Миронов: Через 5 лет вернемся к выборам губернаторов

Демократию в России подстегнет реформа местного самоуправления. Ее начнут, когда разрешит власть.

«Свободная пресса» продолжает публикацию цикла статей о политических и социальных последствиях фактического свертывания выборного процесса в сегодняшней России. Напомним, первый материал на эту тему назывался «Дать задний ход товарному поезду невозможно». В этой рубрике уже выступили Сергей Филатов, в 1993-96 годах — глава администрации президента РФ Бориса Ельцина, Вячеслав Игрунов — один из основателей партии «Яблоко», Николай Харитонов — депутат Госдумы РФ … Сегодня у нас в гостях Сергей Миронов, спикер Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

«СП»: – Сергей Михайлович, вы неоднократно озвучивали свою позицию по вопросам выборов в России. В частности, призывали вернуться к выборам сенаторов и критиковали поправки единороссов к закону о порядке формирования верхней палаты российского парламента. Чем вам новый порядок не угодил?

– Тут два вопроса в одном. По поводу моей критики поправок, которые касаются порядка формирования Совета Федерации… Вопрос закрыт – по простой причине. Я, как законодатель, критикую законопроект на этапе его рассмотрения. Закон принят – его нужно исполнять. Мое мнение осталось при мне, я неоднократно его озвучивал, и считаю, больше об этом говорить не нужно.

А вот говорить о выборности в будущем членов Совета Федерации – нужно, это моя идея. Недавно я прочитал интересную заметку. Автор пишет: почему же Миронов говорит, что у него есть идея, но не вносит законопроект в Думу? Ну, внес бы я его – хоть пять лет назад, хоть год назад… Как у меня лежат по пять лет законопроекты, которые «Единая Россия» не собирается рассматривать, потому что команды не получила. Точно так было бы и с этим законопроектом.

Но есть еще одна причина. Два года назад президент внес законопроект, который стал законом, – о новом порядке формирования Совета Федерации с 1 января 2011 года. Теперь только избранные депутаты – регионального или муниципального уровня – могут стать членами Совета Федерации. Я прекрасно понимаю: новый порядок заработает с января, и минимум три года, а максимум пять, мы должны будем поработать в этом порядке. Никто менять его не станет, даже если будет найдена гениальная формула формирования СФ.

«СП»: – Она есть, эта формула?

– Выборность членов Совета Федерации – вот гениальная формула. Думаю, через несколько лет мы к этому вопросу вернемся. Законопроект практически готов. Если будет политическая воля руководства страны, мы готовы его вносить. Я оптимист, я верю, что в обозримом будущем – лет через пять – мы вернемся к выборности Совета Федерации.

«СП»: – А когда мы вернемся к выборности глав регионов?

– Мной подготовлен законопроект. Я передал его президенту, председателю правительства – чтобы они, возможно, поручили просмотреть его своим юристам, внести какие-то замечания… О чем идет речь? Сегодня действует порядок, согласно которому партия, победившая на региональных выборах, вносит президенту кандидатуры на пост губернатора. Я считаю, в эту норму нужно добавить два положения.

Первое – если какая-либо партия набрала более 50% голосов, тогда она считается победившей, и тогда имеет право единолично вносить кандидатуры на пост губернатора. Но вот если ни одна партия не набрала более 50% голосов, тогда любая коалиция из двух и более партий, в сумме набравшая более 50% голосов, имеют право вносить вою кандидатуру.

Я считаю, это более демократичный порядок. Это привнесет дополнительные демократические возможности по избранию и наделению полномочиями губернаторов. Но, как я сказал, это только идея. Я уже слышал комментарии «Единой России», которая выступает – естественно – резко против. Но поживем – увидим. Мне кажется, это предложение – как раз в русле тех идей модернизации и демократизации политической системы, о которых говорит президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Что до выборности губернаторов, я уже говорил, что связываю новый порядок назначения губернаторов с проведением реформы местного самоуправления. Для меня очевиден такой вывод: как только местное самоуправление станет на ноги, как только оно обретет, наряду с полномочиями, возможности в виде отдельных налогов (или расщепления хорошо собираемых налогов), – вот тогда мы можем действовать в направлении возвращения выборности губернаторов.

Пока местное самоуправление на ноги не встало, считаю, этого не будет. Считаю, действующий порядок вполне нормален для ситуации становления местного самоуправления. Хотя понимаю, что, действительно, выборность губернаторов – наиболее демократический способ формирования высшей исполнительной власти в регионах. Точно так же убежден, на муниципальном уровне мэры городов обязательно должны избираться населением. Никакие сити-менеджеры не заменят избранного мэра, это – суть, дух и буква закона о местном самоуправлении.

«СП»: – Что будет, если провести абсолютно честные выборы в Госдуму-2011? Кто и сколько, на ваш взгляд, наберет голосов?

– «Единая Россия», безусловно, не наберет 50% голосов, а наберет значительно меньше. А вот остальные партии – в сумме – наберут больше 50%. Ну, а насколько выборы-2011 пройдут чисто и честно – посмотрим по итогам декабря. Уверен, борьба будет серьезной и острой.

«СП»: – Вообще, в современной России возможны свободные выборы?

– Конечно, возможны. Нужна, прежде всего, политическая воля руководства страну, нужно дорегулировать нормы закона, которой сегодня позволяет лазейки. Не нужно бояться, что это не позволит «Единой России» быть в выигрыше. Если реалии таковы, что она уже не пользуется поддержкой большинства населения – пусть это будет подтверждено выборами.

«СП»: – Все-таки, сворачивание выборности – это требование времени? Вы сами говорите: пока не прошла реформа местного самоуправления – незачем выбирать губернаторов. Получается, вертикаль власти нужна?

– Нужно местное самоуправление. Суть реформы местного самоуправления, которая зафиксирована в 131-м федеральном законе – в беспрецедентном для истории России перераспределении полномочий. Если совсем коротко и просто – чтобы главные полномочия отнимались у губернаторов и передавались на муниципальный уровень. Назовите мне хотя бы одну страну, когда кто-нибудь добровольно делился полномочиями?!

Если бы у нас губернаторы избирались народом, они сказали бы: у нас мандат от народа, тьфу на вас, никакой реформы самоуправления не будет, это не нужно и вредно. Именно для того, чтобы провести эту крайне нужную реформу, была предпринята не очень, может быть, демократичная форма нового порядка избрания губернаторов.

По сути, губернаторы сегодня избираются коллегией выборщиков. И если бы у нас была реальная многопартийность, если бы не было монополии одной партии, я вас уверяю, даже этот механизм избрания губернаторов не вызывал бы столько вопросов. Сейчас идет игра в одни ворота: одна партия выдвигает одни и те же кандидатуры. Мы все это видим, это далеко от реальных демократических процедур. Но как только местное самоуправление станет реальностью, когда получит реальные финансовые возможности – тогда можно и нужно будет возвращаться к выборности губернаторов.