война, в которой, при полной продажности и бездарности полководцев, она несет тяжелейшие санитарные потери. Ввести, наконец, персональную ответственность за результаты «борьбы». Оценку проводить не по количеству проведенных мероприятий, выполнению плана поимки наркоманов и выдвижения лозунгов, а по правдивой статистике снижения смертности по статьям связанным с наркопотреблением.

2. Принцип второй — СДЕЛАТЬ ТОРГОВЛЮ НАРКОТИКАМИ НЕ ВЫГОДНОЙ. В России гражданин, нарушающий законы, часто живет лучше, выигрывает в судах, чудесным образом выходя «сухим из воды» (например, мэр столицы Лужков). Гражданин, пытающийся соблюдать законы — живет хуже. Большинство знает это на собственном опыте и примеры не требуются. В России хорошая Конституция (на которой по очереди клянутся и дальше собираются клясться то Путин, то Медведев). Но! Соблюдать КОНСТИТУЦИЮ и гарантировать права граждан никто из них не в состоянии. Специальные отряды ОМОН каждое 31-число месяца разгоняют с Триумфальной площади горстку граждан, возражающих против ее нарушения.

Законы любого устойчивого государства устроены таким образом, чтобы соблюдать их гражданам было выгодно, а нарушать не выгодно. Это основной принцип мотивации, которым вынужден руководствоваться каждый. Торговля наркотиком должна стать занятием не выгодным и очень опасным. Употребление наркотика должно сразу лишать потребителя основных гражданских прав и свобод. Регистрация в государственной базе наркозависимых должна ставить гражданина в ответственное положение: лишать его возможности получать образование за счет налогоплательщиков, управлять транспортом, иметь оружие, служить в государственных структурах управления, милиции, армии.

Как сделать невыгодным бизнес, приносящий 2000% прибыли? Это не просто, но возможно, если руководствоваться двумя принципами: полное экономическое разорение всех субъектов «наркобизнеса», включая всех причастных к наркотрафику лиц, и высокая степень неотвратимости наказания. Последнюю может обеспечить серьезное материальное вознаграждение добровольных информаторов и институт «сделки с правосудием». Пусть мелкий наркодиллер, вместо положенного по закону срока, будет получать меньший — зато добровольно сдаст всю известную ему цепочку участников. Еще и арестовать поможет. Конечно, если будут квалифицированные следователи и индивидуальный подход. По цепочке от мелких торговцев можно выйти на средних оптовиков, перевозчиков и организаторов, которые и наркотика в руках не держали. Создать такую систему обязанность законодателей! «Норма прибыли» наркорынка постоянно растет и сегодня составляет от 300% до 2000%. Смертная казнь при такой прибыли торговцев не остановит. «Пехота» будет гибнуть, но на место одного казненного встанут два новых, а организаторы наркотрафика и крупные распространители будут процветать. Разорять следует не только продавцов, но и покупателей. Самое серьезное оружие в этой войне — пока не принятые, но архиважные сейчас (точнее еще вчера) экономические антинаркотические законы. Таковые можно разделить на три группы;

Во-первых, это крупные денежные штрафы, которые обязаны разорить всех участников наркорынка. Назначаться, штрафы должны индивидуально и лучше всего судом, — с учетом величины партии, вида наркотика, материального положения наркодиллера. Штраф обязан платить не только продавец, но и покупатель (не 500 рублей за «чек», как сейчас, а много больше). Не может заплатить — пусть идет на общественные работы или привлекается к уголовной ответственности. Все причастные к «наркобизнесу» лица и организации по решению суда должны платить огромные штрафы, размер которых не ограничен законодательством. Представьте, какой штраф суд может назначить администрации ночного клуба, если есть оперативная съемка продажи в этом клубе «экстази». После первого штрафа хозяин поменяет всю охрану, а после второго закроет клуб. Какой штраф заплатит частная аптека за доказанную незаконную продажу тропикамида. Хозяина, справедливо назначенный штраф, обязан разорить, а государственного директора просто уволят, не говоря уже об уголовной ответственности, и следующий будет тщательнее подбирать фармацевтов. Средства от штрафов должны оставаться в местных органах ФСКН и расходоваться на дополнительные зарплаты сотрудников, добровольных помощников, если угодно — сети осведомителей. Ловля наркодилеров должна стать занятием экономически выгодным и серьезно обогащать всех участников.

Во-вторых, это полная конфискация счетов в банках, движимого и недвижимого имущества, кому бы оно не принадлежало, если при участии этого имущества осуществлялась транспортировка, хранение или продажа наркотика. Если торговля ведется из частного дома, квартиры, или цыганского особняка и есть контрольная закупка или оперативная съемка — тогда недвижимость, средства связи, автомобили, катера надлежит конфисковать. Средства от продажи на аукционе конфискованного имущества должны идти на укрепление бюджетов местных органов ФСКН и поощрения информаторов, способствовавших обнаружению торговой точки. Тогда не наркобароны будут ездить на крутых джипах, а ФСКН оснастится спутниковой навигацией и спецтехникой покруче той, что снимали Шендеровича в постели с «Катей». Будет чем кормить служебных собак и ставить «жучки» в наркопритонах.

В-третьих, и это самый серьезный заслон наркотрафику — перекрыть легализацию и вывоз из страны наркодолларов. Наркорубли никому не нужны и есть серьезные способы не позволить превратится им в наркодоллары. Ломбарды, черные маклеры рядом с пунктом обмена валют, скупщики краденого — все эти звенья цепочки должны по суду разоряться штрафами.

Ежегодный оборот российского наркорынка оценивается в $10-13 млрд. долларов. Такие суммы нелегальных денег могут влиять на курс доллара в России, их в чемоданчике не вывезешь. Их обналичивают многочисленные «слабоконтролируемые» банки. Не секрет, что помимо лицензированных пунктов обмена валюты (где все в белую) банк держит еще парочку «до кучи». И банку хорошо и проверяющие в накладе не останутся. А начнешь разбираться — убьют. Может быть, пойманные на таких операциях банки поставить в ответственное положение?

3. Принцип третий — СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БАЗЫ НАРКОЗАВИСИМЫХ. Сейчас наркоману достаточно уехать из Новосибирска в Томск и он становится «белым и пушистым». Базы ГАИ существуют отдельно. Закона нет. Бардак полный. При обнаружении в анализах героина — необходимо ставить рядом с фотографией в паспорте специальный штамп. Еще раз нашли — еще штамп. И права у любителей героина и плана должны изыматься, были они за рулем или нет. Возврат только под персональную ответственность участкового нарколога и всего на полгода, да еще и другого цвета. И такая дискриминация наркозависимых вполне оправдана. Следует помнить, что действующий наркоман, каждый год втягивает в наркопотребление от 7 до 10 человек. Такие дискриминационные меры должны быть закреплены законодательством и действовать вплоть до снятия с наркологического учета. Все государственные служащие должны раз в год, а в армии и милиции раз в полгода, тестироваться на наличие в организме следов наркотика. Все бюджетные студенты и старшеклассники тестироваться раз в полгода. Все плановые тесты за счет государства. При обнаружении наркотика — штамп в паспорт и все дальнейшие тесты за счет любителя удовольствий. Любителю сразу становится нужнее доказывать, что он не наркоман. Конфликтные ситуации разбирать в суде и наркологических комиссиях. В случае ошибки нарколога — выплачивать неправильно протестированному моральный вред, приносить извинения, а нарколога на полгода в санитары. Но начать тестирование нужно с Государственной Думы и сотрудников ФСКН.

4. Принцип четвертый — ТЕСТИРОВАНИЕ. «Обеспечивается унификация показателей и единых методов оценки наркоситуации в Российской Федерации. Государственная система мониторинга создается Правительством Российской Федерации». Эти общие слова взяты непосредственно из сайта ФСКН. Конкретно, надлежит сделать следующее:

Существующая система тестирования не совершенна, трудоемка, высокозатратна и не одинакова для всех. Необходима дешевая, обезличенная, точная сеть государственных лабораторий. Образцы приходят без фамилий под номерами и кодами. Результаты могут обжаловаться через суд и комиссии наркологов на местах. Такой способ тестирования давно применяется за рубежом. Представьте себе сотрудника ГАИ, который вежливо, аккуратно и прямо на дороге отрезает 50 волосинок с Вашей головы. Делается такая «стрижка» совершенно бесплатно. Вы запечатываете образец своей подписью, и контейнер отправляется в лабораторию, а Вы едете дальше. Если все в порядке — продолжаете ездить. Если в образце находят наркотики, а их обязательно найдут, даже если три месяца назад Вы покурили «травку» или нюхнули «кокса», тем более героина. И тогда уже любитель кайфа, попадает в базу и за свой счет доказывает наркологам и суду, что это была случайность.

Аккумуляция наркотических средств в волосах (к сведению ФСКН)

После попадания в организм, наркотическое вещество поглощается и поступает в кровеносную систему. Каждый волосок имеет свою собственную систему циркуляции крови, и вещества, которые находятся в крови, включая наркотические вещества, встраиваются в его структуру (см. Рис.1). Попав один раз в волос, вещества оттуда уже не могут попасть обратно в кровеносную систему и откладываются в нём навсегда.

Рис. 1. Строение человеческого волоса: http://pics.livejournal.com/voronov_8/pic/00011yx0/

Определение срока приёма наркотических веществ по росту волос

Волос растёт в среднем со скоростью 1-1.2 см в месяц и служит как своеобразная «магнитофонная лента», на которой записаны все вещества, которые человек принимал. Если взять волосок длиной, например, 3 см и разрезать его на 3 части, каждая 1 см длиной, то та часть, которая находится ближе всего к корню несёт информацию о всех наркотических веществах, которые человек принимал за последний месяц. Второй сегмент — несёт информацию о веществах, которые попали в организм за предшествующий месяц, и третий сегмент — вещества, которые попали в организм 3 месяца назад. Таким образом, можно составить картину приёма наркотических веществ за довольно долгий период времени. В тоже самое время, проанализировав все три сегмента одновременно, можно установить, принимал ли человек наркотические вещества когда-либо за последние 3 месяца. Определение срока, в течение которого принимались наркотические вещества, зависит от длины волос — чем длиннее волос, тем больше информации он содержит.

Рис. 2. Накопление наркотических веществ в волосах: http://pics.livejournal.com/voronov_8/pic/00012a7a/

А — аккумуляция наркотических веществ за 1 месяц

Б — аккумуляция наркотических веществ за 2 месяца

В — аккумуляция наркотических веществ за 3 месяца

Г — аккумуляция наркотических веществ в волосе человека, который употреблял препараты хотя бы один раз в течении второго месяца, но не употреблял в течении первого и третьего месяца

Для анализа могут быть использованы образцы волос (50-100 волосков) с головы, или других частей тела (например, подмышки), однако волосы с головы дают наиболее точные результаты, так как волосы с других частей тела растут с другой скоростью и не дают адекватную оценку периода, в течении которого употреблялись наркотические вещества, хотя сам факт употребления будет обнаружен. Более подробно о том, как правильно взять образцы можно прочитать на сайте Medical Genomics.

Подобный способ тестирования должен стать базовым, применяться в армии, милиции, институтах и школах, войти в обязательную медицинскую справку на права, оружие, прием на работу. Это не исключает, в случае явных признаков недавнего употребления наркотика, немедленного обнаружения любого наркотика в моче Тест «5 хром мульти экспресс» — сработает прямо на дороге и если сотрудник заподозрил Вас зря, то государство потеряет 250 рублей. А если не зря — Вы потеряете права и будете долго доказывать, что всего разок затянулись «косячком» и то две недели назад. Но сиюминутный тест, ни в коем случае не подменяет базовый (по волосам). Все анализы, кем бы они не были взяты (диспансером, школьной мед.сестрой, обученными сотрудниками ДПС, военврачом ракетной части), должны стекаться в единую федеральную базу. Ни в коем случае не по ведомствам (милиция отдельно, граждане отдельно, высшие чиновники отдельно). К Базе должен быть открыт доступ любому, в том числе и прессе. Никакой медицинской тайны тут быть не может. Более того, служить государству, водить машину, владеть оружием, учиться за счет налогоплательщиков, работать на опасных производствах — любитель наркотика больше не может и не должен.

Если наркотик обнаружен, то кроме штампа в паспорте, военном билете, любитель удовольствия обязан обследоваться на ВИЧ и гепатиты. Последнее может быть медицинской тайной, но не для отделов ЗАГС, которые прежде чем регистрировать брак, должны сообщать будущим супругам о здоровье друг друга.

5. Принцип пятый, самый спорный и сложный. ЛЕЧИТЬ ИЛИ САЖАТЬ? Сайт ФСКН утверждает, что сейчас «лечение и реабилитация наркозависимых находятся на ужасающе низком уровне и требует формирования государственной программы научных исследований в области наркологии». С этим утверждением сложно спорить. Вместе с тем государство не интересуется уже готовыми разработками российских ученых в этой области. Выдает патент на изобретение и тотчас забывает об этом. Говорю ответственно, как один из соавторов подобного патента. Два с половиной миллиона (а вдруг их больше?) наркоманов не расстреляешь, в тюрьму не посадишь, тем более, что современная российская тюрьма мало отличается от наркопритона. Наркотики в тюрьму поступают регулярно. А на свободе каждый день добавляется еще 250 наркоманов. Даже если 80 из них каждый день умирает, все равно наркомания растет на 170 человек в день. Санитарные потери в нарковойне, при всех благих намерениях ФСКН, растут ежедневно. Сами наркоманы, добровольно, лечиться не хотят, а вынужденные к этому, в терапевтических усилиях с врачами не сотрудничают. У родственников, как правило, денег нет и лечить детей не на что. «Дети» прокололи все что имели и еще родственников разорили. При этом процесс не останавливается даже на день. Героин выходных не дает. Может быть, все-таки САЖАТЬ? Нет! Сажать бессмысленно и дорого! Для справки, в большинстве стран, включая Россию, строительство и эксплуатация тюрем — дело весьма дорогостоящее. Само по себе тюремное заключение, даже если оно эффективно с точки зрения сокращения незаконного оборота наркотиков, совсем не обязательно является эффективной альтернативой лечения, с точки зрения затрат. Стоимость многолетнего курса лечения значительно меньше стоимости содержания заключенного в течение того же периода времени». Один из тех, кто ставит под сомнение эффективность российской наркополитики, — эксперт Института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон. «Существует безобразный перекос в пользу карательных мер, из-за чего страдают медико-социальные методы воздействия, Средства на наркологическую помощь и реабилитационное поле выделяются по остаточному принципу после обоймы силовых ведомств». По его мнению, проблему не решит даже дополнительноe финансирование: «Кризис наркологии не только материальный, но и содержательный. Методы лечения и реабилитации, которыми законодательно ограничена наша наркология, совершенно недостаточны». Отсутствие терапевтической свободы, запрет определенных методов лечения, подчиненное положение наркологии по отношении к правоохранительным структурам — все это, по его мнению, мешает реально бороться с наркоманией.

ПРЕДЛАГАЮ ЛЕЧИТЬ НАРКОМАНОВ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ, КАК «РАНЕНЫХ» НА ЭТОЙ ВОЙНЕ. По завершении лечения взимать все потраченные на лечение и реабилитацию деньги налогоплательщиков с бывших пациентов. Пока не вернут — пусть работают там, где нужнее государству: строят дороги, убирают мусор, сажают лес. Пусть сами выбирают, где они быстрее рассчитаются с долгами. Может они с риском для жизни, за хорошее вознаграждение станут осведомителями наркополиции, или сотрудниками центров реабилитации. Одним словом, лечить наркоманов в кредит и не отпускать из-под контроля пока не вернут деньги.

Где лечить? — Везде где будет результат, разумеется, на территории России. Деньги за лечение выплачивать частями, безналичным расчетом, на счет лицензированных центров. Не делать различия между государственными и частными центрами. Поскольку единой эффективной методики пока нет — предоставить, в разумных пределах, свободу приобщится к государственному финансированию всем желающим: медикам, психологам, психотерапевтам, вплоть до разрешенных религиозных и общественных организаций. Процесс регулировать денежными выплатами. Минимальные средства, на содержание, лечение и кормление, перечислять ежемесячно или раз в квартал (в зависимости от сроков договоренного пребывания в центре). Главную часть суммы — платить центру через год после выписки, при условии, что все регулярные тесты на наркотик будут отрицательные. Если то же самое будет и через три года — платить центру дополнительно оговоренную премию. При таких условиях наркоман заключает договор с облюбованным им самим центром и без особых причин не покидает его вплоть до окончания срока договора. Паспорт находится в центре. Покинувший центр самовольно, объявляется в розыск, как должник государства и рискует получить реальный срок в более охраняемом центре.

На таких равных условиях я готов лично принять деятельное участие в лечении и реабилитации наркозависимых. Тем более, что являюсь соавтором патента №2290947, занимаюсь наркоманией более 10 лет и могу с уверенностью заявить, что запатентованная методика реально дает эффективность около 70% при катамнезе свыше трех лет… Кроме того она пригодна к тиражированию.

Критерием оценки деятельности столь разнообразных медицинских, полумедицинских и религиозных центров может быть только результат. Первый через год, окончательный через три.

Наркодиспансеры обязать отслеживать и тестировать в определенные сроки всех находящихся на их территории граждан из федеральной базы. Не зависимо от того, проходят они лечение, приехали поработать или проживают постоянно. В паспорт наркозависимых регулярно ставить маленькую печать. Листов для дополнительных отметок в российском паспорте припасено достаточно. На первой странице паспорта штамп о нахождении в базе наркозависимых, а на последних страницах отметки о прохождении планового государственного тестирования.

Есть еще одна серьезная проблема — это встраивание бывших наркоманов в нормальную жизнь. Как правило, у них нет образования, опыта работы. Их надо обучать и трудоустраивать. Если бывшие наркоманы были в базе данных или еще там есть — у них будут проблемы с трудоустройством. Это, значит, что они могут вернуться в уже известную им среду обитания. Я сталкиваюсь с проблемой — куда выписать наркомана после курса лечения. В прежнюю среду обитания, к бывшим друзьям по кайфу — не желательно. Отправить в отдаленные районы для работы вахтовым методом? Может получиться еще хуже. Например, выборочные проверки вахтовых рабочих в Томской области выявили стопроцентную наркоманию даже у нефтяников. Государству необходимо создавать некие территории, где требуется много неквалифицированной рабочей силы и куда закрыт доступ алкоголя и наркотиков.

6. Принцип шестой — УКРЕПИТЬ СЛУЖБУ УЧАСТКОВОЙ МИЛИЦИИ. Общий бюджет расходов на милицию при этом менять не надо. Та часть милиции, которая предназначена для подавления массовых выступлений с наркоманией бороться не способна по определению. Руководство страны, наверное, оценивает опасность, исходящую от собственного народа гораздо выше прочих опасностей. Может быть, поэтому численность милиционеров вдвое больше численности армии. При этом опасность от разрастания наркомании пугает власть меньше. Предлагаю снизить норму граждан на одного участкового милиционера. А в сельской местности с низкой плотностью населения снизить норму вплоть до разумной, с учетом обширности и автодоступности территории. Дать семье участкового хорошее жилье (например, конфискованный у цыган коттедж) Предоставить государственную «девятку», а в деревне «ниву» (АЗЛК все равно не знает, что делать с готовой продукцией). Зарплату повысить так, чтобы остальная милиция завидовала и на бензин денег хватало. В участковые отбирать с психологом и по конкурсу, а не справившихся выгонять быстро и без льгот. Тогда участковый будет по именам знать всех нелегальных таджиков на своем участке, подростков в парке и «цыганок безработных».

Законодательно отменить возможность применения условных наказаний и условно — досрочных освобождений за все преступления связанные с наркотиком (на сайте ФСКН объявлено, что более половины таких преступников получают наказания условно).

Прекратить снабжение наркотиками тюрем и лагерей. А как? Например, так: общая стрижка заключенных раз в месяц (сотрудников тоже). Все пробы на анализ. Если в одной найдут наркотик — начальника тюрьмы в отставку. На это место другие набегут… и так до тех пор, пока не найдется такой, у которого «мышь не проскочит». Никого не надо заставлять или уговаривать. Порядок станет выгодным. Сейчас дошло до того, что даже «положенцы и смотрящие» колются. Для справки: различные исследования показали, что от 70 до 98 процентов лиц, осужденных за преступления, связанные с наркотиками, и не проходивших курса лечения во время заключения, в течение года после освобождения вновь вернулись к наркотикам. Кроме того, более половины заключенных, страдающих зависимостью, в течение года после своего освобождения были вновь заключены в тюрьму за преступления, связанные с наркотиками. Источник: Институт медицины, Pathways of Addiction: Opportunities in Drug Abuse Research (Washington D.C., National Academy Press, 1996), h.199, figure 8.1 (adapted).

7. Принцип седьмой — Различное отношение к наркотикам. Нельзя валить все наркотики в одну кучу и применять одинаковые репрессии к любителям марихуаны и потребителям героина. Бороться со всеми сил не хватит. Необходимо выделить наиболее опасную группу — это, безусловно, опиоидные наркоманы. В России практически нет чистых героиновых наркоманов. Подавляющее большинство в добавок к опиатам, курит канабиоиды, в том числе и синтетические (спайс, карительные смеси), пробует кокаин (в Москве это называется «качели») употребляет аптечные препараты (тропикамид, пипольфен, димедрол, кодеинсодержащие смеси). Сосредоточить все силы необходимо прежде всего на героине. Именно его потребление ведет к вымиранию и деградации России.

8. Принцип восьмой — ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ всех проводимых мероприятий (кроме агентурной работы). Особенно всего, что касается денежных потоков. Не списывать средства на пустую «пропаганду здорового образа жизни». Такой образ жизни должен быть выгоден прежде всего самим гражданам. Не распыляться! Основные усилия сосредоточить на выявлении героиновых наркоманов и дальше раскручивать всю цепочку, вплоть до поставки через границу. Когда международная наркомафия пришла в Афганистан, первым делом они выжгли поля конопли, заставив крестьян переходить на опий. Поскольку с точки зрения наркомафии — конопля не рыночный продукт (нет зависимости и может расти в любом огороде), а героин рыночный (легко транспортировать, тяжело производить и сильная зависимость). Необходимо четко расставить приоритеты. Если американцы отказываются уничтожать посевы мака в Афганистане под надуманным предлогом, значит им выгодна постепенная деградация России. Господин Джеймс Аппатурай объяснил, что эти плантации — «единственный источник дохода» для жителей одной «из самых нищих стран мира». Практически без видимых затрат (вспомним реплику Басаева) Россия лишается боеспособной армии. В ракетных частях выявляются наркоманы. Половина призывников пробовала наркотик. Служить становится некому.

Обратить серьезное внимание на рекламу наркотиков и пропаганду наркокультуры. Ввести серьезные штрафы за распространение таких материалов на телевидении и в интернете. Реклама наркотиков в интернете впечатляет. В Новосибирске местный сайт НГС выдает больше ста сайтов предлагающих купить курительные смеси. Вот прямые адреса распространителей для ФСКН. А специалисту, владеющему наркоманским сленгом, можно получить много информации даже из бытовых телефонных разговоров. Необходимо создание региональных аналитических отделов ФСКН оснащенных хорошей техникой и обученным персоналом. Вот куда надо действительно тратить деньги.

22 апреля 2010 года в ФСКН России состоялось внеочередное расширенное заседание Коллегии, на котором рассмотрен злободневный вопрос, требующий принятия решительных и неотложных мер, — «Об организации работы по противодействию распространения наркотического средства дезоморфин». Конечно, удобнее всего искать наркотики «под фонарем», например в аптеках, а потом настойчиво сообщать по всем каналам о напряженной деятельность своей службы. Наркорынок организуют очень умные люди. Не случайно они принимают решение сжечь поля конопли в Афганистане. Там на складах в данный момент сосредоточены тысячи тон героина. Каждый маршрут наркотрафика тщательно продумывается. Еще бы, за этим стоят огромные деньги, которые дураков не любят. Остается только мечтать, что на маленькую зарплату и рискованную работу в ФСКН тоже придут умные люди. Тогда вышеупомянутая программа не будет состоять из набора общих призывов и констатации общеизвестных фактов. Предлагаемые меры не требуют изменения конституции, введения смертной казни и все же могут оказаться весьма действенными.